Бюджетирование в организации Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Роль бюджета в управлении предприятием.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА 5
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2. Порядок составления 14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.1. Краткая характеристика ООО «Бина кемикал» 20
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бина кемикал» 22
2.3. Организация операционного бюджетирования в ООО «Бина кемикал» 29
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО «БИНА КЕМИКАЛ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.
Крупные современные предприятия включают в себя разнообразные экономические процессы для осуществления своей хозяйственной деятельности и определения эффективности управления. Одной из главных систем управления является бюджетирование, так как оно позволяет повысить качество управления финансами и предприятием в целом, поскольку обладает рядом преимуществ, среди которых: мотивация коллектива предприятия, новые возможности использования ресурсов предприятия, выбор оптимального варианта развития организации, оценка финансовой состоятельности предприятия.
Одним из элементов, как системы внутреннего контроля, так и системы управленческого учета, является процесс бюджетирования. Изучением понятий «бюджет» и «бюджетирование», их принципов, функций, видов занимается ряд авторов, таких как Апчер А., Вахрушина М. А., Друи К., Ивашкевич В. Б., Керимов В. Е., Кизилов Н. Я. [10], Кондраков Н. П., Кузьмина М. С Кукукина И. Г., Мухарь И. Ф., Соколов В. Я., Чая В. Т., Чупахина Н. И., Шаховская, Л. С., Широбоков Н. Н., Янковский К. П. и др. Системой бюджетирования выполняются функции: планирования, контроля, оценки деятельности, мотивации, координации, коммуникации.
Целью работы является исследование рассмотрение операционных бюджетов и его составляющие бюджеты.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-· раскрыть функции и сущность системы операционных бюджетов;
-· определить виды бюджетов и изучить процесс составления бюджета
Объектом исследования работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Бина кемикал».
Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия.
Кроме того, мы ознакомимся непосредственно в процессе работы с оформлением некоторой документации. Рассмотрим генеральный бюджет и его составляющие, применим на практике теоретические знания бюджетирования и планирования деятельности предприятия, что поможет нам оценить важное значение ведения бухгалтерского управленческого учета.
Работа состоит из введения, трех глав, включающие в себя практическое исследование на основе конкретного предприятия, заключения, списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
Оперативный бюджет — это составная часть генерального бюджета. Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет (с детализацией в отдельных бюджетах по всем основным элементам производственных затрат), бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты коммерческих и общих и административных расходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель внедрения системы бюджетирования в ООО «Бина кемикал» – повысить эффективность финансовой деятельности организации. В её задачи входит укрепление финансовой дисциплины, контроль финансового состояния организации на основе анализа и сравнения плановых и фактических показателей. На ее основе осуществляется прогнозирование развития организации и выбор наиболее перспективных сфер осуществления инвестиций. Бюджеты позволяют оценивать эффективность работы различных структурных подразделений, определение лимитов статей расходов.

   

Фрагмент текста работы:

 

Бюджет прогнозные данные, в которых указаны финансовые потребности предприятия в будущем, необходимые для ведения экономической деятельности (производства, продаж, движения ликвидности и так далее). Как правило, расчет операционного бюджета производится на определенный срок (чаще всего на год). Готовый документ представляет собой план торговой деятельности. Отклонения от сформированного плана должны четко отслеживаться и корректироваться.
На сегодняшний день вопросы, касающиеся бюджетирования, вызывают большой интерес, как в среде ученых, так и у практиков ввиду неоценимого значения бюджетирования для целей эффективного управления предприятием в условиях рисковой среды, в которой приходится вести бизнес, многовариантности и неоднозначности существующих методик ведения учета. В этой связи, актуальным становится вопрос определения экономической сущности бюджетирования и принципов, на которые должен опираться менеджмент при постановке системы бюджетирования на предприятии. В отечественной литературе понятие «бюджетирование» трактуется разными авторами по-разному. Так, по мнению А.М. Карминского, бюджетирование – это процесс составления бюджета в рамках формального процесса планирования.
На практике бюджет формируется из нескольких составляющих:
1. Бюджета продаж. Здесь задача планирования полностью лежит на руководстве предприятия. Последнее, в свою очередь, отталкивается от проведенных отделом маркетинга исследовательских работ. Бюджет продаж имеет ключевое значение, а в дальнейшем и влияние на формирование группы других бюджетов, которые черпают из него информацию.
К основным факторам, оказывающим влиянием на объем продаж, стоит отнести наличие производственных мощностей, объемы реализации в прошлых периодах, конкуренцию, изучение рынка, зависимость продаж от уровня личной прибыли и занятости потенциальных потребителей, сезонных изменений, долгосрочных тенденций и так далее.
Добиться максимальной точности при составлении бюджета продаж можно с применением разных методов расчета функционального и статистического.
2. Бюджет коммерческих затрат. Здесь учитываются все потенциальные расходы, которые связаны с реализацией продуктов (товаров) и услуг в определенный временной промежуток (в будущем). Задача разработки такого бюджета, как правило, лежит на отделе продаж. При этом расчет документа должен быть соотнесен с упомянутым выше бюджетом. Как правило, чем больше коммерческие затраты, тем выше объемы продаж и наоборот.
3. Производственный бюджет. Как только определены объемы реализации товара в численном виде, вычисляются объемы услуг или товары, которые должны быть произведены для реализации текущих задач. На базе информации о требуемом уровне запасов на конец определенного срока и об объеме единиц продаж осуществляется разработка производственного плана.
4. Бюджет применения и закупки материалов. Здесь, как правило, должны быть указаны периоды закупок и объем сырьевой продукции (полуфабрикатов), необходимых для покрытия нужд производства. Применение материала обуславливается производственным бюджетом, а также вероятными корректировками уровня материальных запасов.
В современных условиях хозяйствования для улучшения результатов своей финансово-хозяйственной деятельности предприятия должны совершенствовать систему управления эффективностью. Важнейшим инструментом для этого становится бюджетирование, которое помогает наладить систему управления эффективностью, способную своевременно и адекватно адаптироваться к внутренним и внешним воздействиям на предприятии: сбыт и производство продукции, повышение качества продукции, развитие техники и технологий и т.д. Применение бюджетирования позволяет обеспечить оптимальные значения взаимосвязанных бюджетных параметров предприятия на бюджетный период по критерию максимизации конечных финансовых результатов с учетом ограничений, накладываемых нормативными (плановыми) значениями показателей финансового состояния.
Бюджетирование может эффективно применяться в управлении коммерческой деятельностью предприятия, для оптимизации его организационной структуры, управления издержками (затратами), совершенствования разработки общей стратегии развития предприятия. Применение бюджетирования на предприятии способствует улучшению результатов его финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управленческих, производственных и сбытовых процессов. Для многих российских промышленных предприятий бюджетирование – явление уже не новое и не редкое, хотя проблем с полноценным бюджетированием еще хватает. Причиной серьезного несоответствия запланированного бюджета с реальными показателями может стать неверно выбранная методика бюджетирования.
Именно от правильно выбранной методики бюджетирования во многом зависит сбалансированность и точность бюджета. Как правило, на предприятиях используется методика традиционного бюджетирования, предложенная В.Е. Хруцким. В соответствии с данной методикой, процесс бюджетирования состоит из основных блоков и осуществляется в указанной ниже последовательности.
Бюджет продаж. Основные аналитические процедуры: оценка влияния на объем реализации предыдущего периода (данные о котором служат отправным пунктом для расчета объема продаж в планируемом периоде) таких факторов, как объем товаров согласованных к производству, но не поставленных контрагентам; результативность маркетинговой деятельности; конъюнктура и емкость рынка; наличие производственнотехнической базы и степень ее использования; политика цен (порядок формирования прибыли); сопоставление темпов инфляции и объема продаж на расчетный период; анализ безубыточности; анализ соотношения планового объема продаж плановой прибыли; анализ внешних (возможной емкости рынка сбыта, присутствия на рынке товаров-аналогов, цены на продукцию конкурентов, потребности и предпочтения и внутренних (затрат на производство продукции, источников покрытия инвестиций) факторов, влияющих на деятельность предприятия.
Бюджет запасов готовой продукции. Основные аналитические процедуры: анализ запасов готовой продукции; норматива запасов готовой продукции на начало и конец расчетного периода; подекадного (помесячного) изменения уровня запасов готовой продукции в пределах расчетного периода. Бюджет производства.
Основные аналитические процедуры: анализ формирования ассортимента; анализ бюджетируемого объема реализации продукции, анализ производственных возможностей и мощностей предприятия, оценка плана изменения запасов готовой продукции на расчетный период; оценка критического объема производства; анализ безубыточности и расчет оптимизации прибыли, издержек (затрат) и объема производства; анализ динамики объемов производства в соответствии с изменениями ресурсов (труд и капитал); анализ соответствия объемов производства и реализации в течение расчетного периода. Бюджет затрат материальных ресурсов (бюджет закупок сырья, полуфабрикатов и материалов и бюджет основных производственных запасов).
Основные аналитические процедуры: анализ планового уровня затрат материальных ресурсов (полуфабрикатов, комплектующих изделий, сырья, материалов и других компонентов, необходимых для производства продукции); анализ норм расхода определенных видов материальных ресурсов в течение планового периода (в целях уточнения и корректировки бюджета) и анализ уровня затрат материальных ресурсов в себестоимости (стоимости) продукции; расчет потребности в запасах материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих; анализ планового объема закупок материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих на предстоящий плановый период; анализ норматива запасов материальных ресурсов на начало и конец бюджетного периода; анализ запланированного помесячного (поквартального) изменения уровня запасов материальных ресурсов в пределах планового периода.
Бюджет прямых производственных затрат. Основная аналитическая процедура – оценка запланированного объема издержек, прямо пропорционально зависящих от объемов производства. Бюджет прямых затрат на труд. Основные аналитические процедуры: оценка бюджетируемого уровня прямых издержек на оплату труда основных производственных рабочих; оценка уровня затрат времени работника (рабочего) на изготовление единицы продукции, анализ стоимости 1 человеко-часа рабочего времени (с учетом средней тарифной ставки).
Бюджет общепроизводственных (общехозяйственных) расходов. Основные аналитические процедуры: анализ планируемого уровня затрат на вспомогательные материалы, на оплату труда вспомогательных рабочих, на выплаты за сверхурочное (дополнительное) время, на ремонт (модернизацию) оборудования цехов (участков), амортизацию производственного оборудования, мероприятия по охране труда, а также прочих (дополнительных) переменных затрат; оценка динамики данных затрат по дополнительным статьям в зависимости от запланированного объема производства; анализ уровня переменных общепроизводственных (общехозяйственных) расходов.
Бюджет затрат на реализацию продукции. Основные аналитические процедуры: анализ запланированного уровня затрат на реализацию продукции; оценка уровня затрат на реализацию продукции в зависимости от запланированного уровня производства; оценка уровня переменных затрат в себестоимости единицы реализованной продукции.
Бюджет коммерческих расходов. Основные аналитические процедуры: оценка бюджетируемого уровня затрат по продвижению продукции на рынок (расходов по транспортировке готовой продукции, комиссионных сбытовым посредникам, расходов на маркетинговые исследования и др.); оценка распределения данных расходов по отдельным направлениям деятельности. Бюджет управленческих расходов. Основные аналитические процедуры: оценка бюджетируемого уровня расходов на содержание высшего и среднего управленческого звена; оценка распределения данных расходов по направлениям деятельности.
Главный смысл бюджета дохода и расхода – это показать руководителям предприятия эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, хозяйственной единицы в предстоящий период. Отчет о финансовых результатах – первый из документов основного бюджета, который показывает, какой доход заработала компания и какие затраты были понесены за отчетный период.
Отчет о финансовых результатах является аналогом формы №2 российской бухгалтерской отчетности. Бюджет дохода и расхода включает в себя три раздела: основная деятельность; инвестиционная деятельность; финансовая деятельность. Требования к разработке такого бюджета, заключаются в сопоставлении изменений доходов и расходов по периодам времени, контроле рентабельности, установке нормативов условно-постоянных затрат, а так же установке лимитов условно-переменных затрат. Составление бюджета движения денежных средств – один из наиболее значимых и трудных шагов в бюджетировании. Базой для его формирования служит прогноз объема продаж (бюджет продаж). Поступления и расходы от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской и кредиторской задолженности. Сводный бюджет движения денежных средств, как и бюджет дохода и расхода, включает в себя три раздела, это: основная деятельность; инвестиционная деятельность; финансовая деятельность. Имеются 2 способа формирования бюджета, это прямой способ и косвенный способ. Сущность прямого метода состоит в том, что постепенно рассчитываются основные поступления и основные выплаты от операционной деятельности, отличие между которыми является чистый приток или чистый отток денег за счет операционной деятельности. Для того чтобы создать бюджет движения денежных средств косвенным способом, нужно сформировать прогнозный баланс на конец месяца. Баланс составляется на основе информации начального баланса и всех операционных и финансовых бюджетов. Бюджет движения денежных средств косвенным способом наглядно демонстрирует, почему прибыль не равна чистому денежному потоку и позволяет дать ответ на обычную проблему каждого управляющего «У нас есть прибыль, а где же деньги?». Бюджет по балансовому листу демонстрирует, какими средствами финансирования владеет организация, и как применяются данные ресурсы. Для прогноза баланса применяется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и размеры дебиторской задолженности, что рассчитываются при подготовке определенных бюджетов. Операционный бюджет – это система бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы по операциям, планируемым в следующий период для сегмента либо отдельной функции организации. Складывается из бюджетов продаж, производственных запасов, производства, прямых затрат на материалы, производственных накладных расходов, прямых затрат на оплату труда, коммерческих и управленческих расходов.
Далее рассмотрим операционные бюджеты подробней:
– Бюджет продаж (БП) состоит из двух частей, первая – это количество реализуемой продукции, вторая – график денежных поступлений, который является основой для бюджета движения денежных средств. Необходимым предварительным этапом работы по подготовке бюджета является прогноз объема продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж только в том случае, если руководство предприятия посчитает, что прогнозируемый объем продаж может быть осуществим. Прогноз объема продаж выполняется на основании анализа и обсуждения всевозможных микрои макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.
– Бюджет производства – это план выпуска продукции и единственный бюджет, в котором разрешается применение только натуральных показателей, без установления их денежного эквивалента. Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
– Бюджет прямых затрат на материалы демонстрирует, сколько материала и сырья необходимо для производства и какое количество сырья и материалов должно быть куплено. Размер закупок сырья и материалов зависит от прогнозируемого размера их применения, а кроме того от намечаемого уровня запасов. Включает 2 части: часть в натуральных показателях и график оплат. Бюджет прямых затрат на сырье, как правило, оформляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы, на базе производственного бюджета. – Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, отталкиваясь от бюджета производства, информации о производительности труда и ставок оплаты основного производственного персонала.
В бюджете заработной платы основного производственного персонала следует выделять 2 составные части: фиксированную часть оплаты работы, сдельную часть оплаты работы.
– Бюджет общепроизводственных накладных затрат отображает размер всех расходов, связанных с производством продукта, за исключением прямых расходов на материалы и оплату труда Общепроизводственные накладные затраты включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть намечается, отталкиваясь из надобностей производства, переменная часть – как норматив, к примеру, от трудозатрат основных производственных работников.
– Бюджет общепроизводственных накладных затрат как правило содержит в себе ряд стандартных статей расходов: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты работникам, плату непроизводительного времени и так далее. – В бюджете коммерческих затрат включает в себя рекламу, комиссионные торговых агентов, транспортные обслуживание, его расчет должен сопоставляться с размером продаж. Не следует ждать повышения размера продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий, ориентированных на стимулирование сбыта. Коммерческие затраты могут объединяться по многим аспектам, главными из которых являются: типы продукта, типы потребителей, география сбыта. Существенную часть коммерческих затрат составляют расходы на рекламу и продвижение продуктов на рынок.
Исходя из этого ответственный исполнитель (это как правило руководитель по маркетингу) обязан точно установить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько денег израсходовать на ее, для того чтобы добиться наибольшей выгоды при наименьших расходах.
– Бюджет управленческих затрат – это все затраты, никак не связанные с производственной либо коммерческой работой фирмы, т.е. расходы на содержание отдела кадров, юридического отдела, свет и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги службы связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д. Большая часть управленческих затрат носит постоянный характер; переменная часть затрат, если она имеется, планируется как процент (к примеру, от размера продаж). Вспомогательные бюджеты включают в себя план капитального строительства и кредитный план. Специальные бюджеты – это бюджет распределения прибыли и бюджеты отдельных проектов. Основными бюджетами являются следующие бюджеты, их составление обязательно для каждого предприятия:
– бюджет доходов и расходов;
– бюджет движения денежных средств;
– бюджет по балансовому листу.
Для сводного бюджета предприятия свойственна многоступенчатая иерархическая структура. Любой из бюджетов разных уровней занимает свою, точно установленную «нишу» и исполняет свою четкую роль в технологии формирования сводного бюджета компании.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы