Курсовая с практикой на тему Режиссура массовых праздников на примере Масленицы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Специфика подготовки массовых праздников 4
1.1. Понятие праздника 4
1.2. Роль режиссера в организации массовых праздников 11
1.3. Характеристика режиссерских принципов и приёмов при подготовке массовых праздников 16
Глава 2. Организация и проведение праздника Масленица 21
2.1. Специфика работы над постановкой народных праздников 21
2.2. Технология подготовки и проведения праздника Масленицы 23
2.3. Разработка сценария праздника «Широкая Масленица» 30
Заключение 32
Литература 33
Приложение 35
Введение:
Актуальность темы. В народном веселье люди ощущают себя как единое целое, как нацию. Выйдя из зоны отчужденности и ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории. Праздник – один из способов самовыражения. Народный праздник, как таковой, воспитывает каждую личность и весь коллектив в целом, учит чувству солидарности. Веселье праздника поднимает настроение, концентрирует энергию творчества. Каждый человек становится и зрителем, и творцом, и участником, коллективного действа, обусловленного обычаями и ритуалами. Основой праздника во многом являются зрелищные искусства, а также духовные традиции народа. Очень большой пласт духовного наследия был утерян, как и предметы народной культуры. Именно поэтому так актуален сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора. Они позволяют избавить бездеятельную зрелищность, превратить театрализованные формы художественно – массовой работы в общественно — культурную самодеятельность людей, связанную с трудом и бытом.
Цель курсовой работы – изучить особенности режиссуры массовых народных праздников.
Задачи курсовой работы:
— Изучить специфику подготовки массовых праздников
— Определить понятие праздника
— Описать роль режиссера в организации массовых праздников
— Дать характеристику режиссерским принципам и приёмам при подготовке массовых праздников
— Организовать и провести праздник Масленица
— Рассмотреть специфику работы над постановкой народных праздников
— Описать технологии подготовки и проведения праздника Масленицы
— Разработать сценарий праздника «Широкая Масленица»
Информационная база исследования. Для написания курсовой работы были использованы материалы учебных пособий: «Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников», Н. Андрейчук, «История и теория праздников» Л. Н. Лазаревой. Так же были изучены статьи журнала «Молодой ученый», такие как: «Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре»р О. Б. Вечниковой, «Драматургия массового праздника» А. Ю. Кузнецовой, а также книги и издания других авторов.
Заключение:
Готовых сценариев праздников, как правило, нет. Любой концерт или постановка имеет бесконечное многообразие решений. Исполнитель может привлечь самый неожиданный материал. Каждый режиссер обязан быть политически грамотным и любознательным человеком. Обязательно у него должны быть единомышленники и люди, знающие и интересующиеся искусством. Только тогда возможно создать настоящий праздник с идейной точки зрения. Работа режиссера, по сути, очень разнообразна и многолика.
Театрализованные представления очень недолговечны. Требования, которые предъявляют режиссеру, очень высоки. Нужно иметь очень выносливый и уравновешенный характер для преодоления препятствий, которые попадаются на пути к идеально завершенному действу. Очень пригодится в такой работе стрессоустойчивость и математический склад ума, чтобы не допустить «приблизительности». Действом нужно всех убедить в своей точке зрения.
Массовые гуляние все более и более значимое место имеют в нашей жизни. Популярность песенных и танцевальных праздников растет в геометрической прогрессии. Повсеместно растет количество дворцов, Домов творчества, стадионов, парков. Радостная атмосфера праздника очень хорошо отвечает требованиям нашей занятой жизни. Огромный опыт был накоплен сквозь годы. Именно он помогает нам овладеть сложной режиссурой. Основная мысль, которую несет режиссер, должна быть социально-психологический аспект разработки. Если режиссер попадает в эту нишу, то степень активности личности будет высока. Как элемент культуры праздник может уходить в упадок, но никогда не исчезнет навсегда. Он всегда эстетически красиво оформляет время, проведенное в нем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
1.1 Понятие праздника
Щедрую историю имеют праздники и представления, которые уходят очень глубоко в века. Так же обряды, которые совершались древними народами, перекликаются с торжествами. В течение многих веков совершалась история праздничных гуляний и действ. Старославянские «игрища», русские народные гулянья — наконец, революционные народные праздники в Красном Петрограде и других городах Советской России, а также современные массовые представления — все это та или иная разновидность многочисленных праздничных действ [14; с.4].
Они всегда сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном искусстве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху. Наряду с развитием церковных праздников успешно развивается и их антипод — народные площадные действа, пародировавшие подчас официальные торжества. Такими были, например, широко распространенные в средневековой Европе «праздники глупцов».
Жанр религиозного театра, являвшегося частью многодневного массового действа, в основе которого лежало самодеятельное искусство, называется мистерия. В таких массовых зрелищах стал традиционным конфликт между богом и дьяволом [1; с.11].
В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа. Своеобразие в карнавальное празднество внес XV век. Появились мимы, жонглеры, зазывалы, буффоны. Буффоны – те же шуты, основа искусства которых – злободневная сатира на городской быт и нравы [7; с.11]. В западноевропейском театре традиции постановки театральных спектаклей под открытым небом насчитывают многолетнюю историю, и отсчет ее нужно вести еще от времен театра Диониса. Первые лондонские театры возникли за городской чертой, так как муниципалитет изгнал за город все зрелищные предприятия, на которые шел народ. Театральные здания крыш не имели, спектакли в любую погоду игрались под открытым небом нравы [14; с.42]. В России в противовес официальным празднествам церкви развивались яркие, необычайно многочисленные народные гулянья, которые были для народа своеобразной отдушиной в подневольной жизни, создавали атмосферу иллюзорной свободы, мимолетную возможность сообща высмеять социальное зло. Несмотря на веселость этих мероприятий, это была реакция на глупость порядков, которые были введены повсеместно [2; с.388]. Массовые праздники средневекового города, как и светские постановки, так и театрализованные шествия горожан, представляют собой важный шаг вперед в разработке драматургии и режиссуры массового праздника. Большой интерес представляют особенно тщательно разработанные праздники дворян — рыцарские турниры. Они также использовались для того, чтобы показать «даме сердца» свою значимость и виды на нее. Применялись также в выяснениях отношений между участниками с помощью брошенной перчатки около места жительства на момент турнира.
Одним из первых праздников рабочего класса было Первое мая — международный праздник, день смотра сил трудящихся всех стран. Установлен в июле 1889 г. с целью объединения в борьбе за 8-часовой рабочий день [14; с.26]. Еще увлекательнее был замысел празднования первой годовщины Октября в Москве. Здесь шествие горожан заканчивалась театрализованным митингом-концертом, сценической площадкой которого было Лобное место на Красной площади. В дальнейшем, особенно в период первых лет Советской власти, именно театрализованные увеселительные шествия и митинги трудящихся превратились в главную форму массового праздника, тесно связанного с бытом рабочих и крестьян [3; с.22].
Огромное развитие приобрели другие формы праздничного оформления. Впервые появились такие мероприятия, которые посвящались основным моментам жизни советского общества: День просвещения, День работника, День Красной Армии. Во всех новоиспеченных празднованиях советской жизни главной целью было внедрить идеи Советской власти. Подчас тот или иной праздник был воплощением идей какого-нибудь талантливого работника.
Он, в свою очередь, делал тот праздник, который рисовало ему сознание, не опираясь на мнение знающих деятелей искусства. После Великой Октябрьской революции праздники стали делом повсеместным. Праздники победившего пролетариата должны были превратиться в общенародные и стать орудием в социалистическом воспитании широких масс. Праздники явились важнейшей формой внешкольной, политико-просветительной работы [1; с.37].
Анализ истории анимационной деятельности по организации массовых празднеств и представлений показывает жизненность и большие возможности этого жанра [9; с.670].