Курсовая с практикой на тему Ритуалы и церимониал сакральности королевский власти в Англии и Франции раннего нового времени (применение темы в школьном курсе ИСТОРИИ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ТОРЖЕСТВЕННЫХ РИТУАЛОВ В ПРОЦЕССЕ САКРАЛИЗАЦИИ
ВЛАСТИ МОНАРХОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ.. 5
1.1. Понятия «ритуал», «церемониал»,
« сакральность», особенности проведения в Англии и Франции в эпоху раннего
нового времени. 5
1.2. Значение ритуалов в процессе
сакрализации власти монархов в средние века и раннее Новое время. 9
ГЛАВА 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РИТУАЛОВ И ЦЕРИМОНИАЛА САКРАЛЬНОСТИ КОРОЛЕВСКИЙ
ВЛАСТИ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 19
2.1. Анализу школьных учебников и
программ. 19
2.2. Важность изучения темы ритуалов
и церимониалов сакральности королевский власти в Англии и Франции раннего
нового времени. 25
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИЗУЧЕНИЮ
РИТУАЛОВ И ЦЕРИМОНИАЛОВ САКРАЛЬНОСТИ КОРОЛЕВСКИЙ ВЛАСТИ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ
РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 44
Введение:
Актуальность темы
исследования.
Тема сакральности и
ритуалов необходима к изучению школьникам, поскольку изучение данной темы
способствует глубоко познанию чужой духовно-нравственной культуры, понимание
собственной и нравственному развитию школьников.
ФГОС и проект ИКС по
всеобщей истории нацелены на изучение особенностей духовной жизни
европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о
важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на
развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей.
Интерес
к сакральным аспектам королевской власти продиктован тем, что монархия как
форма правления сохраняется в более чем 30 странах мира, в том числе в 12
европейских государствах. Монархическая власть, как правило, предполагает
сакральный статус ее носителя, а также связана с определенными ритуалами (в
первую очередь, с коронацией). В свою очередь, английская монархия,
характеризующаяся преемственностью и непрерывностью передачи традиций, играет
заметную роль в жизни современной Европы и мира; к тому же в современной
Великобритании традиционный церемониал, подчеркивающий сакральность монарха,
сохранился наиболее полно. Сегодня встал вопрос о том, что
преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не
только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании
достойного гражданина, готового к межкультурному и межконфессиональному
диалогу. М.Блок отметил, что необходимо исследовать целительные обряды
и, в более общем виде, выражающееся в них понимание королевской власти"
[18].
Объект исследования: ритуалы
и церимониал сакральности в школьном курсе истории. Предмет исследования: ритуалы
и церимониал сакральности королевский власти в Англии и Франции раннего нового
времени в школьном курсе истории
Цель исследования:
проанализировать ритуалы и церимониал сакральности королевский власти в Англии
и Франции раннего нового времени в школьном курсе истории.
Задачи исследования:
1. Изучить значение и
особенности публичных торжественных ритуалов в процессе сакрализации власти
монархов в средние века и раннее Новое время
2. Проанализировать
методические аспекты изучения ритуалов и церимониала сакральности королевский
власти в Англии и Франции раннего нового времени в школьном курсе истории.
3. Разработать элективный
курс по изучению ритуалов и церимониалов сакральности королевский власти в
англии и франции раннего нового времени
Различные аспекты
обозначенной проблемы представлены в работах E.H. Колокольцева, В.Г.
Маранцмана, М.Г. Качурина, A.B. Дановского, С.А. Зинина, Г.С. Меркина, В.А.
Доманского, С.А. Леонова, В.Н. Пименовой, И.А. Подругиной и др.
Заключение:
Традиционно считается, что церемония
коронации способствовала освящению власти монархов в Средние века и в раннее
новое время. Конечно, все элементы этого ритуала были хорошо продуманы и
устроены настолько, что наследник престола качественно изменил свой статус и
приобрел принципиально новый характер в глазах своего окружения.
В целях развития познавательного интереса
и активного самостоятельного мышления у учащихся можно
использовать также метод по работе со
сравнительной таблицей. Нацеливая учеников на заполнение таблицы, учитель ставит перед собой цель: закрепить знания,
полученные учащимися ранее, с целью их систематизации и более глубокого
восприятия. В процессе заполнения таблицы учащиеся выделяют главные направления внутренней и внешней
политики, а также достижения монархов династии Тюдор. После заполнения таблицы
учащиеся могут сделать вывод о том, чья политика из
монархов была наиболее удачной и плодотворной,
а чья наоборот принесла лишь потери и разрушения. При заполнении таблиц учащиеся
могут использовать материал
учебника, дополнительной
литературы, иных источников информации, исторических карт.
При оценивании результатов деятельности учащихся по заполнению таблицы учитель руководствуется следующими
критериями: соответствие содержания теме таблицы, краткое
и последовательное изложение
материала. Использование сравнительных таблиц на уроках истории способствует развитию активного самостоятельного мышления и развивает
логические способности учащихся.
Составление учащимися логической схемы после изучения
деятельности Елизаветы Тюдор будет способствовать развитию памяти, аналитических способностей и умению выделять главное
из текста учебника. Например, в схеме можно отразить
создание англиканской церкви,
протекционистскую экономическую политику,
достижения внешней политики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
ПУБЛИЧНЫХ ТОРЖЕСТВЕННЫХ РИТУАЛОВ В ПРОЦЕССЕ САКРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ МОНАРХОВ В
СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ 1.1. Понятия «ритуал»,
«церемониал», «сакральность», особенности проведения в Англии и Франции в эпоху
раннего нового времени
Ритуал —
вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения,
упорядоченная системадействий (в т. ч. речевых), выражает определенные
социальные и культурныевзаимоотношения, ценности.
Церемониал — свод правил
и обычаев, которые обеспечивают официальным лицам прерогативы, привилегии и
иммунитеты, необходимые им для успешного выполнения своих обязанностей.
Сакрализация власти
явилась одним из проявлений религиозной креативности народов мира, к тому же
старейшим в осмыслении ими политической жизни и ее институтов. Воспринимая Бога
как отправную точку и программу функционирования мира, человек проецировал эту систему
на земную обыденную жизнь с монархом во главе. Именно монарх должен был
разрешить проблемы, связанные с самыми глубокими эмоциями человека, его страхом
и надеждами, " феномен, осмысленный в литературе формулой: "институт
власти спущен с небес"[1].
Хотя сегодня некоторые
исследователи «абсолютизма» признают существование прав и привилегий, с
которыми приходилось считаться государю, они подчеркивают, что привилегии
носили корпоративный, а не индивидуальный характер1 и не
препятствовали сбору невотированных налогов. Это весьма незначительно
корректирует грубое представление о тождественности абсолютной власти и ее
деспотической противоположности. Историки упускают важную особенность так
называемых «абсолютистских» режимов, а именно обычай консультаций с подданными.
Безусловно, обычно эта процедура воспринимается как антитезис «абсолютизма».
Подчеркнуть процесс одобрения значит сказать новое слово о таких государствах.
Традиционная точка зрения подразумевает, что для абсолютной монархии было
характерно деспотическое правление, а в XVIII столетии представительные
учреждения, например французские парламенты, с ним боролись. Но, как уже было
показано выше, права, представительство и согласие возникли отнюдь не в
просвещенном XVIII веке. Они являлись частью городской республиканской
традиции, сохранившейся в раннее Новое время и вошедшей в теорию и практику
каждой монархии. Эпоха Просвещения просто придала им более четкие формы[2].
Общепринятая
теория защиты традиционных прав, несмотря на все доводы разума, стала частью
мифа. Мрачными красками она изображает корону, которая
на самом деле была прогрессивной и отражала настроения народа, и оппозицию,
которая была корыстной и консервативной. Для раннего Нового времени историки
придавали слишком большое значение теме наступления монархов на права и
привилегии подданных и их защиты репрезентативными органами. Волнующий
спектакль не всегда адекватно отражает историю. Государи, так же как и
сословные представительства, сознавали, что их долгом было защищать закон и
гарантировать права. Немногие решались нарушить обычаи, если цели можно было
достичь иными, менее провокационными средствами. Эти альтернативные средства
были менее зрелищными и уже упоминались ранее. Большинство изменений в
законодательстве и праве собственности (сюда входило и налогообложение),
производолись с согласия и при содействии консультативных органов.
Правительство не имело шансов выжить, если бы оказалось, что подданные не имеют
желания изменять свои привилегии, несмотря на все уговоры. Подобная статичная
позиция каждый раз при обсуждении налогов создавала бы безвыходное положение,
не оставляя законного пути изменить права собственности и не вызвать при этом
восстания. Легитимация давалась через процедуру одобрения, неотделимую от прав
и свобод. Консультативные и репрезентативные механизмы были важны для так
называемых «абсолютных» монархов в немалой степени потому, что без них
невозможным оказывалось законное налогообложение. Абсолютная власть
пренебрегала одобрением только в тех случаях, когда испрашивать его было
неуместно.
Часто
утверждают, что сословные представительства существовали для защиты прав и
свобод. Так и было, но не в том негативном значении, которое является
общепринятым. Они существовали для того, чтобы давать согласие сообщества или
корпорации на введение правительственных актов, касавшихся их прав. Фактически
они представляли собой республиканский компонент монархической системы. Они
воплощали идеологию, которая оберегала древние обычаи, утвержденные привилегии,
контракты и хартии. Их риторикой была свобода, а их санкцией — прошлое. Их
делом было вести переговоры о вторжении правительства в сферу иммунитета.
Поэтому они в
некотором смысле обеспечивали ограничение королевской власти, поскольку
сдерживали те действия, которые власть предпринимала по собственной инициативе.
Но это можно назвать ограничением только если предположить, что монархи желали
неограниченной власти. Но так как они в большинстве своем уважали законы,
значит, такой власти не желали. Более примечателен тот контекст, в котором
сословные представительства усиливали королевскую власть. Сословные учреждения
распространяли ее на территории, которые находились вне действия королевской
прерогативы. Однако даже тогда, когда историки обращают внимание на важность
прав и привилегий в условиях абсолютной монархии, они считают их статичными.1
Негативный подход к рассмотрению сословных представительств говорит о полном
непонимании их истинных функций. Они существовали не для того, чтобы
препятствовать распространению королевской власти, а для того, чтобы
легитимировать ее.
Историки
«абсолютизма» игнорировали эту деятельность. Они пали жертвой общего
заблуждения, отождествляющего сословные представительства с английской моделью
частых национальных парламентов, сформировавшейся после 1688 года. Отсутствие
консультативных органов они считают основной чертой «абсолютизма» и не
рассматривают подобные институты во Франции лишь на том основании, что они
непохожи на английские. Поэтому им нетрудно доказать «абсолютистский» характер
французского государства. Однако Англию нельзя принимать даже за произвольную
точку отсчета, так как ее парламент не был исключительным в своем роде
учреждением. Сегодня мы знаем, что ежегодные сессии проходили не только в
вестминстерском парламенте после 1688 года. Примеры некоторых немецких княжеств
опровергают традиционный тезис об уникальности английской модели, хотя частота
заседаний сословных представительств в Германии варьировалась. И во всяком
случае, нет никаких оснований для того, чтобы оценивать эффективность
консультаций по критерию их сходства с английскими обычаями. Общенациональные
сословные представительства в европейских странах, не считая Англии и Польши,
были редкостью, что неудивительно, поскольку единые национальные государства
были исключениями. Если национальная перспектива была закрыта, то множество
консультативных механизмов концентрировалось в одной точке. Иногда
представительство было призвано выражать мнение определенной территории,
принадлежавшей государю, но чаще они представляли регионы и провинции или
сословные группы, такие как духовенство и дворянство. Большинство правителей
стремилось достичь консенсуса по вопросам, затрагивавшим права подданных, но
институциализировали свое стремление различными способами, многие из которых
говорят о том, что не только англичане могли постичь конституционную мудрость.
Теперь и английские исследователи понемногу отходят от историографического
эквивалента старой пословицы «Пролив в тумане — континент отрезан».
Только в
редких случаях государи игнорировали условности, связанные с процедурой
одобрения. Одним из них было восстание, после которого провинцию могли на
законном основании лишить привилегий. Другим случаем было завоевание, которое
давало завоевателю право обходиться с приобретенными территориями менее
уважительно, чем с остальными. На таком основании Филипп V после 1707 года
уничтожил привилегии своего нового испанского королевства. Но в абсолютных
монархиях потеря прав была выражением немилости государя, а не нормой. Примером
может служить Франция при Людовике XIV, который сохранил все традиционные права
завоеванных территорий. Некоторые государи были настолько далеки от
преследования так называемых «абсолютистских» целей, что создавали
привилегированные корпорации там, где ранее их не было. В Галиции сословное
представительство было учреждено после ее аннексии Габсбургами в 1772 году, а
на Корсике — в 1796, после ее завоевания Францией. [1]
Хейзинга И. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм
мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988. [2] Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. СПб,
2007. 288 с; Глебов А. Г. Законы Альфреда Великого как политико-идеологический
манифест своей эпохи. // Право в средневековом мире. 2008. М., 2008. С. 9-17