Курсовая с практикой на тему Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основные направления
ресоциализации как социально-педагогический процесс 4
1.1. Понятие
ресоциализации как педагогического процесса. 4
1.2. Девиация как причина
ресоциализации. 6
1.3. Взаимозависимость
образной сферы и девиантного поведения. 12
2. Пути ресоциализации у подростков с
девиантным поведением. 16
2.1.
Описание и методы исследования. 16
2.2. Результаты проведенной беседы с
девиантными подростками. 19
2.3. Способы преодоления девиантного
поведения путем ресоциализации. 21
2.4. Анализ результатов
исследования на контрольном этапе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
Введение:
Новые стандарты содержания образования
требуют системного характера процесса ресоциализации, комплексного
взаимодействия образовательного учреждения с представителями
социально-педагогической службы помощи, образовательных учреждений.
Необходимо совершенствовать
социально-педагогическую составляющую воспитательных воздействий, пересмотреть
идеологию использования основных средств перевоспитания девиантных подростков
на основе современных научно обоснованных подходов к данной проблеме, поиска
форм организации ресоциализации на всех
уровнях взаимодействия, более широкое использование аксиологического потенциала
физической культуры.
Объект работы – ресоциализация девиантных
подростков.
Предмет работы – в работе рассматривается
инновационное направление повышения эффективности воспитательной работы на
основе системно организованной совместной физкультурно-спортивной деятельности.
Цель работы: рассмотреть понятие
ресоциализации при работе с девиантными подростками.
В соответствии с целью необходимо
рассмотреть ряд задач:
1. Проанализировать понятие ресоциализации
2. Выявить особенности девиантного поведения
подростков
3. Проанализировать пути ресоциализации
подростков как основы педагогического процесса.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической
литературы, педагогический эксперимент, психолого-педагогическое тестирование,
математико-статистическая обработка данных.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Девиантное поведение —
результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании
человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации — препятствия,
вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально-значимые
действия.
Любое девиантное
поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить
фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии, необходимой для осуществления
этого замысла. Характер девиантного поведения, направленность энергетического
потенциала человека зависят: во-первых, от того, как он научен, отвечать на
возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий;
во-вторых, от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные,
созидательные действия личности.
Созидательные девиации
(социальные инновации, нововведения и т.п.) — это социально значимые в
действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие
наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор
эволюционного развития общества. Позитивными девиации являются тогда, когда
способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают
преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения.
Девиантное поведение
несовершеннолетних видится в том, что дети не способны еще осознать
неправильность своего поведения, Девиация воспринимается ими как внутренний
протест, героический поступок, который «доказывает» окружающим «взрослость»
ребенка. Его состоятельность. Девиация возникает, как правило, либо из-за
неправильной обстановки в семье, либо из-за неправильной компании.
Фрагмент текста работы:
1. Основные направления ресоциализации как
социально-педагогический процесс 1.1. Понятие
ресоциализации как педагогического процесса Ресоциализация — это длительный,
многоуровневый процесс, включающий социальные, психолого-педагогические,
медицинские, юридические аспекты. В современных исследованиях представлены
различные подходы к изучению этого феномена в социологии, пенитенциарной
педагогике, психологии, праве и др. [1-3, 10, 11, 13-17, 19, 20 и др.].
В исследованиях К.С. Тумаровой (2012)
показано, что мезофакторная среда учреждения является основным детерминантом
ресоциализации среди учащихся с девиантным поведением.
Автор рассматривает работу в образовательном учреждении как особую социокультурную среду
ресоциализации, для которой характерно сочетание субкультур, имеющих полярную
аксиологическую базу, понимание норм и ценностей [13]. В ряде работ по
социологии и педагогике исследуются различные аспекты социальной реабилитации
осужденных. А.М. Шевченко (1997) изучает социальные аспекты проблемы
реабилитации людей из группы риска.
В исследованиях Д.К. Шакирова (2004)
представлен социально-философский анализ проблем реабилитации, обсуждается
совершенствование процесса смены осужденных в условиях реформирования современного
общества. Н.С. Фомин (2005), В.В. Виноградов (2011) создал
теоретико-методические основы социально-педагогической поддержки осужденных в
процессе ресоциализации.
По мнению исследователей,
социально-педагогическое сопровождение — это «многоуровневая система
педагогически ориентированной социальной работы, направленная на их
ресоциализацию путем формирования прогрессивных жизненных целей, интересов,
установок и мотивации поведения в социально-ролевом самоопределении. В
следующих сферах жизни: семья, общее и профессиональное образование,
межличностное общение, трудовая деятельность, свободное время; восстановление
социально-трудового статуса и утраченных социальных связей».
Социально-педагогическая поддержка
осужденных должна осуществляться в целостном пространстве образовательного
учреждения и открытой социальной среды. А. Г. Финаева (2012) осознает
возможности семьи как фактора ресоциализации и предлагает механизмы повышения
ее ресоциализационного потенциала. А.Ю. Леонова (2016) предлагает
инновационный механизм десоциализации личности на основе реализации социального
эксперимента.
Эта десоциализация связана с социальными
факторами и последствиями воздействия образовательной системы. Автор
полагает, что с учетом негативных условий жизни образовательные технологии
смогут положительно влиять на личность, нивелируя негативные последствия
индивидуального поведения. Десоциализация личности на основе проведения
социального эксперимента.
Эта десоциализация связана с социальными
факторами и последствиями воздействия пенитенциарной системы. Автор
полагает, что с учетом негативных условий жизни в образовательном учреждении
образовательные технологии смогут положительно влиять на личность, нивелируя
негативные последствия индивидуального поведения личности на основе проведения
социального эксперимента. Эта десоциализация связана с социальными
факторами и последствиями воздействия образовательной системы.
Автор полагает, что с учетом негативных
условий жизни в образовательном учреждении образовательные технологии смогут
положительно влиять на личность, нивелируя негативные последствия
индивидуального поведения.
В современной педагогике сформировались
определенные теоретические предпосылки решения проблем ресоциализации в
процессе профессионального образования [1, 3 и др.]. По мнению А.Ю.
Авраменко (2011), профессиональное образование осуществляется путем обучения,
воспитания, профессиональной ориентации, нормативно-правовой базы.
Выполнение коммуникативных функций
обеспечивает развитие познавательных потребностей и интересов, преобразование
иерархии ценностных ориентаций и, как следствие, снижение уровня негативного
поведения.
Некоторые исследователи рассматривают
возможность использования потенциала самодеятельных организаций при социально-педагогической
реабилитации девиантных подростков [11, 14, 15 и др.]. В.С. Ледовский
(2003) обосновал необходимость использования в воспитательной работе
привлечения их к культурно-массовым и спортивным мероприятиям. По его
мнению, это обеспечивает формирование физической культуры личности как
потребности в достижении физического и психического здоровья, условия
эффективного процесса ресоциализации.