Курсовая с практикой на тему Риски и преимущества использования цифровых образовательных ресурсов в обучении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1.1 Понятие «цифровой ресурс». Виды, характеристика 6
1.2 Преимущества использования ЦОР в образовании 10
1.3 Риски использования ЦОР в образовании 17
1.4 Выводы по главе 21
Глава 2. Исследование проблемы создания безопасной образовательной среды 23
2.2 Анкетирование работников образования 23
2.2 Возможные последствия реализации ЦОР 25
2.3 Способы минимизации выявленных рисков 30
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
В современном мире информационные технологии все больше и больше проникают в повседневную жизнь человека. В настоящее время почти не осталось ни одной сферы деятельности, в которую они бы еще не были внедрены. Система образования также не является исключением. Если раннее использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения могло быть лишь дополнительным вспомогательным инструментом, то в условиях пандемии вируса COVID-19 они приобрели особую актуальность. В результате пандемии образовательные организации были переведены на удаленную работу, что создало необходимость анализа преимуществ и рисков применения ЦОР.
Актуальность работы не вызывает сомнений: ЦОР начинают превращаться в неотъемлемую часть образовательного процесса, в связи с чем возникает потребность мониторинга и анализа рисков и преимуществ их применения в данной области. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией, практикой разработки и оптимальным использованием современных ЦОР, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
В связи с этим возрастает значимость приобщения подрастающего поколения к современным методам осуществления информационной деятельности при изучении и исследовании математических объектов, явлений и закономерностей.
Применение компьютерных технологий в обучении истории волнует сейчас многих учителей. Перед нами открываются как перспективы при применении компьютерных технологий, так и трудности, связанные с этим вопросом. Трудности, связанные с техническим обеспечением, методическим оснащением, а также с обученными учительскими кадрами, которые свободно владеют общими навыками работы за компьютером, а также которые хотят и умеют внедрять цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в свою педагогическую деятельность и в процессе обучения.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
ЦОР — одна из составляющих всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Степень разработанности. Проблемы проектирования и внедрения ЦОР, их анализа и экспертизы массово рассматривались в исследованиях, например, таких авторов: Я.А. Ваграменко , А.В. Гущин , А.А. Меншиков , Малышева Е.Н. и др.
Более полно определение ЦОР дает Горохова Л.И. , доктор педагогических наук. Цифровые образовательные ресурсы — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по использованию ЦОР подростками в обучении.
Объект исследования: цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Предмет исследования: Образовательный процесс с использованием ЦОР подростками.
Гипотеза: если в процессе обучения истории использовать ЦОР, то это будет способствовать повышению интереса учащихся к изучаемому материалу.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «цифровой ресурс», изучить виды и характеристику;
2. Определить преимущества возможностей использования ЦОР в образовании;
3. Изучить риски использования ЦОР в образовании;
4. Провести исследование особенностей использования ЦОР подростками.
Методологическая основа: теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских ученых: Авдеева С.М. ; Размахин А. , Менщиков А.А., Сухостат В.В., Гатчин Ю.А. и др.
Эмпирическая база исследования – МОУ Золотовская СОШ, учащиеся 8 класса, в возрасте 14-15 лет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Использование средств ЦОР на уроке повышает эффективность учебной деятельности учащихся, данные технологии используются как способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся, дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Применение ЦОР способствует быстрому и эффективному закреплению материала, повышению качества обучения. Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением. Уместно на таком уроке использовать общеобразовательные сайты Интернета.
Электронные презентации являются частью учебно-методического комплекса урока и существенно расширяют образовательное пространство учебника. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, любой информации, накоплению фактических знаний.
Обучение детей становится эффективнее, если учитель сам владеет ресурсами этой гигантской всемирной компьютерной сети, может активно использовать ее многогранные возможности в своей педагогической деятельности, что приводит к качественному изменению формы взаимодействия между учителем и учеником. Очевидно то, что использование ЦОР экономит учебное время, повышается плотность урока, на котором дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самое главное — оценивать свои возможности, делать выбор, что способствует формированию адекватной самооценки и контрольно-оценочной самостоятельности.
В заключение хотелось бы сказать, что далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.
Использование ЦОР — это требование времени, но главное место в учебном процессе принадлежит учителю. Как бы ни был выношен и продуман урок, как бы значительны ни были поставленные цели, лишённый эмоционального заряда, он будет бесплоден. А это может сделать только учитель.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические представления о ЦОР
1.1 Понятие «цифровой ресурс». Виды, характеристика
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и т. д.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные сим
вольные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса .
Также рассмотрим определение, которое дает Босова Л.Л.: «…ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями».
ЦОР в свою очередь являются подмножеством электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере .
К цифровым образовательным ресурсам относятся:
• текстографические: книги, учебники, энциклопедии, отличающиеся лишь методом предъявления текстов и иллюстраций — материал представляется на мониторе компьютера, а не на бумаге;
• мультимедийные — учебные объекты, представленные разными способами, т.е. при помощи графики, видео, фото, анимации и звука.
•
Рисунок 1 – Цифровые образовательные ресурсы
Ресурс цифрового образования выполняет роль инструмента. Среди инструментов выделяются:
• общие инструменты ( презентации, другие «офисные» инструменты),
• профессиональные педагогические средства (редактор тестов, образовательная система информационного пространства образовательного учреждения, система сущности учебно-методических комплексов с цифровой составляющей),
• предметные средства (предназначены для преподавателей и студентов в учебном процессе по данному предмету: учебный ГИС-редактор, пакет учебного статистического процесса, учебная система редактирования и редактирования мультимедийных объектов, учебная система автоматизированного проектирования).
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) включают :
• электронные учебники;
• тесты;
• статьи;
• видео;
• интерактивные модели;
• задачи.
По типу цифровых образовательных ресурсов Босова Л.Л. различает :
1. Электронные информационные продукты:
база данных, презентация (демонстрация), электронный журнал, электронная газета, мультимедийная запись;
2. Электронные трансляции бумажных изданий и информационных материалов:
сборники научных статей, статьи, газетная/журнальная публикация, инструкция, стандарт, пособие, практическое руководство, практическое руководство, учебник, учебное пособие, хрестоматия, учебное пособие, учебный план (предмет, дисциплина), учебный план (предмет, дисциплина), практикум, библиографический справочник, брошюра, каталог, альбом, атлас, художественное издание, альманах, антология, сборник рефератов, экспресс-данные, методические указания, контрольный сборник, образовательный стандарт, конспект лекций, рекламно-техническое описание, образцы контрольного материала, магистерская диссертация, дипломный проект (работа), дипломная работа, тематический проект (работа), отчет УНИР, реферат;
3. Программные продукты:
комплекс прикладных программ, автоматизированная информационно-библиотечная система, программные средства, поддерживающие различные технологии обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и др.), системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, автоматизированная система управления образовательными учреждениями;
4. Инструменты для создания электронных средств обучения:
средства для создания электронных учебников и образовательных систем, средства для создания электронных задачников, средства для изготовления электронных тренажеров, средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования, средства для создания электронных лабораторных практикумов, средства для создания электронных обучающих и восстановительных курсов;
5. Программно-информационные продукты:
электронный словарь, электронное пособие, электронная энциклопедия, информационно-поисковая система, система разрешения информации, экспертная система;
6. Электронные средства обучения:
теоретические и технологические средства обучения, электронный учебник, электронная система обучения, электронная система контроля знаний, практические средства обучения, электронная рабочая тетрадь, электронный тренажер;
7. Комплексные и вспомогательные средства:
электронный обучающий курс, электронный курс восстановления, электронный лабораторный практикум, обучающая компьютерная игра;
8. Средства для психофизиологического тестирования;
9. Специализированные интернет-ресурсы:
виртуальная библиотека, поисковая система, интернет-каталог, служба распространения информации, интернет-вещание.
Основным качеством ЦОР, отличающим его от других образовательных источников, является его интерактивный характер. ЦОР обеспечивает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.