Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Режиссерская игра в развитии личности детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1 Игра как средство воспитания и развития детей 5

1.2 Роль режиссерских игр в работе с детьми в учреждении дошкольного образования 8

1.3 Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста 19

2.1 Анализ педагогических условий организации игровой среды для проведения режиссерских игр 24

2.2 Педагогические средства развития личности детей старшего дошкольного возраста при помощи режиссерской игры 29

2.3 Методические рекомендации для педагога по организации работы с детьми в процессе режиссерской игры 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 36

ПРИЛОЖЕНИЯ … 37

  

Введение:

 

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст.

Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Режиссёрская игра детей дошкольного возраста – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями.

Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Д.Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия она представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка. Это вид детской игры изучен менее всего.

В связи с этим, в практике недостаточно разработок по использованию режиссерской игры для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позиции партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа.

Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер. Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими. Поэтому изучение режиссёрской игры в процессе развития личности воспитанников старшего дошкольного возраста является актуальной.

Цель курсовой работы: изучить особенности режиссерской игры как средства развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям развития игры как основного средства воспитания и развития детей.

2. Выявить роль режиссерских игр в работе с детьми в учреждении дошкольного образования, определить взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ педагогических условий организации игровой среды для организации и проведения режиссерских игр.

4. Изучить педагогические средства развития личности детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру, разработать методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми в процессе режиссерской игры.

Объект изучения: развитие личности детей старшего дошкольного возраста в процессе режиссерской игры.

Предмет изучения: режиссерская игра как средство развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение – создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои постройки, используют элементы ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса. Режиссерской называется игра, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Одной из целей дошкольного образования является создание оптимальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста. Для создания подобных условий в учреждении дошкольного образования необходим поиск новых форм работы с детьми.

Педагоги должны организовывать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей в такой форме, чтобы можно было организовывать образовательную деятельность в спонтанной, непринужденной форме. Одним из видов игр детей являются режиссерские игры, которые способствуют всестороннему гармоничному развитию личности ребенка. Изучение литературы показало, что режиссерская игра изучена не в полной мере. Возможно, главной причиной этого является преимущественно индивидуальный характер подобных игр. В то же время, в каждом учреждении дошкольного образования должны быть созданы условия для развития режиссерской игры, что будет способствовать дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Игра как средство воспитания и развития детей

Будучи увлекательным занятием для детей дошкольного возраста, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Руководствуясь требованиями Учебной программы дошкольного образования, педагог отбирает и планирует программные задачи, которые должны быть усвоены детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые цели, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера [25, c. 5].

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель дошкольного образования учит детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитатель дошкольного образования познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей [15, с.15].

Руководя игрой, воспитатель дошкольного образования воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель дошкольного образования отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Воспитатель дошкольного образования использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к окружающей их действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель дошкольного образования развивает у детей дошкольного возраста такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.

Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения советских людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель дошкольного образования воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде» [14, с. 13].

Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель дошкольного образования через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Воспитатель дошкольного образования широко использует игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей.

Иногда они переутомляются, находясь продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках) или, наоборот, чрезмерно много двигаясь, поэтому воспитатель дошкольного образования, прежде всего, заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей.

Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития детей дошкольного возраста. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение – создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои постройки, используют элементы ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы