Менеджмент в гостиничном бизнесе Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Решение проблемы влияния сезонности на деятельность отелей (на конкретном примере)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Проблема сезонности в работе предприятий сферы гостеприимства. 6

1.1.
Сезонность как фактор формирования спроса на услуги отелей. 6

1.2. Основные
пути решения проблемы сезонности спроса на услуги предприятий гостиничной
индустрии. 11

Глава 2.
Анализ проблемы сезонности в деятельности 
гостиницы «Лось» и перспективы ее решения. 14

2.1. Общая
организационно-экономическая характеристика отеля. 14

2.2.
Характеристика влияния фактора сезонности на работу гостиницы.. 18

2.3.
Перспективы решения проблемы сезонности спроса на услуги отеля «Лось»  23

Заключение. 24

Список
использованной литературы.. 29

Приложения. 31

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Развитие каждого предприятия сферы гостеприимства зависит,
прежде всего, от спроса на его услуги. В свою очередь, на спрос со стороны
потребителей влияет множество факторов. Многие из них зависят и от самого отеля
или другой организации гостиничной индустрии. При этом в ряде случаев спрос на
услуги отеля может быть сезонным. Чаще всего эта проблема характерна для
курортных гостиниц, услуги которых привязаны к определенным
природно-климатическим условиям. Так, отдыхать на берег моря приезжают обычно
только в теплый сезон года, а горнолыжные курорты чаще пользуются спросом в
снежное время года. Также сезонность спроса на услуги может быть характерна и
для отелей, расположенных вдали от городов, на природе. Чаще гости посещают
такие отеля в теплое время года, когда возможно длительное пребывание на
природе. Для таких предприятий сферы гостеприимства актуальной
задачей становится поиск возможностей решения проблемы влияния фактора
сезонности на их деятельность. В каждом отдельном отеле поиск решений в данной сфере
должен проводиться с учетом специфики гостиницы, потребителей ее услуг,
возможностей расширения ассортимента услуг отеля и т.д. В связи с вышесказанным, актуальным является исследование
возможностей решения проблемы влияния сезонности на деятельность отелей на
конкретном примере. Данное исследование будет проведено на примере гостиницы
«Лось». Это отель в Москве, расположенный вдали от городского шума, который
предлагает отдых на природе. Поэтому в работе данного предприятия сферы
гостеприимства отмечается некоторая сезонность: основной спрос на услуги отеля
приходится на период второй половины весны – первой половины осени. В зимний
период спрос на услуги отеля значительно падает. Это делает актуальными задачи
поиска путей решения проблемы сезонности в работе отеля «Лось».

 Целью исследования в работе выступает изучение влияния фактора
сезонности на работу предприятия сферы гостеприимства и поиск путей решения
данной проблемы.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы
следующие задачи исследования:


охарактеризовать сезонность как фактор влияния
на деятельность отелей;


рассмотреть основные пути решения проблемы
сезонности спроса на услуги предприятий гостиничной индустрии;


дать общую характеристику отеля «Лось»;


охарактеризовать услуги отеля и влияние фактора
сезонности на работу гостиницы;


изучить перспективы решения проблемы сезонности
спроса на услуги отеля «Лось».

Объектом исследования
в данной работе является гостиница «Лось», которая входит в состав ФГУП
«Президент-Отель» Управления делами Президента Российской Федерации.

Предметом
исследования выступает влияние фактора сезонности на деятельность данной
гостиницы.

Методы исследования.
В ходе выполнения данной курсовой работы были использованы как общенаучные
методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация и
классификация, сравнение и обобщение), так и специальные методы исследования, в
частности метод анализа структуры, рейтинговый метод исследования, метод
анализа сезонности.

Информационную базу
исследования составляют нормативно-правовые акты РФ, учебная литература,
публикации в научных периодических изданиях, интернет-публикации, а также
данные отеля «Лось» о спросе на его услуги, отзывы гостей на сайте Booking.com.

Практическая
значимость данного исследования заключается в том, что предложенные в
работе рекомендации могут способствовать решению проблемы влияния фактора
сезонности на деятельность отеля «Лось» и повышению спроса на его услуги в
холодный период года.

Структура работы
включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной
литературы. Первая глава являет собой обзор теоретических аспектов темы. Во
второй главе описаны особенности предоставления услуг в гостинице «Лось» и
предложены пути оптимизации работы отеля.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Проблема сезонности в работе предприятий сферы гостеприимства 1.1. Сезонность как фактор влияния на деятельность
отелей Для рынка гостиничных услуг характерной особенностью
является цикличность развития, то есть повторяемость основных тенденций и
интенсивности развития. При этом одним из проявлений цикличности в работе
предприятий сферы гостеприимства является сезонная (или малая) цикличность,
которая характеризуется коротким временным интервалом – до одного года и чаще
совпадает с климатическими изменениями. В экономике  под сезонностью, или сезонными колебаниями,
понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики
социально-экономического развития, причины которой могут быть связаны с
особенностями товарного предложения, покупательского спроса, изменениями затрат
в зависимости от изменения климатических условий в разные сезоны года[1].

Соответственно, сезонность в сфере гостеприимства
проявляется регулярными циклическими изменениями спроса на услуги того или
иного предприятия гостиничной индустрии на протяжении года.

Причины сезонности в сфере гостиничной индустрии могут
носить как объективный (факторы макросреды), так и субъективный (предпочтения
потребителей) характер. Чаще всего среди причин сезонности спроса на услуги
отелей выделяют следующие факторы:

1) природно-климатические факторы. Данная группа причин
является основной и наиболее сильно влияет на курортные отели, услуги которых
тесно связаны с теплым сезоном;

2) социальные факторы. К данной группе причин сезонности, в
частности, относится наличие свободного времени у потребителей. Так, на летнее
время приходятся массовые отпуска, а также школьные и студенческие каникулы,
что создает спрос на услуги сферы досуга, развлечений, туризма и
гостеприимства;

3) отраслевые факторы. Так, сезонность спроса на услуги в
сфере гостеприимства зависит от вида туризма, который развивается в регионе. Так,
к «несезонным» типам туризма относятся оздоровительный, деловой,
экскурсионно-познавательный. В свою очередь, курортный отдых, горнолыжный
туризм и т.п. могут быть отнесены к сезонным видам туризма[2].

Основным последствием влияния фактора сезонности на
деятельность гостиницы выступает сокращение спроса на ее услуги. Это находит
проявление в значительном сокращении численность гостей, а соответственно и в
снижении финансовых результатов деятельности – выручки и прибыли. В этот период
важно обеспечить рентабельность услуг отеля. Так, затраты гостиницы во многом
остаются достаточно большими, поскольку связаны с содержанием зданий и
оборудования, оплатой труда персонала. А вот доход от услуг в условиях падения
спроса удается получить небольшой. В связи с этим в межсезонье сфера
гостеприимства зачастую становится убыточной или же работает на грене нулевой
прибыли. Поэтому часто курортные гостиницы принимают решение о закрытии отеля в
периоды низкого спроса, консервируя здание, сокращая почти весь персонал.

Таким образом, сезонность спроса на гостиничные услуги
порождает ряд других проблем, одной из которых являются формирование и
сохранение квалифицированной рабочей силы. Многие курортные отели практикуют
значительное сокращение численности персонала в межсезонье, в связи с чем в
сфере гостеприимства выделяют «сезонную» текучесть кадров, то есть «движение
персонала за пределы предприятия в периоды смены туристских сезонов»[3].

Сезонный характер найма рабочей силы в курортных гостиницах
ослабляет влияние таких важнейших мотивационных факторов, как продвижение по
служебной лестнице и возможность сделать карьеру. Во многих случаях вопросы
мотивации здесь трудноразрешимы, и часто происходит так, что администрация
гостиницы вынуждена нанимать каждый сезон на работу новую группу служащих, что
влечет значительные расходы на их профессиональную подготовку. Соответственно,
и качественные характеристики такого персонала могут быть значительно ниже, чем
в отелях, где фактор сезонности действует незначительно. Также в курортных
отелях, работа которых сопряжена с сезонностью, часто наблюдается
неблагоприятный психологический климат в трудовом коллективе, поскольку
персонал таких отелей часто не успевает сдружиться, ведь штат почти заново
комплектуется каждый год.

Еще одну группу серьезных проблем, связанных с сезонностью,
в работе курортных отелей представляют проблемы обеспечения сохранности и
поддержания здания и оборудования в надлежащем состоянии в несезонный период,
когда гостиница закрыта. Для решения этих проблем в зарубежной практике избрали
путь использования сложной электронной аппаратуры, позволяющей сократить штат
охраны без потери эффективности охранных мероприятий[4].

В работе предприятий сферы гостеприимства, для которых характерна
явная форма сезонности (это традиционно курортные отели: летние и зимние),
выделяют четыре типа сезона:

– сезон пик (топ). Так называют период времени, который в
наибольшей степени благоприятен для пребывания клиентов для решения деловых
проблем или для туристической цели. Он характеризуется максимальной плотностью
клиентов, поскольку обладает наиболее комфортными условиями пребывания,
ознакомления с городом и отдыха;

– высокий сезон — период повышенной активности гостей, в том
числе туристов. В это время устанавливаются наиболее высокие цены на гостиничных
номеров. В этом периоде также благоприятны погодные условия;

– низкий сезон характеризуется снижением туристической активности
и сокращением потока туристов. Это время не самое благоприятное для рекреации,
и именно поэтому цена на туристский продукт существенно снижена; [1]
Юнусова Н.А. Снижение сезонности — главный пут к эффективности и качеству
гостиничных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-sezonnosti-glavnyy-put-k-effektivnosti-i-kachestvu-gostinichnyh-uslug [2]
Артюхова И.В., Хуторская В.А. Управление факторами сезонности в гостиничном
бизнесе // Инновационная наука. – 2016. – С.26. [3]
Федоренко А.В., Шевченко Е.П. Актуальные вопросы управления персоналом в
гостиничном бизнесе // Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета [Электронный
ресурс]. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-upravleniya-personalom-v-gostinichnom-biznese [4]
Никольская Е.Ю. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг: учебное
пособие / Е. Ю. Никольская, Л. А. Попов, А.П. Ковальчук − Москва:КНОРУС, 2018. –
С.123.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема сезонности в работе предприятий сферы гостеприимства 1.1. Сезонность как фактор влияния на деятельность
отелей Для рынка гостиничных услуг характерной особенностью
является цикличность развития, то есть повторяемость основных тенденций и
интенсивности развития. При этом одним из проявлений цикличности в работе
предприятий сферы гостеприимства является сезонная (или малая) цикличность,
которая характеризуется коротким временным интервалом – до одного года и чаще
совпадает с климатическими изменениями. В экономике  под сезонностью, или сезонными колебаниями,
понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики
социально-экономического развития, причины которой могут быть связаны с
особенностями товарного предложения, покупательского спроса, изменениями затрат
в зависимости от изменения климатических условий в разные сезоны года[1].

Соответственно, сезонность в сфере гостеприимства
проявляется регулярными циклическими изменениями спроса на услуги того или
иного предприятия гостиничной индустрии на протяжении года.

Причины сезонности в сфере гостиничной индустрии могут
носить как объективный (факторы макросреды), так и субъективный (предпочтения
потребителей) характер. Чаще всего среди причин сезонности спроса на услуги
отелей выделяют следующие факторы:

1) природно-климатические факторы. Данная группа причин
является основной и наиболее сильно влияет на курортные отели, услуги которых
тесно связаны с теплым сезоном;

2) социальные факторы. К данной группе причин сезонности, в
частности, относится наличие свободного времени у потребителей. Так, на летнее
время приходятся массовые отпуска, а также школьные и студенческие каникулы,
что создает спрос на услуги сферы досуга, развлечений, туризма и
гостеприимства;

3) отраслевые факторы. Так, сезонность спроса на услуги в
сфере гостеприимства зависит от вида туризма, который развивается в регионе. Так,
к «несезонным» типам туризма относятся оздоровительный, деловой,
экскурсионно-познавательный. В свою очередь, курортный отдых, горнолыжный
туризм и т.п. могут быть отнесены к сезонным видам туризма[2].

Основным последствием влияния фактора сезонности на
деятельность гостиницы выступает сокращение спроса на ее услуги. Это находит
проявление в значительном сокращении численность гостей, а соответственно и в
снижении финансовых результатов деятельности – выручки и прибыли. В этот период
важно обеспечить рентабельность услуг отеля. Так, затраты гостиницы во многом
остаются достаточно большими, поскольку связаны с содержанием зданий и
оборудования, оплатой труда персонала. А вот доход от услуг в условиях падения
спроса удается получить небольшой. В связи с этим в межсезонье сфера
гостеприимства зачастую становится убыточной или же работает на грене нулевой
прибыли. Поэтому часто курортные гостиницы принимают решение о закрытии отеля в
периоды низкого спроса, консервируя здание, сокращая почти весь персонал.

Таким образом, сезонность спроса на гостиничные услуги
порождает ряд других проблем, одной из которых являются формирование и
сохранение квалифицированной рабочей силы. Многие курортные отели практикуют
значительное сокращение численности персонала в межсезонье, в связи с чем в
сфере гостеприимства выделяют «сезонную» текучесть кадров, то есть «движение
персонала за пределы предприятия в периоды смены туристских сезонов»[3].

Сезонный характер найма рабочей силы в курортных гостиницах
ослабляет влияние таких важнейших мотивационных факторов, как продвижение по
служебной лестнице и возможность сделать карьеру. Во многих случаях вопросы
мотивации здесь трудноразрешимы, и часто происходит так, что администрация
гостиницы вынуждена нанимать каждый сезон на работу новую группу служащих, что
влечет значительные расходы на их профессиональную подготовку. Соответственно,
и качественные характеристики такого персонала могут быть значительно ниже, чем
в отелях, где фактор сезонности действует незначительно. Также в курортных
отелях, работа которых сопряжена с сезонностью, часто наблюдается
неблагоприятный психологический климат в трудовом коллективе, поскольку
персонал таких отелей часто не успевает сдружиться, ведь штат почти заново
комплектуется каждый год.

Еще одну группу серьезных проблем, связанных с сезонностью,
в работе курортных отелей представляют проблемы обеспечения сохранности и
поддержания здания и оборудования в надлежащем состоянии в несезонный период,
когда гостиница закрыта. Для решения этих проблем в зарубежной практике избрали
путь использования сложной электронной аппаратуры, позволяющей сократить штат
охраны без потери эффективности охранных мероприятий[4].

В работе предприятий сферы гостеприимства, для которых характерна
явная форма сезонности (это традиционно курортные отели: летние и зимние),
выделяют четыре типа сезона:

– сезон пик (топ). Так называют период времени, который в
наибольшей степени благоприятен для пребывания клиентов для решения деловых
проблем или для туристической цели. Он характеризуется максимальной плотностью
клиентов, поскольку обладает наиболее комфортными условиями пребывания,
ознакомления с городом и отдыха;

– высокий сезон — период повышенной активности гостей, в том
числе туристов. В это время устанавливаются наиболее высокие цены на гостиничных
номеров. В этом периоде также благоприятны погодные условия;

– низкий сезон характеризуется снижением туристической активности
и сокращением потока туристов. Это время не самое благоприятное для рекреации,
и именно поэтому цена на туристский продукт существенно снижена; [1]
Юнусова Н.А. Снижение сезонности — главный пут к эффективности и качеству
гостиничных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-sezonnosti-glavnyy-put-k-effektivnosti-i-kachestvu-gostinichnyh-uslug [2]
Артюхова И.В., Хуторская В.А. Управление факторами сезонности в гостиничном
бизнесе // Инновационная наука. – 2016. – С.26. [3]
Федоренко А.В., Шевченко Е.П. Актуальные вопросы управления персоналом в
гостиничном бизнесе // Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета [Электронный
ресурс]. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-upravleniya-personalom-v-gostinichnom-biznese [4]
Никольская Е.Ю. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг: учебное
пособие / Е. Ю. Никольская, Л. А. Попов, А.П. Ковальчук − Москва:КНОРУС, 2018. –
С.123.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы