Курсовая с практикой на тему Репортаж: принципы и формы освещения в региональной печати (на примере журнала «Русский репортёр»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕПОРТАЖА 5
1.1.Понятие и структура репортажа 5
1.2. Типология современного репортажа 8
2. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОСВЕЩЕНИЯ РЕПОРТАЖА В ЖУРНАЛЕ «РУССКИЙ РЕПОРТЁР» 15
2.1.Характеристика журнала «Русский репортёр» 15
2.2.Контент-анализ репортажей журнала «Русский репортер» 16
2.3.Жанровые особенности репортажей в журнале «Русский репортер» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Современное состояние журналистики, а именно – возникновение единого информационного мирового пространства, глобализация информационных процессов, оказали достаточно сильное влияние на систему жанров и специфику журналистского труда. Сегодня ценность такого товара, как оперативная и актуальная информация увеличивается в геометрической прогрессии. На радио, телевидении, в журналах и газетах большую часть публикаций составляют информационные жанры и новостные материалы. Один из ведущих жанров в течении нескольких десятилетий – репортаж.
Однако, ускорение общественных процессов за собой повлекло изменения в жанрах журналистики. Считается, что журналы, газеты, радио и телевидение во главу угла ставят оперативность, и такая «оперативизация» и актуализация» подготовки журналистского продукта часто наносит вред его качеству. В процессе понимания темы появляется еще одно противоречие: между жанром репортажа и сущностью глянцевого журнала, выходящего раз в неделю или раз в месяц. Ведь репортаж – «быстрое реагирование» и оперативность, а значит, больше свойствен газете.
Отбор событий, которые выступают поводом для репортажа, — один из самых важных составляющих работы работников новостей. Умение «отделить от плевел зерна и составить сценарий» – умение правильно оценить значительность всего происходящего. Лишь правильно расставив акценты в информационной картине, можно создать качественные новости, которые пользуются уважением, доверием и вниманием читателей. Но и репортаж на скандальную (пикантную, интригующую, актуальную) тему – не всегда репортаж хороший. Работа репортера положительный результат дает лишь при соблюдении профессиональных определенных норм и правил.
Роль репортажа в СМИ резко увеличивается во время чрезвычайных происшествий, когда читатель незамедлительно ждет подробностей, и каждое СМИ в данных случаях старается опередить конкурентов в оперативности освещения события. Поэтому значительный практический и научный интерес представляет обобщение и изучение опыта российской журналистики в сфере репортажа как жанра журналистики [2, c.144].
Методически ценным при разработке концепции исследования стало изучение работ современных исследователей в сфере СМИ и пропаганды – Р.А. Борецкого, Э.Г. Багирова, С.М. Гуревича, В.М. Горохова, Ю.А. Летунова, Я.Н. Засурского, В.Д. Пельта, В.Н. Лужникова, В.В. Ученовой, Е.П. Прохорова, А.А. Шереля, М.С. Черепахова, А.Я. Юровского, М.В. Шкондина, В.Н. Ярошенко.
Объект курсовой работы – журнал «Русский репортер»
Предмет курсовой работы – принципы и формы освещения в региональной печати репортажа в журнале «Русский репортёр».
Цель курсовой работы – изучить принципы и формы освещения в региональной печати репортажа в журнале «Русский репортёр».
Задачи курсовой работы:
– изучить теоретические основы репортажа,
– дать характеристику журнала «Русский репортёр»,
– провести контент-анализ репортажей журнала «Русский репортер»,
– определить жанровые особенности репортажей в журнале «Русский репортер».
За базовый метод взят принцип системного подхода к анализу процессов и явлений. Еще один из основополагающих принципов бытия, который положен в основу исследования, – принцип развития систем и их динамики. При анализе общественных явлений и причинно-следственных связей учитывался принцип детерминизма. Для анализа эмпирического материала использовались качественные и количественные методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Для новостного выпуска или программы нужны отличные сюжеты. Их подготавливают логически мыслящие, собранные люди — репортеры. Кроме того, что у репортера должна быть приятная внешность и хорошая дикция, он должен уметь рисковать и быть в центре событий, ведь собранная информация для репортажа должна передаваться на канал или в печать очень быстро.
Значение репортажей очень велико. Это могут быть включения с мест происшествий, конфликтов, откуда в онлайн-режиме вещают о реальных событиях. Предлагаем вам познакомиться поближе с тем, что такое репортаж и каких видов он бывает. Быть репортером довольно увлекательно, ведь можно оказаться в разных частях света. Для удачных кадров или съемок нужны правильные место и время, сюжет и герои, надежная камера и удачная погода. Существует много нюансов удачного сбора информации.
Освещение событий должно быть беспристрастное, не иметь оценок. Репортер становится очевидцем и участником происходящего.
Под репортажем подразумевается живой рассказ очевидца о событиях, наглядная обрисовка ситуации, в которой находится сам автор.
Будущему журналисту важно овладеть такими приемами репортажного современного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское самовыражение с помощью языка в материале.
В жанровой структуре периодической современной печати происходят изменения. Трансформация жанра «репортаж» – в сторону слияния данного жанра с иными жанрами журналистики. Ни один репортаж не является лишь информационным жанром. В нем отражение находят и аналитические, и художественно-публицистические элементы.
Увеличивается фактографичность, достоверность, детализация и «эффект присутствия». Для выражения авторского «Я» делается упор на косвенное выражение признака при помощи лексики, которая передает субъективную оценку. Также, огромное значение имеет упрощение языка, ироническая направленность, обязательным компонентом языка репортажа становиться также цитирование известных поговорок, реплик и пр., что, у читателя вызывает определенные ассоциации.
Мы проанализировали тематику, специфику и выделили новых разновидностей репортажа, которые встречаются на страницах журнала «Русский Репортер».
Общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал «Русский Репортер» – один из самых популярных печатных российских изданий. «Русский Репортер» – одно из немногих изданий, где текст и фотография выступают на равных. Но даже в отдельных случаях фотография играет роль намного более важную, чем текст, который выступать может только как небольшое пояснение. Жанр репортажа в нем занимает ведущее место.
Фрагмент текста работы:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕПОРТАЖА
1.1.Понятие и структура репортажа
Репортаж — информационный жанр журналистики. Он оперативно, с подробностями, в яркой форме сообщает о событии. Его участником или очевидцем выступает сам автор.
Репортаж был и остается не просто одним из популярных жанров – с ним чаще всего и ассоциируется сама журналистика: с военными корреспондентами, с теми, кто всегда в гуще событий, с людьми, которые готовы всё испытать на себе, чтобы иметь возможность рассказать об этом другим.
Репортаж является также одним из самых сильных по воздействию жанров журналистики. Это влияние обусловлено спецификой жанра – «эффектом присутствия». Автор репортажа передает то, что видел собственными глазами, и в этом заключается главное отличие репортажа от прочих новостных жанров.
Важной составляющей репортажа является не столько информация, сколько эмоции, которые можно пережить, лишь оказавшись на месте событий. Новостную заметку можно написать, даже не выезжая на место события, а интервью взять, не выходя из кабинета – современные средства связи позволяют делать все это. Однако, жанр репортажа по-прежнему остается востребованным. Причина этого в том, что репортаж является точкой зрения отдельного человека, это способ рассказать о произошедшем не официальным языком, а сквозь авторскую призму восприятия.
Репортаж – один из самых древних жанров в журналистике, и появился задолго до самой журналистики. Первым примером репортажа считают рассказы о путешествиях древнегреческого ученого Геродота. Уже в этих путевых заметках прослеживается тенденция будущего жанра – репортаж должен рассказывать о том, что удалено либо в географическом смысле, либо в социальном.
Событие, концерт, авария, происшествие, любое действие, для того чтобы вы поняли, что, где и как происходит — это все освещает репортаж:
– подробно,
– информационно,
– с деталями – в таком ключе докладчик доносит о событии.
Особенности репортажа:
– критерий качества – «читатель все видит своими глазами», «читает, будто сам там побывал»
– подробности (есть детали)
– яркая форма (иронично, с юмором, восторженно)
– глазами участника или очевидца (присутствие)
Отличительное свойство репортажа:
– В отличии от заметки, автор может давать кое-какую оценку событиям.
– Для создания репортажа, конечно же, должен быть информационный повод, то есть событие, которое произошло и которое легло в основу репортажа.
– Для того чтобы читатель поверил и увидел все своими глазами, вам следует, собственно, присутствовать в гуще самого события, и передать ваши впечатления [3, c.79].
Многие начинающие писатели иногда пытаются написать репортаж, ссылаясь на прочитанные материалы, новости и т.д., и им редко это удается.
Насыщенные деталями репортажи – хорошие репортажи!
Чтобы создать целостною картину, необходимо добавлять детали. Например, какие именно песни исполняли на концерте, «в зале витает возвышенный дух», зрителей объединяет общий запал.
На праздничной ярмарке можно сказать: в воздухе витает аромат сахарной ваты, подчеркивая, что именно продавалось и дабы размягчить новость.
На лыжном курорте подчеркнуть, что для посетителей со своим снаряжением действует постоянная скидка.
Эмоционально сделайть репортаж так, чтобы было видно, какое впечатление на вас произвело событие. Главное, чтобы вам не было все равно, и чтобы вы не делали это механически.
Признаки репортажа:
– от лица очевидца;
– время течет от начала к концу события;
– присутствует действие;
– помечаются яркие детали.
Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал [5, c,138].
Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:
– Заголовок
– Лид (введение)
– Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
– Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
– Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)
В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.
Репортер ставит перед собой задачу донести слушателям или читателям информацию так, чтобы они как бы увидели это событие на самом деле. Лингвисты считают, что репортаж является «глазами» и «ушами» зрителя и слушателя. Построить рассказ можно по-разному, но существует и некая стандартная композиция:
Вначале идет зачин. В нем описывается или изображается место действия, состояние окружающей среды, динамичность.
Центральной частью выступает сам рассказ о событии. Для изображения сиюминутности происходящего репортер использует множество глаголов в настоящем времени.
Заканчивается описание краткими выводами — концовкой. Автор делает вывод и подводит к нему зрителя.
Репортаж дает возможность читателю и зрителю быть на месте события. У него появляется случай увидеть и услышать участников, ощутить атмосферу происходящего. Автор в репортажных текстах проявляется по-разному. Он может использовать местоимения «я», «мы». Иногда журналист умалчивает о себе, но зритель догадывается, что он был свидетелем происходящего.
Особенностью репортажа является его стиль. Журналист выбирает средства и приемы образного раскрытия темы, эмоциональное изложение. Язык репортажа отличается документальностью и художественностью совместно. Если нарушить этот баланс, то рассказ получится скучным. Важно не переусердствовать с художественностью, чтобы сохранить ощущение реальности. Можно выделить следующие важнейшие особенности репортажа:
– наглядность и динамичность рассказа;
– отражение событий через ощущения самого автора;
– применение изобразительно-выразительных средств для формирования картинки;
– использование деталей;
– применение красок, звуков, ритмов [7, c. 346].
1.2. Типология современного репортажа
Современные репортеры проникают сквозь барьеры, которые читатели или зрители преодолеть не могут, открывают дверцу в неизвестный и закрытый для большинства мир. В настоящее время когда мы слышим слово «репортаж», чаще всего мы представляем его телевизионную версию, хотя жанр исторически сложился в периодической печати.
Репортаж телевизионный и газетный существуют параллельно и безусловно имеют схожую структуру. Однако есть особенности, присущие каждому из типов репортажа.
Жанры телевидения сформированы на основании печатных. Определяется их своеобразие устной формой речи и дополняется видеорядом. Это телевидению позволяет модернизировать традиционные жанры, создавать новые. Один из самых эффективных жанров информации – телерепортаж. В некотором смысле историю журналистики назвать можно историей становления, совершенствования и развития репортажа. Если репортаж в печати – один из многих жанров, то на телевидении репортаж – жанр номер один, в особенности в информационных программах.
Репортаж больше других свойственен телевидению, он зрителя приближает к событию, до минимума сводит роль посредника, что увеличивает к нему степень доверия. По способу трансляции репортажи бывают прямыми и фиксированными. Первые – это по сути, прямые эфиры с места событий. А вторые снимают, когда нет возможности присутствовать на месте происшествия.
Телерепортаж по своей природе объективен, т.к. видеокамера фиксирует лишь то, что на самом деле происходит. Но в закадровом тексте репортера всегда есть субъективное восприятие происходящего автором, и оно часто выходит на первый план. Средствами выразительности в телевизионном репортаже является и сам видеоряд, и естественный звук с места событий, и комментарий репортера.
По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые, по способу подачи – на комментированные и некомментированные.
По тематике различают репортажи: спортивные, военные, криминальные, производственные, светские и т.д., по предметно-тематическому признаку: событийный, проблемный, познавательно-тематический, репортаж-комментарий [9, c. 54].
Также существует разделение репортажей по степени контроля журналиста над ходом событий: событийный, тематический, постановочный.
Событийный репортаж должен рассказывать о новом событии, его последовательном развитии. Событие как таковое остается неизменным, и репортер не в силах на него повлиять. Он может лишь направлять внимание зрителя, расставляя акценты на ярких моментах и важных подробностях. Здесь важно подавать материал в динамике, то есть не просто описывать происходящее, но и отслеживать все перемены и повороты в истории. Такой репортаж может быть:
– незапланированным, когда что-то происходит неожиданно;
– запланированным, когда о самом событии известно заранее;
– с предысторией – содержать рассказ не только о том, что случилось, но и о том, что предшествовало;
– комплект-репортажем, дополняющим материал, предыдущий в выпуске.
Событийный репортаж часто ведется непосредственно в тот момент, когда происходит событие, являющееся центральной новостью. В этом аспекте газетный репортаж проигрывает телевизионному, так как является всегда более оперативным. Примером такого репортажа может выступить и прямой эфир с футбольного матча, и трансляция концерта или парада.
Тематический репортаж заключается в том, что репортер собирает факты о каком-либо событии или явлении, происходящих регулярно. При этом всё собранное выстраивается в логическую цепочку и представляет нам событие во всей полноте своего развития.
Выделяют серийные репортажи, которые могут выходить либо один за другим, либо в течение недели каждый вечер. Часто такие репортажи сопровождаются промо-кампанией.
Весьма распространен такой вид репортажа, как специальный, или документальный. Он уже более развернут и продолжителен по времени. Часто этот вид репортажа подразумевает расследование, или же преодоление препятствий, встречающихся журналисту во время сбора информации, которую от него пытаются скрыть. Например, если репортер хочет снять передачу о вреде генно-модифицированных продуктов, производители не дадут ему сведений, поскольку не заинтересованы в том, чтобы потребитель узнал что-то, что может повлиять на его желание приобрести их продукцию. Такие репортажи могут со временем из серийных трансформироваться в регулярные передачи на общую тему.
Репортажи бывают также художественными – развлекательными или юмористическими. Их обычно помещают в конце выпуска. Существует еще и репортаж-последствие. Это рассказ о последствиях события, которое произошло за день, неделю, месяц или даже год до нынешнего эфира. В таких репортажах зрители могут узнать новые факты старого дела, увидеть дальнейшую судьбу героев после уже известных событий.
Тематический репортаж в отличие от событийного можно контролировать, поскольку репортер собирает материал заранее и знает, какое место он займет в его репортаже. Упор здесь делается не на оперативность и умение быстро ориентироваться, а на доскональное изучение фактов, на продолжительную кропотливую работу. Оба типа репортажа тесно связаны – из событийного часто рождается тематический.
Проблемный репортаж является разновидностью тематического, он не только описывает событие, но и выясняет причины его, а также прогнозирует дальнейшее развитие. Зачастую в таких репортажах рассматривается не одно, а несколько событий, которые бывают удалены друг от друга и хронологически, и географически, но их объединяют общие причины.
Постановочный репортаж отличается тем, что сам журналист создает или провоцирует какую-то ситуацию, а потом ему остается лишь следить за реакцией людей. События в этом случае полностью подконтрольны репортеру.
Газетный репортаж с телевизионным роднит то, что в обоих случаях на первый план выступает истолкование информации, которое важнее самой новости. В печати это один из самых эффективных и востребованных жанров, несмотря на то, что газета уступает телевидению в оперативности. Даже зная о каком-либо событии, читатель с интересом изучит подробный и глубокий материал на эту тему [11, c. 69].
Показать ситуацию в ее развитии лучше удается телевидению, а газеты взяли на себя функцию осмысления того, что стоит за этой ситуацией, явления, которое её породило. Модель репортажа довольно свободна и поэтому в большей степени, чем другие жанры, подвержена трансформации. В результате репортаж как жанр видоизменяется, обрастет новыми для себя функциями. И часто бывает так, что один и тот же материал кто-то назовет репортажем, а кто-то – очерком.
В связи с этим стоит рассмотреть основные признаки репортажа: оперативность, информативность и наглядность.
Оперативность подразумевает, что новость будет получена аудиторией сразу после события. Также важным является наблюдение журналиста за всем, что происходит. Ведь именно его глазами читатели смогут увидеть, как всё было на самом деле. Поэтому присутствие репортера непосредственно на месте события необходимо. При этом журналист должен донести максимум информации.
Время, место, условия, при которых произошло событие обязательно указываются в репортаже. Учитывая, что репортаж создается путем наблюдения, журналисту нужно помнить о деталях. Зачастую именно они создают эффект присутствия и вызывают сочувствие у читателей. Это могут быть какие-то звуки, запахи и даже вкус. Выбор той или иной темы репортажа обусловлен актуальностью, а также стремлением аудитории узнать другую сторону действительности. В связи с этим востребованы репортажи из горячих точек и мест военных конфликтов.
Можно выделить следующие виды репортажа:
– Событийный – самый распространенный вид, рассказывает об общественно значимом событии в его хронологической последовательности.
– Познавательный уже не столь оперативен, в нем рассматриваются необычные или интересные ситуации из жизни людей. Он является запланированным, и часто такие репортажи создают накануне памятных дат.
– Проблемный репортаж раскрывает не только событие, но и скрытые причины его возникновения.
Журналист действует по схеме: тезис – аргумент – вывод. Репортер может создать репортаж в ходе собственного эксперимента. Тогда его главной задачей будет фиксирование событий и результата. Для репортажа важнейшим критерием является достоверность, документальность – его часто называют «художественным документом». Он предельно точно отражает действительность, хоть и происходит это сквозь эмоции автора. Личность автора выходит здесь на первый план [13, c.104].
В историю вошли репортажи Владимира Гиляровского, в которых он открывал читателю мир современной ему Москвы, неприглядность быта, трущобы столицы. Благодаря яркому и живому описанию, мы можем представить жизнь городской бедноты в уже далекие от нас времена. На современном этапе развития газетной журналистики важным шагом явилась визуализация текста, оказавшая влияние на процесс жанрообразования. Не случайно М. Кастельс подчеркнул, что «визуализация данных является – в цифровую эпоху – ключевым компонентом умения рассказывать истории». Это особенно актуально для газетного репортажа, поскольку выразительность репортажа, его наглядность проявляется в конкретных деталях.
Визуализация помогает не просто передать сведения, но и выстроить определенное впечатление, то есть выполняет одну из функций настоящего репортажа.
Сегодня развитие репортажа подчинено законам развития новостной журналистики в целом. Не все российские газеты используют жанр репортажа, однако, именно хороший репортаж является украшением номера. Аудитория, выбирая то или иное издание, уже предполагает какой характер носят его публикации. Тем более, что современный читатель довольно разборчив и придирчив в своем выборе, его утомили новостные информационные потоки.
Если автор репортажа смог найти правильный угол зрения, оригинальную форму подачи материала, свои индивидуальные средства выразительности, свойственные только ему, в этом и будет заключаться ценность его взгляда. Именно такие авторские репортажи и привлекают читателя. Большинство российских газет делает упор не на информационных репортажах, а на специальных, или познавательных [15, c. 348].
Для создания такого репортажа журналисту необходимо тщательно и всесторонне изучить тему. Автор не просто фиксирует событие, он раскрывает проблему, рассказывает об интересной жизненной ситуации, о значимых общественных явлениях. Спецрепортаж отличается от иных видов репортажа своими функциональными и содержательными характеристиками.
Неизменно участие журналиста в том событии, которое достигается в репортаже за счет физического присутствия автора. Читателю предлагается максимальная информация по проблеме и теме, которая включает фотоиллюстрации, инфографику, экспертный или статистический материал.
Благодаря этому воспринимается специальный репортаж смысловом в едином пространстве газетной полосы как качественный текст. Традиционно репортаж пользуется у читательской аудитории спросом. Данный жанр кажется понятным, простым и легким. Это самый удобный жанр СМИ для реализации познавательной активности читателя [16, c.57].