Древние языки и культуры Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Римская религия и мифология

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Религия Римского
государства. 5
1.1 Истоки римской религии. 5
1.2 Погребальный и аграрный культы в
римской религии. 7
1.3 Римский пантеон. 9
1.4 Формы поклонения. Статуи богов и
храмы.. 13
1.5 Служители культа в Древнем Риме. 14
1.6 Культ императоров. 16
Глава 2 Римская мифология. 18
2.1 Природа римского мифа. 18
2.2 Религия и мифы.. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

  

Введение:

 

Культура Древнего Рима
основана на мифологии и религиозных традициях, проживающих в нём народов. Она
была заимствована римлянами у древних греков, которые имели культурное
превосходство над ними, и завоёванных ими этносов. Таким образом, римляне
создали особую культуру, которая объединила характеристики всех подчиненных
народов.

Интерес к изучению
мифологии и религии связан с развитием
в XIX-XX вв. таких отраслей научного знания,
как сравнительная мифология (М. Мюллер),
история классических религий (А. Дитер, Р. Вюнш, К. Ф. Кюмон и др.),
этнография и антропология (Э. Тайлор, Дж.
Фрэзер, Б. Малиновский, Л. и др.). Отдельно стоит выделить ученых,
исследовавших магические ритуалы (А. Морро, Ж. Турпен, К. Зелигман, Ж.-Н. Робер и другие.)

Внимание к Римской
религии обусловлено не только чрезвычайно самобытным характером, но и большим
значением Римского государства и его культуры в истории развития человечества.

Актуальность выбранной нами темы заключается в
том, что для того чтобы понять особенности развития современного мира, его
культуру и религию, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли
в своем развитии, как образование, становление и развитие государств изменяло
структуру личности человека; как менялось сознание людей, их мировоззрение и
мировосприятие в ходе исторического развития.

Как религия, так и
мифология имеют свою историю, которая представлена их носителями: совокупностью
уникальных черт их культуры, образа жизни и мышления.

Целью
данной работы является освещение черт и признаков, присущих римской мифологии и
религии в древнеримском сознании.

Для реализации данной
цели необходимо решить следующие задачи:

– обосновать особенности
религии Древнего Рима;

– раскрыть происхождение
римской мифологии;

– определить отношение
древних римлян к мифологии и религии.

– проанализировать
соотношение понятий мифологии и религии в Древнеримском государстве и в понимании римлян.

Объектом
исследования выступают понятия «миф» и «религия» в восприятии древних римлян.

Предметом
исследования является оппозиция понятий «мифология» и «религии», те
семантические признаки, по которым они противопоставлялись в представлениях
древних римлян.

В некоторых исследованиях
(Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Б. Малиновский, Р. Маретт, А. Ван Геннеп, Е.
Эванс-Причард, К. Леви-Стросс, В.У. Тернер, М. Дуглас, С. Токарев), посвященных
первоначальным обществам, мифология и религия часто не разграничиваются как самостоятельные
явления, поскольку имеют отношение к общим чертам «первобытной ментальности».
Другие исследователи рассматривают мифы и религию как отдельные ступени
эволюционной лестницы иррациональных представлений первобытного человека, или
как самостоятельные

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Расслоение общества на
классы привело к изменениям в религиозной деятельности людей. На смену старым
религиозным верованиям пришли новые. По своему содержанию они были более
сложными, чем религии первобытного общества, поэтому их считают более
развитыми. Можно все развитые религии разделить на три основные подгруппы:
ранние национальные религии, поздние национальные религии и мировые религии.
Каждая из подгрупп составляет особенный тип или особую форму развитых религий.
По сравнению с более примитивными первобытными, у развитых религий появляются
некоторые новые особенности.

Во-первых, в этих
религиях главным объектом религиозного поклонения становятся уже не духи, а
боги. Боги, по мнению верующих, это своего рода «усовершенствованные духи»,
которые сосредоточили власть, не только над природными стихиями, вещами, но и
над людьми. Согласно этим религиозным убеждениям именно боги освящают и
защищают существующий социальный строй.

Во-вторых, классовое
расслоение общества обусловило появление церкви (храма) как особого
идеологического аппарата правящего класса. Церковь собрала средства для
собственных нужд, контролировала соблюдение верующими религиозных обрядов, пропагандировала
и даже навязывала силой религиозные идеи[1].

Религиозные верования
ранних национальных религий охватывают своим влиянием высшие и средние слои
населения внутри одного национального государства. К ранним национальным
религиям включают все религии, которые в литературе обозначаются префиксом
«древне-»: древнеегипетская, древнееврейская, древнегреческая,
древнеперсидская, древнефиникийская, древнеримская и другие.

Можно выделить следующие
основные черты ранних национальных религий, к которым мы относим и
древнеримскую религию.

1. Отстранение
официального культа от низов общества. Во всех этих религиях культовые действия
были запрещены рабам, а в некоторых случаях – даже части часть свободой бедноты
(например, в древнеиндийской религии).

2. Сравнительно низкая
живучесть. Древние национальные религии существовали только в рабовладельческом
обществе. Как только рабовладельческое общество исчерпывало себя, исчерпывали
себя и данные религии; их заменяли поздние национальные или мировые религии.

3. Политеизм. Все древние
национальные религии были политеистическими. Конечно, в огромном количестве
богов выделилась небольшая группа главных, и среди последних – верховный бог.
Верховный бог почитался как царь богов и людей, основатель и хранитель закона.
Другие главные боги считались его помощниками и отвечали за отдельные области
земной и «загробной жизни».

4. Зарождение учения о
загробной жизни (воздаянии). Это учение признает посмертную награду для одних
людей (праведников) и посмертное наказание для других (грешников). Хотя
необходимо отметить, что на ранних стадиях развития воздаяние признавалось не
всеми религиями.

5. Обязательность и
сложность жертвоприношения. В жертву богам приносили различные продукты и
домашних животных, достаточно часто практиковались и человеческие
жертвоприношения[2].

Ранние национальные
религии не сохранились до наших дней, но многие их идеи и обряды вошли в
современные религии.

Весь античный мир
строился на вере в сверхъестественные силы. Отношения человека с такими силами,
хотя и являются универсальными, разнообразными и глубокими, однако, сложны для
научного объяснения. Для описания характера этих взаимоотношений принято
различать понятия «миф» и «религия».

Разделение этих понятий
весьма условно, так как невозможно говорить об уникальности каждого явления:
черты мифологичности составляют многочисленные аспекты религии, и наоборот.

Свидетельства о мифах и
религии античности и в частности древнеримской культуры, базируются на
письменных и материальных источниках и частично сохранившихся литературных
памятниках.

В данной работе с опорой
на взгляды учёных мы рассмотрели оппозицию и соотношение понятий мифология и
религия в древнеримском сознании. На основании обработки высказываний римских
авторов и сакральных текстов мы попытались выявить характерные черты римской
ментальности и представления древних римлян о мифологии и религии. [1] Прудников, М. Н.
История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. Н.
Прудников. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт,
2013. С.264-265 [2] История Древнего
Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги
рабовладельческой цивилизации: Ч. 2: Передняя Азия. Египет. / [Под ред. Г. М.
Бонгард-Левина] .– М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1988.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Истоки римской религии

Религия римлян, несмотря
на некоторое сходство с греческой, вызванное частично подобными историческими
условиями, частично прямым влиянием, отличалась коренным образом от греческой.

Историческое развитие
римской религии изучено гораздо лучше, чем греческой: очень заметно, как она
изменялась в контексте развития Римского государства – от небольшой городской
общины до огромной империи. В то же время, многие глубоко архаичные черты
остались до конца ее существования.

Одним из древнейших
пластов религиозных верований и ритуалов римлян, который сохранился до конца
существования Римского государства, была, как и у греков, родовая религия,
культ семейного покровительства. Устойчивость этой формы религии объясняется
жизнеспособностью пережитков самой племенной организации, особенно, в
патрицианских семьях.

Римляне верили, что души
или тени мертвых – manes – являются покровителями семьи и рода. Выражение dii
manes – «бог мани» было очень распространенным. Аббревиатуру этих слов, то есть
буквы «D. M» («dis manibus» – «Богам-манам») можно было часто встретить на
надгробиях. Научный термин «манизм», который происходит от слова «мани»
обозначает культ мертвых, культ предков. Маны сближались или даже
отождествлялись с пенатами, которые сначала обозначали домашнюю житницу или
кладовую с запасами (от penus – провизия, съестные припасы), и впоследствии
стали домашними духами-хранителями[1].

К двум вышеописанным
представлениям было близким и лари (lares). Лари в Древнем Риме называли
духа-покровителя. Кроме lares familiares (святых-покровителей семьи)
существовали также lares viales (духи-хранители дорог) lares compitales
(духи-хранители перекрестков) lares permarini
(духи мореплавания) и даже lares militares (военные духи).[2]

Культ семейных
покровителей имел частный, узкосемейный или родовой характер. Под руководством
главы дома семья почитала своих святых-покровителей. «Знай,– писал Катон, – что
господин приносит жертву на весь дом»[3]. Семейные моления также
устраивались подобным образом. Их предметом, как правило, был обычный предок –
основатель рода, иногда он мог быть даже мифическим. Так, род Клавдиев уважал
своего предка Клауса; семья Цецилиев – Цекула; род Юлиев – Иула и т.д. [1] Моммзен Т. История
Рима. Том 1–3. СПб.: Наука, Т.1.1995. С. 42-43 [2] Моммзен Т. История
Рима. Том 1–3. СПб.: Наука, Т.1.1995. С. 44 [3]Там же, С.47

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы