Курсовая с практикой Юриспруденция Конституционное право

Курсовая с практикой на тему Решения Конституционного Суда РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика решений КС РФ 8

1.1 Понятие и правовая природа решений КС РФ 8

1.2 Виды решений КС РФ 9

Глава 2. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации 16

2.1 Порядок принятия и юридическая сила решений 16

2.2 Проблемы реализации решений 20

Заключение 35

Список использованной литературы 39


  

Введение:

 

Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении всего времени с момента становления института государства и права на определенной территории возникла необходимость охранять устои общества, интересы самого государства и отдельного индивида. Решение данной проблемы нашлось в создании специального органа, на который законом возлагалась обязанность защищать права и интересы государства, общества и человека. Суд стал неотъемлемой частью органов государственной власти.

Уже в древних источниках римского права можно встретить различные формы судебного производства и принципы осуществления правосудия, закреплялись лица, которые наделялись правом от имени государства решать проблемы, которые связаны с нарушением прав и свобод, закрепленных в нормах права.

Со временем суд стал одним из основных органов государственной власти и в нашей стране у него есть отдельная ветвь. Как известно, все органы власти делятся на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная. Это деление условное, так как все три ветви власти взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, но они лишены возможности вмешиваться в дела друг друга, так как за каждой ветвью власти закреплены определенные полномочиями, которыми они наделяются. Разделение властей характеризует правовое государство, как самое развитое общественное объединение граждан, где основной целью является защита прав и интересов человека и гражданина.

Помимо того, что основная цель судебной власти является защита прав и законных интересов человека и гражданина, данная ветвь власти также оказывает сдерживающее воздействие на исполнительную и законодательную ветвь власти. Если исполнительная или законодательная ветвь власти посягнут на нормы, закрепленные в законодательстве, то им придется отвечать перед судебной ветвью власти за все нарушения.

Во всех демократических государствах роль суда велика, так как именно в государствах с данным политическим режимом интересы человека ставятся превыше всего. Если остановить свое внимание конкретно на России, то в нашей стране роль судебной власти еще не так велика, как в других развитых странах. Это связано с тем, что прошло не так много времени с того момента, когда в нашем государстве царствовал тоталитарный режим, где все было подчинено интересам одного человека, находящегося у власти. В этот период судебная власть находилась в полном подчинении, отсутствовала состязательность процесса, суд не был независимым органом. В настоящее время делаются колоссальные шаги, чтобы суд занял полагающееся ему место среди других органов государственной власти.

Степень разработанности темы исследования. Правовая природа судебной власти в рамках теории разделения властей в отечественной юриспруденции исследовалась такими российскими учеными как Е.В. Васьковский, В.М. Гессен, Н.П. Загоскин, Б.А. Кистяковский, Н.М.Коркунов П.И. Лазаревский, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и другими.

Конституционные основы судебной власти и отдельные аспекты судебной деятельности рассматривались в работах Т.Е. Абовой, С.А. Авакьяна, В.И. А.А. Безуглова, М.В. Баглая, А.Б. Венгерова, Л.Д. Воеводина, Б.Н. Габричидзе, К.Ф., Ю.А. Дмитриева, А.В. В.Д. Зорькина, Е.И. Козловой, Е.М. Ковешникова, А.Е. Козлова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, С.Г. Павликова, А.С., Б.Н. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Н.М. Чепурновой, Г.Г. Е.Н. Хазова, Н.Ю. Хаманевой, О.В. Химичевой, и других ученых.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Целью работы является комплексный анализ полномочий и роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина.

Для достижения поставленной цели были определены следующие

задачи:

 исследовать правовой аспект системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

 рассмотреть институциональный аспект системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

 изучить функциональный аспект системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

 рассмотреть конституционно-правовой статус и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина;

 проанализировать соотношение компетенции в области защиты прав и свобод человека и гражданина Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

 исследовать проблемы реализации норм международного права и решений Европейского Суда по правам человека в практике Конституционного Суда Российской Федерации.

Методологическую базу исследования составляют совокупность общенаучных и частных методов научного познания (логический, сравнительно-правовой, историко-функциональный, конкретно- социологический, формально-юридический, системно-структурный и др.).

Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе и получения объективных знаний о предмете исследования, использовались также принципы системности и комплексности исследования.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся вопросов реализации права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Нормативную правовую базу исследования составляют законы и другие юридические акты, которые регламентируют институт выборов в Российской Федерации, в их числе Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О судебной системе в Российской Федерации»; «О Конституционном суде Российской Федерации»; «О мировых судьях в Российской Федерации»; «О статусе судей в Российской Федерации»; «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и другие федеральные законы, законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные правовые акты.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыты теоретико-правовые аспекты данной темы, проанализированы проблемы реализации компетенции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, а также статуса решений Европейского суда по правам человека в судебной системе Российской Федерации.

Практическая значимость исследования. Сформулированные выводы и предложения могут быть использованы образовательном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система судебной защиты прав и свобод в РФ включает: в правовом аспекте — право на судебную защиту, выступающее в единстве субъективного и объективного начал; в институциональном — совокупность судов, наделенных властными полномочиями на трех уровнях защиты прав и свобод (наднациональном, национальном и субнациональном); в функциональном — компетенцию судебных органов по защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с установленной законодательством подведомственностью и подсудностью.

2. Создание и функционирование на территории страны органов конституционного (уставного) судопроизводства способствует реализации конституционного принципа равенства граждан в правах и обеспечивает его. В субъектах, где органы конституционного правосудия работают, граждане практически имеют двойной уровень защиты конституционных прав – региональный и федеральный. В некоторых регионах страны граждане в случае необходимости вынуждены обращаться сразу в Конституционный Суд Российской Федерации, что в определенной степени нарушает положении статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство граждан перед законом не зависимо от места их жительства.

3. Конституционное правосудие является важнейшим институтом защиты прав и свобод граждан. Институт жалоб на нарушение конституционных прав и свобод характеризуется достаточно высоким уровнем проработанности и нормативно-правовой регламентации. Однако выявлены проблемы и противоречия в нормативно-правовом регулировании, устранение которых позволит оптимизировать использование потенциала конституционного правосудия для защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Применение стандартов Совета Европы в национальном законодательстве должно способствовать признанию, соблюдению и защите прав и свобод граждан Российской Федерации на внутринациональном уровне. Конвенция, а также постановления и решения ЕСПЧ, вынесенные в отношении России и других государств, в определенной степени должны быть ориентиром в развитии отечественного законодательства и корректировании правоприменительной практики.

Структура исследования определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

По нашему мнению, следует согласиться с позицией председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина, поскольку наличие конституционного правосудия на местах имеет большое профилактическое значение: оно в определенной степени дисциплинирует как законодателя при разработке и издании законодательных актов, так и чиновника в правоприменительной практике принятия решений. Таким образом, следует констатировать, что во многих регионах страны органы конституционного судопроизводства еще не созданы. Во многом это определяется тем, что на уровне субъекта Российской Федерации еще не подготовлена определенная правовая база и не созданы политические условия для образования и функционирования конституционных (уставных) судов.

Практика деятельности конституционных (уставных) судов в Российской Федерации показывает, что они развиваются в рамках утверждения конституционной законности в Российской Федерации. Своей деятельностью они создают условия для реальной защиты конституционных прав граждан на уровне соответствующего региона. Конституционное судопроизводство регионального уровня располагает достаточными правовыми ресурсами, при использовании которых вполне может не обеспечить защиту прав и интересов граждан, но и способствовать экономическому и социальному развитию региона.

Специфика деятельности Конституционного Суда (как и каждого судебного учреждения) состоит в том, что он должен решать исключительно вопросы права и никоим образом не склоняться к политической целесообразности.

При отправлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд обязан воздерживаться от исследования и определения фактических обстоятельств, если это включено в компетенцию иных учреждений или судов. Одновременно с этим Конституционный Суд в некотором смысле ищет, создает право, воздействует на волю правоприменителя и законодателя, формирует прецеденты трактовки федеральных законов и Конституции. Конституционный Суд не ограничен трактовкой Конституции, он формирует конституционно-правовую доктрину мотивацией утвержденных им решений, уточняя содержание и смысл норм Конституции, гарантирует «живучесть», реализуемость Основного Закона. Высочайший статус Конституционного Суда устанавливается и тем, что он является общенациональным арбитром, решая споры и утрясая юридические противоречия между разнообразными учреждениями государственной власти.

В данном смысле Конституционный Суд – гарант ценностей Конституции, средство защиты основ конституционного устройства.

Конституционный Суд не зависит от воздействия иных учреждений государственной власти, также и в материально-техническом и финансовом отношении. Финансирование Конституционного Суда осуществляется путем средств федерального бюджета.

На заседаниях палат Конституционный Суд рассматривает дела, которые относятся к его ведению и не подлежат рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Такими вопросами являются разрешение дел о соответствии всех актов Конституции РФ, помимо уставов субъектов РФ и конституций республик; рассмотрение споров о компетенции между учреждениями государственной власти регионального (субъективного) и федерального уровней, производство по жалобам на ущемление конституционных свобод и прав граждан, и другие, которые предусмотрены ст. 22 Закона о Конституционном Суде. Закон о Конституционном Суде (ст. 73) определяет, что при склонении большей части принимающих участие в заседании палаты судей к необходимости принятия решения, не соответствующего правовой позиции, отраженной в принятых ранее решениях Конституционного Суда, дело будет передано на рассмотрение в пленарном заседании.

Пленарное заседание Конституционного Суда – организационно-правовая форма конституционного судопроизводства, которая связана с разрешением всякого вопроса, который входит в компетенцию Суда. Организационными формами судопроизводства Конституционного Суда выступают пленарные заседания его палат. Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях палат и пленарных заседаниях, различаются. В соответствии со ст. 2 Закона о Конституционном Суде, на пленарных заседаниях Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии уставов субъектов РФ и конституций республик Конституции России, трактует Конституцию РФ, дает заключения о выполнении определенного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ, принимает послания Конституционного Суда, разрешает вопрос и выступлении с законодательной инициативой.

Полномочия (компетенция) Конституционного Суда – это комплекс определенных Конституцией и федеральным законом функций Конституционного Суда в качестве федерального учреждения конституционного контроля России.

Конституционный Суд имеет связанную компетенцию – уполномочен реализовывать собственные полномочия только по жалобам или запросам органов (лиц), указанных в Конституции РФ: Президента России, палат Правительства РФ, Федерального Собрания. В полномочия Конституционного Суда включаются:

— рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ: нормативных актов Президента, федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы; конституций республик, законов и уставов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между учреждениями государственной власти РФ, а также международных договоров РФ, которые не вступили в силу;

— рассмотрение споров о полномочиях: между федеральными учреждениями государственной власти, между учреждениями государственной власти РФ и субъектов РФ; между высочайшими государственными учреждениями субъектов РФ;

— проверка конституционности закона, который применяется либо подлежит применению в определенном деле по жалобам на ущемление конституционных свобод и прав граждан и по запросам судов;

— трактовка Конституции РФ;

— выдача заключений о выполнении определенного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене либо осуществлении другого тяжкого преступления;

— реализация других полномочий, которые предоставлены ему законодательством.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика решений КС РФ

1.1 Понятие и правовая природа решений КС РФ

Конституционный Суд Российской Федерации, являясь судебным органом конституционного контроля, обеспечивает режим конституционного строя, верховенство, прямое действие Конституции Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации через выполняемые им функции.

Функция Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина реализуется непосредственно через его полномочие по проверке конституционности законов по запросам судов и жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод в порядке конкретного нормоконтроля. Это наиболее значительная в количественном отношении группа дел: около 70%. Через полномочия по толкованию Конституции Российской Федерации, рассмотрению дел о конституционности нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля, разрешению споров о компетенции и иные полномочия также, хотя и опосредованно, реализуется функция защиты прав человека Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку охрана Конституции Российской Федерации и защита прав и свобод неотделимы.

Правозащитная функция Конституционного Суда Российской Федерации имеет двусторонний аспект. Как правильно отмечает Серекова Е.Ю., процессуальной стороной является решение Конституционного Суда Российской Федерации, опирающееся на принципы и стандарты обеспечения права в случае издания высшими государственными органами и должностными лицами Российской Федерации и ее субъектов не соответствующего Конституции Российской Федерации нормативного правового акта, нарушающего право на свободу и личную

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы