Курсовая с практикой на тему Ритмический строй стихотворений Владимира Кострова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Творчество Владимира Кострова в свете
вопросов стиховедения. 5
1.1. Ритмическая организация стихотворного произведения:
теоретические аспекты 5
1.2. Творчество
Владимира Кострова в оценке критики. 11
Глава 2. Эстетическое значение структурных
стиховых приёмов в произведениях Владимира Кострова. 18
2.1. Выразительность используемых размеров. 18
2.2. Функции строфической организации в стихотворениях
поэта. 24
Заключение. 32
Литература. 33
Введение:
Не так просто в наше
сумбурное, стремительное и неспокойное время отыскать в свободном пространстве
всемирной сети или в книжных киосках вдумчивые, спокойные, мудрые строчки. Но
если вдруг это удается, то происходит чудо: раздвигается пространство, исчезают
границы времен и миров, и кажется, что где-то недалеко, за ближайшим поворотом,
можно встретить литературного героя полузабытого романа или юного поэта, еще не
ставшего классиком…
Именно такое чувство
возникает, когда читаешь стихотворения Владимира Андреевича Кострова. И не
только потому, что Костров не приемлет в поэзии новомодных веяний в виде
верлибров или звуковых стихов, а, скорее, потому, что в его негромких,
лиричных, недлинных произведениях видно то самое «исконно русское», о котором
многие прозападно настроенные современники либо забывают, либо стесняются
помнить. В стихах Кострова — чистый свет Млечного пути, отблеск заходящего солнца
на спинах лошадей в ночном, терпкий вкус спелой черемухи… Двумя-тремя строчками
мастер превращает чистый лист бумаги в объемную картину, да такую картину, что
возникает «эффект присутствия» с существующими, словно наяву, звуками,
запахами, цветами.
Объект исследования:
ритмический строй.
Предмет исследования:
анализ ритмического строя стихотворений Владимира Кострова.
Целью работы является
анализ ритмического строя стихотворений Владимира Кострова.
Задачи:
1. Проанализировать основные виды строф.
2. Выделить сложные формы
строфической организации стихотворений.
3. Охарактеризовать понятие
о строфике. Строфа как единица текста. Твердые строфические формы.
4. Охарактеризовать личность
и основные темы стихотворений Владимира Кострова.
5. Рассмотреть основные
аспекты организации стихов Владимира Кострова.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Стихотворная
речь в отличие от прозаической — это речь, звучание которой определенным
образом упорядочено. Упорядоченность эта создается систематическим повторением
тех или иных звуковых особенностей речи. Последнее вызывает ощущение
ритмичности в протекании речи.
Итак, стих —
это речь, ритмически организованная. Если в прозе художественная
выразительность речи определяется в конечном счете ее значением (в широком
смысле слова), то в стихе одним из важнейших элементов этой выразительности
становится само звучание ее.
Ощущение
ритмичности вызывается закономерным повторением соизмеримых единиц.
Соизмеримость не совпадает с тождественностью и предполагает лишь возможность
сравнивать единицы повторения по одному из важнейших для них признаков. Таким
образом, эти единицы могут быть чрезвычайно многообразны по своей структуре. А
это в свою очередь приводит к тому, что ритмичность не совпадает с
монотонностью.
Стихотворный ритм создается закономерным повторением
соизмеримых речевых единиц. Для его возникновения необходимо, во-первых, чтобы
было ощутимо членение речи на единицы и, во-вторых, чтобы эти единицы были тем
или иным способом соизмеримы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Творчество
Владимира Кострова в свете вопросов стиховедения
1.1. Ритмическая организация стихотворного произведения:
теоретические аспекты
Лирика (от
гр. lyricos — исполняемый в сопровождении лиры) — один из трех родов
литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные
жизненными впечатлениями и обстоятельствами.
Выразительность
поэтической речи определяется эмоциональным содержанием лирики. В зависимости
от характера переживаний, изображаемых в произведении, среди лирических жанров
различают: оду, послание, сатиру, стансы, эклогу (стихотворение на тему
сельской жизни), элегию, а из малых форм лирики — эпиграмму, мадригал (шуточное
или любовное стихотворение), эпитафию (надпись на надгробии) и проч.
Как и другие
литературные роды, лирика появилась еще в античности, приблизительно около VII
в. до н. э. А самым древним видом лирики является народная песня [26].
Многие из
перечисленных лирических жанров с течением времени становились неактуальными.
Поэтому в современном литературоведении выделяют политическую, гражданскую,
философскую, любовную, пейзажную лирику и проч. Например, послание А. Пушкина
«В Сибирь» традиционно относят к вольнолюбивой лирике поэта, а стихотворение
«Пророк» — к философской.
Лирика не
всегда облекается в стихотворную форму, возможны и прозаические лирические
тексты. Чаще всего их называют стихотворениями в прозе. Например, «Русский
язык», «Деревня», «Черепа», «Порог» — стихотворения в прозе И. Тургенева [22].
Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и
драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия,
выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в
эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания
и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин),
«излияние томно-горестного сердца» (Карамзин). Лирическая поэзия — «по
преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта»
(Белинский). Но «в оде поэт не ничтожным событиям собственной жизни радуется…
он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мечет
перуны в сопостатов» (Кюхельбекер). А в романтической лирике «лучшие стихи» —
«те, которыми выражены чувства простые, общие по существу своему, но личные по
впечатлениям, действовавшим на поэта» (Вяземский).
Романтизм в
конце XVIII — начале XIX в. вообще принес новое понимание и слова «лирика», и
идеи самовыражения. Романтики утвердили главным достоинством лирики
субъективное переживание мира. Впрочем, личное переживание для романтиков сверхлично:
поэт есть «вселенная в малом преломлении» (Новалис). Лирическая
«единственность» вмещает такой смысл, что в подлинно лирическом тексте читатель
«узнает» собственное переживание [25].
Лирическая
точка зрения выражается по преимуществу в формах стихотворных, но проникает и в
прозу, особенно там, где к этому стремится сам автор (повести Тургенева, притчи
Кафки, проза Паустовского. Солоухина). Лирика обнаруживается и в произведениях,
обыкновенно считающихся чисто эпическими или драматическими (трагедии Расина,
пьесы Чехова). Своеобразные «индикаторы» лирического подхода к миру — любовь и
природа. Понятно, не всякий пейзаж и не всякое «я люблю вас» или «я вас любил»
— уже лирика, это лишь знаки лирического голоса, сигналы о возможности
появления лирического самовыражения [23].
«Эпическое»
для автора может быть «лиричным» для героя, и правомерно говорить о лирическом
голосе как автора, так и персонажа (особенно это характерно для романа и
романных жанров). Голос этот появляется при введении чужих лирических
фрагментов (пение героями песен, чтение стихов — например, цитирование Пушкина,
Лермонтова, Шиллера героями Достоевского), с помощью лирических произведений,
сочиненных самими героями (стихи и песни в романах Гёте о Вильгельме Мейстере).
По законам лирики могут быть оформлены письма героев, их любовные признания, их
монологи о своих переживаниях.
Лирическая
точка зрения появляется, когда автор (исполнитель, читатель, зритель,
слушатель) испытывает особое чувствование мира, воспринимаемого сквозь призму
лирически оформляемого текста. И при исполнении песни, и при сочинении
стихотворения, и при заучивании чужого лирического фрагмента срабатывает
механизм субъективного, данного «только мне» переживания. Потому можно говорить
о лирике как о способности человека конденсировать сокровенные переживания не
только в искусстве, но и в ежедневной жизни. И стихи поэта, адресованные
возлюбленной, в той же мере факт его быта, что и творчества. Конечно, не всякое
«моё слово» о «моём переживании» — лирика. Помимо передачи почувствованного и
помысленного «только мной» — «только моими» словами необходимо соответствующее
эстетическое оформление этих слов — ритмом, лексикой, стихотворным метром,
рифмой, смысловыми повторами и паузами, «авторским» синтаксисом и т. д.
Лирике свойственна тяга к усилению смысловой
значимости каждого микроэлемента лирического сюжета; ей требуются слова,
способные как можно более полноценно воссоздать его душевное состояние.
Лирические высказывания стремятся стать афоризмами, заучиваются наизусть,
цитируются подобно пословицам — применительно «к случаю», к определённому
душевному состоянию человека. Впрочем, афористичность лирики — мнимая, потому
что, как говорил Мцыри у Лермонтова, «душу можно ль рассказать?». Лирический
афоризм лишь словесный знак душевного движения [26].
Характерны сомнения романтиков в возможностях выразить