Курсовая с практикой Юриспруденция Предпринимательское право

Курсовая с практикой на тему Роль антимонопольных органов в защите прав потребителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Система органов в сфере защиты прав потребителей 5
1.1. Роль органов прокуратуры Российской Федерации в механизме защиты прав потребителей 5
1.2. Особенности и задачи тарифного регулирования в Российской Федерации 7
2. Защита прав потребителей антимонопольными органами 17
2.1. Антимонопольное регулирование в региональном аспекте как формирование защиты прав потребителей 17
2.2. Участие производителей и потребителей в процессе принятия тарифных решений 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

 

  

Введение:

 

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России.
Объектом исследования является антимонопольное регулирование.
Предмет исследования — проблемы и значение антимонопольного регулирования в России
Цель данной работы определить направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
— определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
— проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
— рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
— выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;
— определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
Теоретической основой исследования были работы российских ученых в научной и периодической литературе: В. П. Орешина, А. М. Бабушкина, С. Авдашева, С. Пузыревский, Д. Г. Даутов, А. А. Оводов, Е. Шохин, Г. И. Мартыненко
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические основы монополий и особенности их регулирования. Речь идет о понятии, видах и значении монополий, а так же об особенностях государственного регулирования деятельности монополий. Во второй главе раскрывается антимонопольное регулирование в современной России и его специфика. Речь идет об анализе деятельности Федеральной Антимонопольной Службы России, проблемах и перспективах государственного регулирования российских монополий.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основываясь на проведённом анализе, можно сделать выводы:
Тарифное регулирование в сфере перемещения и хранения задержанных транспортных средств, в сфере железнодорожного транспорта, электроэнергетики, сфере коммунальных услуг и услуг связи должно учитывать мнение потребителей этих услуг, поскольку данные сферы являются естественными монополиями в городах и районах, а ж/д транспорт – и по всей стране.
Что касается естественных олигополий (лекарственные средства, техосмотр транспортных средств, аэропорты и транспортные терминалы, нефть и газ, медицинские изделия), тарифное регулирование в них также должно осуществляться с учётом мнения потребителей. Кроме того, с затратами по тарифам электроэнергетики и коммунальных услуг, услуг связи, лекарственных средств и медицинских изделий так или иначе приходится сталкиваться всем жителям России, что ещё раз подчёркивает важность участия потребителей в процессе принятия тарифных решений.
Недавнее исследование ФАС показало, что население отлично информировано о деятельности Службы, но считает её недостаточно эффективной. Самый низкий балл получила оценка возможности принять участие в общественных и экспертных обсуждениях по вопросам работы ФАС. При этом о своей осведомлённости о существовании таких обсуждений заявило большее число респондентов – значит, Федеральной Антимонопольной Службе стоит и далее выстраивать диалог с потребителями по поводу тарифного регулирования.
К тому же, как показывает практика, совместное с гражданами и юридическими лицами принятие решений органами власти значительно снижает степень законодательной неосведомлённости и недовольства населения, а также способствует развитию рынка в демократическом обществе.
Итак, одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики является углубление теоретических основ и разработка мероприятий антимонопольного регулирования, адекватных условиям транзитивной экономики России. Отечественные исследования проблем антимонопольного регулирования проводились еще в начале ХХ в., в них признавалась необходимость разработки эффективной системы государственного регулирования монопольных объединений, возникших с развитием капитализма, с целью борьбы с коррупцией. Исследование этой проблематики возобновились в начале 90 гг. ХХ в. с переходом к рыночной экономике.
Однако антимонопольное регулирование экономики рассматривалось как инструмент защиты потребителей, тогда как оно выступает важным элементом системы обеспечения экономической безопасности. Анализ антимонопольного регулирования товарных рынков приводит к выводу о необходимости совершенствовать антимонопольные органы и соответствующее законодательство. Для обеспечения защиты экономической конкуренции важное значение имеет независимость органов антимонопольного регулирования, о чем свидетельствует анализ опыта развитых стран.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Система органов в сфере защиты прав потребителей
1.1. Роль органов прокуратуры Российской Федерации в механизме защиты прав потребителей
15 марта ежегодно отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Общемировое признание права потребителей получили 9 апреля 1985 года, когда резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 были приняты «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», закрепившие восемь основополагающих прав: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество и право на возмещение ущерба. Практически все вышеуказанные права нашли свое отражение в российском законодательстве, среди которого основным нормативным актом, регулирующим данную сферу деятельности, является Закон РФ «О защите прав потребителей».
Субъекты данных правоотношений – коммерческие организации и гражданин – не равны между собой, именно поэтому законодатель с целью обеспечения баланса их интересов встал на защиту «слабой» стороны – потребителя, предоставив ему дополнительные гарантии. Одной из таких гарантий является деятельность органов прокуратуры по защите прав потребителей. Помимо реализации правозащитной функции органы прокуратуры большое внимание уделяют профилактической деятельности в сфере защиты прав потребителей, имеющей огромное значение в охране гражданских прав еще до момента их нарушения. Для защиты нарушенных прав потребителей органами прокуратуры используются традиционные правовые средства: протест, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Стоит оговориться, что термин «защита» используется в данном случае в широком смысле и охватывает понятие «охрана», поскольку данные дефиниции неодинаковы по объему и соотносятся как целое и часть соответственно. Целью охраны гражданских прав является предупреждение их нарушения, а целью защиты – восстановление уже нарушенных субъективных прав и устранение препятствий к их реализации. Суть протеста состоит в отмене, изменении или дополнении нормативного правового акта, нарушающего законодательство и вследствие этого права неопределенного круга лиц. Представление вносится прокурором в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами. По своей целевой направленности от протеста и представления отличается предостережение. Если целью протеста и представления является защита гражданских прав, то целью предостережения – охрана.
Вместе с тем, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении является классической мерой ответственности, цель которой – привлечение лиц, нарушивших закон, к административной ответственности. Отнесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении к средствам защиты в данном случае является недопустимым. Органы прокуратуры занимают особое место в системе защиты прав потребителей, поскольку обладают универсальной компетенцией. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов не только коммерческими организациями, являющимися изготовителями, исполнителями либо продавцами, но и представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, в том числе контролирующими, органами местного самоуправления, чем обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
В силу п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе, в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка осуществляет указанная служба. При этом прокурор, не подменяя органы Роспортебнадзора, может в случае их бездействия либо нарушения прав потребителей осуществлять их защиту, относящуюся к компетенции указанного государственного органа и его должностных лиц, путем принятия мер прокурорского реагирования.
Так, например, прокуратурой Пензенской области была проведена проверка осуществления региональным Управлением Роспортебнадзора контрольно-надзорных мероприятий в сфере обращения мясной продукции. В ходе проверки установлено, что органами Роспортебнадзора при наличии оснований не проводились внеплановые проверки юридических лиц, чем нарушались права потребителей на безопасность и качество. В связи с выявленными нарушениями руководителю Управления Роспортебнадзора по Пензенской области прокуратурой области внесено представление, по результатам рассмотрения которого деятельность контролирующего органа была скорректирована.
Таким образом, органы прокуратуры играют важную роль в механизме защиты прав потребителей, осуществляя как правозащитную, так и профилактическую деятельность, а также надзор за соблюдением законов органами государственной власти и органами местного самоуправления, чем обеспечивают баланс частных и публичных интересов. При этом, в отличие от иных органов государственной власти, задачей прокуратуры не является способствование в реализации гражданских прав, а весь административный потенциал органов прокуратуры направлен именно на их защиту.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы