Курсовая с практикой на тему Роль центрального банка в регулировании национальной экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты функционирования Центральных банков………..4
1.1. Сущность деятельности Центральных банков 4
1.2. Функции Центральных банков 7
2. Анализ роли Центрально Банка Российской Федерации …………………10
2.1. Место и роль Банка России в денежно-кредитном регулировании экономики 10
2.2 Зарубежный опыт функционирования Центральных банков 16
2.3. Возможности использования мирового опыта развития банковских систем 21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы……………………………25
Введение:
Актуальность темы исследования. Эффективность экономики любой страны обусловлена стабильностью национальной валюты и надежностью банковской системы. Для сохранения стабильности и экономического суверенитета страны необходимо четко понять, из каких элементов состоит банковская система, каков статус этих элементов, какое правовое положение центрального банка, который является единственным органом государства, наделенным специальной компетенцией в сфере управления банковской системой.
С точки зрения всех перечисленных факторов, РФ сталкивается с проблемами и испытывает нехватку внешних финансовых стимулов. Реформирование экономических отношений вызвало необходимость усовершенствования банковской системы. Для обеспечения устойчивости банковской системы, повышения эффективности деятельности банковского сектора, уточнения места центрального банка относительно коммерческих банков необходимо определение статуса центрального банка.
Именно на банковскую, кредитную и денежную систему возложена роль, которая объединяет современный хозяйственный механизм, обеспечивающий развитие экономики страны в целом. При возникновении системной нестабильности в финансовом и банковском секторах именно центральный банк выступает первой линией обороны и своими инструментами обеспечивает: нормализацию ситуации с ликвидностью, восстановления или поддержания бесперебойной работы платежной системы, снижение негативных ожиданий участников рынка банковских услуг, восстановление доверия к банковской системе. Этим вызвана актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучение центральных банков и их роли в национальной экономике вообще и российской экономике, в частности.
Сообразно с этим в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность деятельности центральных банков, их основные функции;
изучить место и роль Банка России в денежно-кредитном регулировании экономики;
изучить зарубежный опыт функционирования центральных банков;
проанализировать возможности отражения мирового опыта развития банковских систем.
Объектом исследования является центральный банк.
Предмет исследования – изучение роли центрального банка.
Методические подходы и практические рекомендации проведенного научного исследования используются центральными органами исполнительной власти, регулятором рынка банковских услуг, специализированными учреждениями, саморегулируемыми организациями, банковскими учреждениями, консалтинговыми компаниями, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Центральный банк — это государственный орган. Под правовым статусом центрального банка понимают его роль и место в системе других государственных органов, которые закреплены на конституционном и законодательном уровнях.
Центральный Банк Российской Федерации является главным проводником кредитно-денежной политики Российской Федерации. В соответствии с законодательством, ЦБ РФ ежегодно разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», в которых анализируется текущая ситуация и дается прогноз развития ситуации на год и два последующих года.
Деятельность центрального банка проявляется в его функциях, играет важную роль не только в банковской системе, но и в развитии экономики страны в целом. Однако, на этапе зарождения центральных банков они не имели столь значительного влияния, кроме того не было четкого представления о базовых функций центральных банков. Функции центральных банков уже сформированы, однако понимание их становления в ретроспективе дает возможность познания их сущности.
Возникновение центральных банков повлекло разграничение функций между центральными и коммерческими банками. Однако данное разграничение не было одномоментным, а продолжалось как эволюционный процесс. Поскольку не все центральные банки прошли эволюционный путь развития, а были созданы в результате принятия соответствующего законодательно-нормативного акта, то и функции данных банков сформировались вместе с его принятием. Однако, все же как и деятельность центральных банков отдельных стран, так и их функции опирались на опыт стран, прошедших эволюционный путь создания Центральных банков и формирования их функций.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты функционирования Центральных банков
1.1. Сущность деятельности Центральных банков
Центральный банк — это государственный орган. Под правовым статусом центрального банка понимают его роль и место в системе других государственных органов, которые закреплены на конституционном и законодательном уровнях.
Основные положения, определяющие статус центрального банка:
порядок определения основных задач центрального банка;
характер взаимоотношений центрального банка с органами государственной власти;
уровень экономической независимости центрального банка;
порядок назначения руководства центрального банка.
Основные задачи центрального банка определяются на законодательном уровне в специальном законе, который регламентирует деятельность центрального банка .
Основные задачи центральных банков:
обеспечение стабильности национальной денежной единицы и таким образом содействие стабильному экономическому росту;
содействие эффективному развитию банковской системы и ее надежности;
обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платежной системы страны.
В условиях глобализации мирового хозяйства деятельность центральных банков развивается по следующим направлениям:
сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне:
основание Банка межгосударственных расчетов (Швейцария), создан центральными банками развитых стран для содействия сотрудничеству и оптимизации международных расчетов;
создание Комитета по банковскому регулированию и надзору (Базельского комитета) с целью разработки принципов эффективного банковского надзора и предоставление рекомендаций центральным банкам из анализа банковских рисков и критериев их оценки;
координация деятельности центральных банков с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями (Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития и др.);
создание центральных банков объединений групп стран (Европейский центральный банк) .
Деятельность центрального банка имеет большое значение для функционирования и развития экономики любого государства. В современных условиях развития национальной экономики регулирование банковской деятельности, организация и функционирование банковской системы страны приобретает новое содержание. Такое состояние неразрывно связано с экономической и правовой природой определенных элементов, поскольку банковская система принадлежит к центральным звеньям хозяйственного механизма рыночного типа. Центральный банк как юридическое лицо выступает как самостоятельный орган, имеет обособленное имущество, находящееся в государственной собственности. Основу имущественной базы центрального банка образует его уставный капитал.
Особенность правового положения центрального банка заключается в том, что, являясь органом управления и реализуя предоставленные ему широкие полномочия, он, наряду с управленческой, ведет хозяйственную деятельность, вступая в договорные отношения с другими организациями, в том числе коммерческими банками. Независимость любого центрального банка предопределяется рядом объективных факторов, в составе которых необходимо выделить:
– степень независимости центрального банка от органов государственной исполнительной власти;
– взаимодействие с банковской системой и кредитными учреждениями страны.
Следует отметить, что для обеспечения независимости центрального банка необходимо одновременное наличие вышеупомянутых факторов. В понятие независимость центрального банка включается целый ряд показателей. В частности, можно определить, что независимость означает наделение центрального банка свободой действий, а также запретом пересматривать, отменять решения руководящих органов центрального банка любыми органами законодательной или исполнительной власти, за исключением обжалования таких актов в судебном порядке.
В то же время независимость центрального банка ни в коем случае не означает отсутствие сотрудничества между центральным банком, правительством и парламентом, а также коммерческими банками. Для осуществления уравновешенной экономической политики эти институты должны согласовывать между собой свои действия. Речь идет и об экономической политике, которую проводит правительство, и о принятии и исполнении бюджета, который разрабатывается правительством .
Сюда же целесообразно включать и основные принципы денежно-кредитной политики. Сотрудничество является одним из главных факторов взаимодействия этих институтов для стабильного экономического развития государства.
Независимость центральных банков во многих странах объясняется тем, что именно эти банки отвечают перед всем народом, перед всем обществом за стабильность национальной финансовой системы. Желательно отметить, что функции центральных банков и закономерности их развития в развитых рыночных государствах имеют много общего, поэтому в обобщенном виде их традиционно выражают пятью главными функциями.