Курсовая с практикой Экономические науки Деньги, кредит, банки

Курсовая с практикой на тему Роль Банка России в обеспечении стабильности денежной системы страны.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования денежной
системы страны.. 5

1.1. Сущность
и регулирование денежной системы.. 5

1.2. Инструменты
денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.. 9

Глава 2. Анализ Центрального банка РФ в обеспечении
стабильности денежной системы РФ.. 13

2.1. Функции
и роль Центрального банка РФ в денежной системе РФ.. 13

2.2. Анализ
деятельности Центрального банка РФ в денежно-кредитном стабилизационном
обеспечении. 17

Глава 3. Направления повышения роли Центрального банка РФ
в обеспечении стабилизации денежной системы РФ.. 21

3.1. Проблемные
аспекты деятельности денежной системы РФ.. 21

3.2. Меры
для повышения деятельности Центрального банка РФ в обеспечении стабильности
денежной системы РФ.. 22

Заключение. 26

Список используемых источников. 28

  

Введение:

 

Денежно-кредитное регулирование экономики
представляет собой неотъемлемый элемент единой макроэкономической политики
государства. Одним из необходимых условий эффективного развития отечественной
экономики является формирование эффективного механизма денежно-кредитного
регулирования, который мог бы обеспечить возможность воздействовать на деловую
активность, совокупный спрос, состояние кредитного рынка и позволил бы
контролировать деятельность коммерческих банков, обеспечивать стабильное
денежное обращение.

Меры
денежно-кредитного регулирования оформляются в виде денежно-кредитной политики.
Денежно – кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится
в дополнение к фискальной политике и является тонкой настройкой экономической
конъюнктуры. Монетарные факторы играют существенную роль в развитии современной
мировой экономики. Многое при этом зависит от эффективности денежно-кредитной
политики.

К сожалению, денежно –
кредитная политика, проводимая сегодня в нашей стране, недостаточно эффективна
и нуждается в серьезной модернизации. Главным проводником денежно – кредитной
политики считается Банк России – Центральный банк страны, который в настоящий момент
наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно – кредитного
регулирования: регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков,
политику обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение
кредитования.

В настоящее время
экономическая ситуация внутри страны остаётся напряжённой. Правительство,
Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях
недостаточности денежной массы, роста инфляции, ослабления курса рубля,
кризисных явлений в экономике и финансовом секторе страны. От эффективности мер
денежно-кредитной политики в значительной степени зависит будущее экономики
страны в целом.

Реализация мер
денежно-кредитного регулирования может столкнуться с определёнными сложностями
вследствие отрицательных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Так,
политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение
процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если
одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма,
технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал
растет.

В таких условиях для
эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна
поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может
снизить уровень доверия к предпринимательству, что приведёт к отсутствию
практической значимости политики дешёвых денег в целом.

Таким образом,
денежно-кредитная политика, реализуемая Банком России, как инструмент
государственной экономической настройки, обладает рядом положительных и
отрицательных моментов.

Все это подтверждает
актуальность выбранной темы работы. Вопрос места и роли ЦБ РФ в
денежно-кредитном регулировании по своему значению является фундаментальным для
развития отечественной экономики.

Целью исследования
является изучение роли Банка России в обеспечении стабильности денежной системы
страны.

Задачи:

¾ раскрыть теоретические
аспекты формирования денежной системы страны;

¾ анализировать
деятельность Центрального банка РФ в обеспечении стабильности денежной системы
РФ;

¾ исследовать
направления повышения роли Центрального банка РФ в обеспечении стабилизации
денежной системы РФ.

Предметом исследования является сущность,
инструменты и роль Центрального банка РФ в обеспечении стабильности денежной
системы страны.

Объектом исследования является
денежно-кредитная политика Центрального банка РФ.

Методами исследования являются методы анализа
и синтеза, дедукции и индукции, классификации и сравнения, описания.

Информационной базой исследования являются
нормативно-правовые акты, учебные пособия, периодические издания,
Интернет-ресурсы.

Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Денежная система – представляет собой одну из формы
организации денежного обращения в стране. Еще в тот момент как начали
зарождаться денежные отношения, появляется потребность в том, чтобы объединить
все возможные денежные системы, использующиеся для расчета. Государство взяло
на себя функцию координатора, в итоге происходит появление международной денежной
системы.

Вся система денежного обращения в современных условиях
организуется в так называемую денежную систему. Уже на начальных стадиях
развития и появления денежных отношений появилось осознание объективной
необходимости их организации в денежную систему. Функции данного организатора
на себя приняло государство, в итоге чего появилась денежная национальная
система, с развитием торговых международных и экономических отношений
образовалась денежная международная валютная система.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в
денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в
соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение
денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического
роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости
населения и др. Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет
огромное значение для нашей страны.

Наиболее важные направления того, чтобы
совершенствовать денежно-кредитную политику Банка России, для повышения
конкурентоспособности хозяйствующего субъекта заключаются:

— в осуществлении противоречивости и неполноте целей
денежно – кредитной политики;

— в необходимости проведения интеграции монетарной и
фискальной политики;

— в том, чтобы формировать единую методологию
денежно-кредитной политики;

— в том, чтобы развивать трансмиссионный механизм денежно-кредитной
политики;

— в том, чтобы совершенствовать методы инфляционного
таргетирования, которое в настоящий момент представляет собой единственный действенный
инструмент по сдерживанию увеличения цены;

 — в том, чтобы
выбрать адекватные целевые показатели, соответствующие реальному экономическому
состоянию отечественной и мировой экономик.

Насущное направление того, чтобы повысить
эффективность монетарной политики ЦБ РФ заключается в адекватной интеграции с
фискальной политикой. Основой в данном объединении является единство целей
экономической политики, соответствии объекта и инструмента, при помощи которых
происходит реализация как монетарной, так и фискальной политики.

Применяемые Банком России методы в денежно-кредитном
регулировании не противоречивы друг другу. Так, обеспечение уменьшения объемов
денежной для того, чтобы снизить индекс потребительской цены не сопровождается
рублевой волатильностью касательно увеличения, потому как, с помощью данного
увеличения происходит приток в Россию краткосрочный капитал и, как следствие,
увеличивается рублевая эмиссия.

В общем, Банк России занимается принятием решения
относительно монетарной политики, базируясь на том, чтобы исследовать текущую
экономическую ситуацию и средний макроэкономический прогноз. Вместе с этим,
учитывается не только очевидный сценарий, но рассмотрены риски, из-за
проявления которых существенная роль внутри финансовой системы и экономических
процессов в общем, а значит, и в том, чтобы принять решения в монетарном
регулировании.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
формирования денежной системы страны 1.1. Сущность и регулирование денежной системы Денежная система – представляет собой одну из формы
организации денежного обращения в стране. Еще в тот момент как начали
зарождаться денежные отношения, появляется потребность в том, чтобы объединить
все возможные денежные системы, использующиеся для расчета. Государство взяло
на себя функцию координатора, в итоге происходит появление международной
денежной системы[1].

Национальная денежная система – является формой
деятельности денежной единицы в одном государстве. Международная денежная
система – является одной из формы денежной массы в соответствии с
международными экономическими отношениями. Денежная ликвидность является
способностью денежной валюты в любые моменты использоваться для того, чтобы
рассчитаться за приобретенный товар либо услугу. Денежные потоки – является
суммой денежных средств, использующиеся для того, чтобы все участники
хозяйствующих отношений рассчитались между собой.

За длительный период существования денег сформировались
следующие типы денежных систем[2]:

1. Металлическая денежная система, ее основы
заключаются в том, чтобы использовать действительные деньги, обычно
металлические. В металлической денежной системе присутствует два типа: Биметаллизм
– представляет собой денежную систему, при которой значение всеобщих
эквивалентов официальным образом закрепляется за двумя металлами. При
биметаллизме устанавливают монетарные паритеты – порядки существования монеты
из различного металла.

Разновидность монетного паритета: равные
(параллельные) паритеты – у государства нет права на вмешательство в порядок
соотнесения монеты, паритеты устанавливает рынок (характерное является ранняя
стадия развития экономики); подчиненные паритеты – курсы монеты из одних
металлов к монете из других устанавливает государство официальным образом (в
России – это период «Медного бунта»).

Монометаллизм – представляет собой денежную систему,
при которой значение всеобщих эквивалентов занимает один металл. Различаются
следующие виды золотого стандарта: золотомонетный стандарт – в денежном
обращении есть как золотая монета, так и бумажные деньги, свободно меняющиеся
на золото (в России — 1895-1914 гг.); золотослитковый стандарт – отсутствие
свободного обращения золота, присутствие ограниченного обмена банкноты на
золото в соответствии со строго установленными стандартами слитками — линготах
(в России — 1914-1944 гг.); золотодевизный стандарт (устанавливается в случае
скудости золотых запасов) – является обменом национальной валюты на
иностранные, разменные на золото (1944 – 1969 гг. — международная Бреттон-Вудская
валютная система). [1] Авагян, Г.Л. Деньги, кредит,
банки: Учебное пособие / Г.Л. Авагян, Т.М. Ханина, Т.П. Носова. — М.: Магистр,
НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 416 c. [2] Чернецов, С.А. Деньги, кредит,
банки: Учебное пособие / С.А. Чернецов. — М.: Магистр, 2018. — 494 c.

 

Содержание:

 

Введение 3
1.Теоретические основы деятельности банка России 5
1.1.Роль современной денежно-кредитной политики в экономике России 5
1.2.Проблемы современной денежной кредитной политики России 9
2.Анализ роли банка в функционировании денежной системы России 12
2.1.Особенности современной денежно-кредитной политики банка России 12
2.2. Регулирование наличной денежной массой 18
3.Российская банковская система: перспективы и пути совершенствования 21
3.1.Трансформация системы денежного обращения и банковской системы 21
3.2.Особенности воздействия международного денежного обращения на национальную экономику 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 32

 

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов (далее — Основные направления ДКП) вызывают особый интерес у научного сообщества тем, что представляют собой программный документ деятельности Банка России в монетарной сфере на среднесрочную перспективу. В них нашли отражение результаты экономических исследований, проводимых специалистами Банка России, показан вклад денежно-кредитной политики в развитие национальной экономики, более подробно разъяснена связь денежно-кредитной политики с другими направлениями государственной политики и дано описание каналов ее трансмиссионного механизма. Кроме того, научный интерес представляют также приложения к Основным направлениям ДКП, которые являются не только источниками информации, но и дополняют результаты научных исследований регулирования монетарной сферы.
Научная составляющая содержания Основных направлений ДКП, во первых, придает им статус программного документа, во вторых, обосновывает реальный вклад Банка России в формирование предсказуемых экономических условий, в третьих, способствует укреплению доверия к проводимой денежно-кредитной политике, в четвертых, повышает информационную открытость деятельности Банка России, способствуя тем самым повышению ее эффективности.
Целью данной работы является создание более полного представления о ЦБ и его роли в банковской системе РФ.
Для достижения данной цели решается ряд задач:
 определяется нормативная база деятельности ЦБ РФ;
 рассматриваются основные функции и операции, осуществляемые ЦБ РФ;
 проводится анализ баланса Банка России;
 предлагаются меры по совершенствованию платежной системы Банка России.
Объектом исследования данной работы является – Центральный банк РФ.
Предметом исследования — роль банка России в обеспечении стабильности денежной системы России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные документы, а также учебно-методические пособия и журналы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная российская экономика, отличающаяся значительными структурными дисбалансами, высокой степенью открытости и зависимостью финансовой устойчивости от экспорта преимущественно энергоносителей, не готова к одновременным рискам инфляции/дефляции, с одной стороны, и свободного плавания курса рубля, с другой стороны. Представляется логичным в сложившейся ситуации дополнить модель таргетирования инфляции режимом гибко управляемого плавающего валютного курса с определением диапазона колебаний курса российского рубля к доллару США.
В практическом плане предлагается для поддержания ценовой устойчивости перейти к мягкому таргетированию значения валютного курса в установленных пределах с возможной коррекцией границ коридора в случае значительных резких изменений внешнеэкономических условий. Это позволит уменьшить валютные риски контрагентов, повысить прогнозируемость долгосрочных внешнеэкономических контрактов для субъектов хозяйственной деятельности, обеспечить относительный баланс между конкурентоспособным экспортом и затратами на импорт зарубежного оборудования и современных технологий. В целом эксперты Финансового университета положительно оценивают Основные направления ДКП, но полагают, что они могут быть дополнены и конкретизированы с учетом отмеченных замечаний и предложений.
Можем считать, что указанные выше меры по изменению денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ и экономического блока Правительства РФ будут способствовать росту производства. Также, будет получена возможность для развития высоких технологий и ухода от сырьевого уклона нашей экономики.
Внесение в цели деятельности Банка России дополнений, что Центральный Банк России должен заниматься ростом экономики, в том числе за счет увеличения инвестиций и уменьшения безработицы, позволит увеличить рост рабочих мест, так как увеличение производства предполагает потребность в новых работниках, в связи, с чем предполагается рост доходов населения.
Теперь необходимо понять, на основе каких принципов произойдёт координация финансовой и денежно-кредитной политик в РФ.
Автором предлагаются следующие инструменты, которые способствуют сбалансированному взаимодействию рассматриваемых видов политик:
• активизация инструментов рефинансирования по уже созданным программам ЦБ РФ на основе повышения лимита по кредитованию;
• целевая эмиссия денежных средств под облигации федерального займа, которые должны в дальнейшем составить потоки инвестиционных проектов в различных хозяйствующих отраслях;
• стимулирование конкурентной предпринимательской среды на основе отсутствия регулярной тарифной индексации хозяйственного функционирования естественных монополий.
Подытоживая полученные результаты исследования, необходимо отметить, что целесообразным направлением достижения сбалансированности финансовой и денежно-кредитной политик в российской экономике должно быть стимулирование каждой из них, что будет способствовать тесной корреляции между собой и объединению совокупной целью, которая заключается в устойчивости экономического развития страны и структуризации национальной экономики.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы деятельности банка России
1.1. Роль современной денежно-кредитной политики в экономике России
К, несомненно, положительным сторонам Основных направлений ДКП можно отнести фундаментально прописанные положения о роли ценовой стабильности в обеспечении финансовой и социальной стабильности, а также благоприятного инвестиционного климата. Справедливым и научно обоснованным считаем утверждение Банка России о том, что денежно-кредитная политика, создавая важные условия для развития экономики, не может сама по себе служить основным источником устойчивого повышения экономического потенциала, хотя и способна приводить к отклонению темпа роста экономики от ее потенциально возможного прогресса.
Этим объясняется важность координации денежно-кредитной политики с иными направлениями экономической политики, прежде всего бюджетной, что обеспечивает отсутствие инфляционного давления по бюджетному каналу, учет внешних факторов в виде решений центральных банков крупнейших стран в области денежно-кредитной и экономической политики. В контексте координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики следует высоко оценить исследование влияния повышения НДС на инфляцию, проведенное в рамках Основных направлений ДКП, а также в Докладе об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию.
Следует заметить, что ранее в Основных направлениях ДКП на 2018 год и период 2019 и 2020 годов 3 необходимость координации со структурной политикой, нацеленной на решение структурных проблем в части обеспечения согласованной системы государственного оперативного и стратегического планирования, была выделена только в качестве постановочной проблемы. В анализируемом документе структурные факторы и структурная политика определены как важнейшие внутренние условия денежно-кредитной политики, а координация таких направлений экономической политики, как бюджетно-налоговое, денежно-кредитное и структурное, способствует повышению потенциальных темпов роста российской экономики. Данное положение согласуется с отмеченным выше положением о косвенном влиянии денежно-кредитной политики на текущие и потенциальные темпы экономического роста, на развитие остальных сфер экономики [1].
В новых условиях Банк России не ограничивается при проведении денежно-кредитной политики только влиянием на ликвидность банковского сектора. Его действия направлены на удержание ставок денежного рынка в границах процентного коридора и приближения ставок к ключевой, определяющей направленность денежно-кредитной политики. При этом важно не допускать значительных колебаний процентных ставок и создавать условия для проведения основных операций по предоставлению и абсорбированию ликвидности, в том числе в условиях структурного профицита ликвидности.
На сайте Банка России в разделе «Система инструментов денежно-кредитной политики» [4] сделана попытка представить современную систему инструментов денежно-кредитной политики. Основным элементом системы инструментов, по материалам сайта Банка России, являются обязательные резервные требования, которые «формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путём предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки» [4]. В систему инструментов денежно кредитной политики Банк России включил тип и цели операций, формы проведения, сроки и частоту проведения операций. Основным инструментом денежно-кредитной политики, который Банк России использует для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются » аукционы на срок 1 неделя».
Одновременно «аукционы» на любой срок являются «типом операций», но не инструментом. Настоятельная потребность в прояснении понятийного аппарата, обеспечение взаимосвязи норм закона «О Банке России» и практических действий регулятора должны стать непременной задачей информационной политики Банка России при проведении денежно-кредитной политики.
На период 2016-2018 гг. размер расходов федерального бюджета уменьшался, что обуславливает тот факт, что российская финансовая политика была направлена не на стимулирование рыночного спроса, а на уменьшение стоимости провала (дефицита) бюджета, о чём также говорит и сокращение его доли в ВВП. К тому же, начавшаяся кризисная ситуация в российской экономике с 2014 года, сопровождавшаяся санкции против государства со стороны США и ЕС, а также ответными мерами по товарному эмбарго со стороны РФ, несколько отличалась от 2008-2010 гг., когда мировое сообщество охватил глобальный финансовый кризис. Огромное влияние на ситуацию последних 5 лет оказала изменчивость цен на нефтяные ресурсы и объём бюджетных резервов, хранившихся в двух фондах: резервном и национального благосостояния. Если сопоставлять принципы финансовой политики РФ в 2008-2009 гг. и 2014-2016 гг., то можно отметить, что ситуация с первым финансовым кризисом была в разы благоприятнее, нежели текущее состояние дел. Об этом также говорит и А. Аганбегян, считая, что бюджет, разрабатываемый по тенденциям экономики с 2017 года, можетпособствовать продолжительной рецессии и, тем самым, резкому падению ВВП до 6 % [7]. Перенастройка современной финансовой политики на основе выводов, сделанных по таблице 1, и мнений учёных-экспертов представляется на основе следующих положений:
Уменьшение расходов должно происходить по параметру значимости с целью обеспечения устойчивости экономического развития, а не для решения задачи снижения размера дефицита. На протяжении последних 3 лет в структуре расходной части бюджета федерального центра были сокращены ассигнования на здравоохранение, образование и поддержку предпринимательства [4];
Большая доля дефицита федерального бюджета образуется в связи с дополнительным финансированием деятельности ПФ РФ [4], поэтому нужно развивать адресное ресурсное обеспечение пенсионеров касаемо уровня нуждаемости конкретного гражданина;
Составление бюджета должно происходить по принципу максимальной антицикличности экономики с планомерным уменьшением воздействия на него ценовой изменчивости ресурсодобывающих отраслей, в частности нефтегазовой, нефтехимической, что влияет на размер нефтегазовых доходов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы