Курсовая с практикой Экономические науки Региональная экономика и управление

Курсовая с практикой на тему Роль человеческого капитала в развитии территории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1.
Теоретические аспекты развития человеческого капитала. 5

1.1.
Сущность и концепции человеческого капитала. 5

1.2.
Особенности формирования человеческого капитала региона. 9

1.3.
Роль региональных органов власти в формировании человеческого капитала  12

2.
Характеристика условий развития и состояния человеческого капитала территории
на примере Омской области. 16

2.1.
Анализ и степень влияния человеческого капитала на развитие Омской области  16

2.2.
Проблемы и перспективы развития человеческого капитала  в Омской области  21

Заключение. 28

Список
использованных источников. 30

  

Введение:

 

На современном этапе социально-экономического развития
страны стратегической задачей является переход к инновационной экономике,
который обеспечивается за счет использования экономического потенциала
территории. Большая часть этого потенциала — это национальное богатство,
которое является источником конкурентных преимуществ. По оценкам экспертов
Всемирного банка, в структуре национального богатства всех стран мира на
материальный капитал (накопленные материальные и материальные активы)
приходится в среднем 16% совокупного богатства, природный капитал -20% и
человеческий капитал -64% Германия, Япония, Швеция. Доля человеческого капитала
достигает 80%). По оценкам отечественных экономистов по структуре богатства
России, человеческий капитал составляет более половины (Л. И. Нестеров, Г. Т.
Аширова), но его доля ниже, чем у развитых стран. Люди также должны учитывать
влияние переходного процесса 1990-х годов на формирование человеческого
капитала, которое сопровождалось сокращением численности населения, что фактически
угрожало национальной безопасности с точки зрения количества и качества.

На практике необходимо иметь дело с неэффективным
использованием человеческого капитала, которое вызвано недостаточной занятостью
населения в профильных сферах, недостаточной квалификацией для работы и другими
аспектами. В этой связи объективно необходимо создать условия для обучения и
задействования человеческого капитала, способствовать переходу страны к
инновационному развитию. В этом случае необходимо учитывать структуру человеческого
капитала, взаимозависимость процесса формирования и использования, разработать
и внедрить механизм управления человеческим капиталом, который может повысить
инновационную активность в регионе. Острота этих ситуаций и проблем определяет
выбор темы диссертационного исследования, имеющей большое значение как в
практике, так и в науке.

Понятие «человеческий капитал», подходы к его определению,
исследование структурных компонентов и оценка их влияния на результаты
экономической деятельности рассмотрены в работах А.И. Добрынина, С.А. Дятлова,
Р.И. Капелюшникова, А.Л. Лукьяновой, Е.Д. Цыреновой. Исследованию аспектов,
связанных с оценкой качества человеческого потенциала в условиях инновационной
экономики, влиянием образования на формирование человеческого капитала,
определением качества трудового потенциала и путей его повышения посвящены
труды таких ученых как О. А. Александрова, В. К. Бочкарева, В. Г. Доброхлеб, Н.
В. Латова, Е. И. Медведева, Е. В. Молчанова, М. С. Токсанбаева, Н. М.
Римашевская. Теоретико-методологические основы в области социологических
измерений качества трудоспособного населения представлены в исследованиях В. А.
Ильина, Г. В. Леонидовой, А. А. Шабуновой.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть роль человеческого
капитала в развитии территории (на примере Омской области). Для решения
поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:

1. Выявить сущность и концепции человеческого
капитала;

2. Рассмотреть особенности формирования
человеческого капитала региона;

3. Изучить роль региональных органов власти в
формировании человеческого капитала;

4. Провести анализ и степень влияния человеческого
капитала на развитие Омской области;

5. Рассмотреть проблемы и перспективы развития
человеческого капитала  в Омской области.

Объектом исследования является человеческий капитал и его
влияние на развитие Омской области.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие
в процессе формирования и воспроизводства человеческого капитала в условиях
развития территории.

Теоретической базой исследования послужили научные труды
(монографии, публикации в периодических изданиях) классиков экономической
науки, российских и зарубежных исследователей, занимающихся изучением проблем
человеческого капитала, территориального развития, экономического роста, а
также источники Интернет, которые были проанализированы и обобщены автором в
рамках диссертационной работы.

Методологическую основу исследования составили общенаучные
методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, экономико-статистические
подходы, структурно-логический анализ, методы исторического, логического,
сравнительного анализа, графический метод представления полученных результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Человеческий капитал является ключевым фактором, ускоряющим
или замедляющим преобразование инноваций. Среди проблем, сдерживающих
инновационное развитие, — разница в масштабах, скорости и глубине
преобразований в территориальном контексте. Также следует отметить крайне
неравномерное распределение всех видов ресурсов,
административно-территориальную асимметрию, высокие различия в уровне и
качестве жизни населения, в моделях и степени государственного регулирования и
т. д. Накопление разного рода противоречий и, как следствие, рост дисбалансов
приводит к диспропорциям в инновационном развитии территории, что приводит к
необходимости изучения инновационного развития и факторов, его определяющих.

Исследования влияния научно-технического прогресса и
человеческого капитала на производство и распространение инноваций начались в
середине прошлого века (работы Р. Солоу и Э. Денисона). Разнообразие
теоретических позиций, методов и данных, используемых в исследованиях для
оценки влияния человеческого капитала на инновационное развитие и анализа
обратного воздействия, сопровождалось противоречивыми результатами, которые
сделали изучение причин такой ситуации конкретным. .

Анализ особенностей современного этапа развития
человеческого капитала в Омской области позволяет предложить следующие
практические рекомендации по совершенствованию этого процесса:

— финансовая и организационная поддержка наукоемких
производств, диверсификация направлений научных исследований и производства в
соответствии с приоритетами развития новых технологий;

— создание механизма страхования инновационных рисков и
рисков высокотехнологичных компаний;

— введение системы налоговых льгот для повышения
инновационной активности компаний;

— совершенствование правовой базы защиты интеллектуальной
собственности;

— диверсификация сферы услуг, увеличение доли
телекоммуникаций, финансов, консалтинга и других наукоемких видов в их
структуре за счет развития несырьевых секторов экономики;

— поддержка регионов в создании региональной инновационной
системы; — стимулировать интеграцию научных и образовательных структур и
формирование на их основе инновационных кластеров;

— создание единой государственной системы технических
регламентов и их гармонизация с международными.

Сочетание этих мер должно способствовать ускоренному
формированию конкурентоспособной инновационной системы в Российской Федерации
и, как следствие, ускорить институциональное формирование экономики знаний на
национальном уровне.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические аспекты развития
человеческого капитала

1.1. Сущность и концепции человеческого капитала

Современный этап мировой экономики характеризуется переходом
к постиндустриальной стадии развития. Социальные отношения постиндустриальной
технологии базируются на новой экономической структуре, при которой в
общественном производстве преобладают сферы услуг, науки и образования. Исходя
из этого, интеллектуальные способности, профессиональные знания, опыт и умения
человека рассматриваются как доминанта конкурентоспособности и долгосрочных
конкурентных преимуществ компании, региона, а также страны. В контексте этой
концепции в системе национальной экономики большое значение отводится
человеческому капиталу как одному из основных видов экономических ресурсов,
используемых в процессе создания общественных благ [11].

Истоки генезиса современной концепции человеческого
капитала, отражающие исходные ключевые основы ее формирования, проявляются в
работах авторов классической политической экономии, которые в трудовой теории
стоимости заложили идею экономической значимости труда в процессе формирования
богатства общества.

Основоположники классического направления экономической
мысли У. Петти, А. Смит, К. Маркс сформировали основные положения научного
познания человеческих способностей к целесообразной, сознательной деятельности,
их накоплению и эффективному использованию в трудовом процессе.

Трудовые навыки играют первостепенную роль в создании
общественных благ и являются основной составляющей национального богатства
государства: представляется разумным, чтобы то, что мы называем богатством или
запасом страны и что является результатом прошлого труда, не считалось бы
чем-то отличным от живых производительных сил, а оценивалось бы одинаково [12].

Шотландский экономист А. Смит в своем главном научном труде
«Исследование о природе и причинах богатства народов» сделал вывод о том, что
первостепенная роль в производстве богатства принадлежит человеку, его
способностям, навыкам и он является не только источником, но и основным
составляющим богатства нации [3].

По мнению А. Смита, структура капитала включала машины и
орудия труда, доходные постройки, улучшенную землю, а также приобретенные и
полезные способности всех членов общества. Таким образом, он развил идеи У.
Петти и идентифицировал человеческие способности (профессиональные знания,
умения и навыки) как элемент основного капитала. Вместе с тем А. Смит выдвигает
положение о том, что оплата труда работника представляет собой стоимость труда,
выраженную в денежной форме, которая определяется исходя из уровня развития
производительных сил индивида, включающих его трудовые навыки, знания и
производственный опыт. По мнению ученого, в зависимости от масштаба и сложности
труда должна осуществляться надбавка к оплате труда работника и конкурентная
среда способствует тому, что работодатели и работники должны осуществлять, хотя
и с большими погрешностями, объективную оценку между затрачиваемым трудом и
получаемым вознаграждением.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы