Курсовая с практикой на тему Регулирование и надзор за системами внутреннего контроля в банках
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Подходы к пониманию сущности и структуры системы банковского контроля 5
1.2 Этапы и особенности развития системы внутреннего контроля банка в России 7
2 ОЦЕНКА БАНКОМ РОССИИ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ 12
2.1 Оценка внутреннего контроля банков 12
2.2 Предложения по совершенствованию внутреннего контроля в банке 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Актуальность темы исследования. В современных условиях для реализации экономической функции государства, повышения эффективности государственного регулирования денежно-кредитных отношений и банковской деятельности чрезвычайно важны вопросы стабильности национальной валюты, устойчивого развития банковской системы, совершенствования форм и методов банковского надзора, внедрения консолидированного надзора за банковскими группами, банковскими холдингами и др. Это, соответственно, влечет повышение роли Банка России как регулирующего и надзорного органа в банковской сфере. Задачи банковского надзора тесно взаимосвязаны с необходимостью должным образом обеспечить стабильность национальной валюты, поскольку ее возможности находятся в прямой зависимости от уровня надежности национальной финансовой системы, особое место в обеспечении устойчивости банковского надзора. Однако проблемы, проявившиеся в банковской деятельности в ходе мирового финансового кризиса и введения экономических санкций против нашей страны, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора и, следовательно, о недостатках всей системы банковского надзора в целом.
Цель работы – исследовать регулирование и надзор за системами внутреннего контроля в банках.
Задачи:
— рассмотреть теоретические и правовые аспекты контроля российской банковской системы;
— описать оценку Банком России систему внутреннего контроля банка.
Объект исследования – АО «Альфа-Банк».
Предмет исследования – внутренний контроль в банках.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате проделанной работы решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты контроля российской банковской системы; описана оценка Банком России систему внутреннего контроля банка.
Технология внутреннего контроля, как и любая другая проектная технология, не привязана к какой-то одной конкретной отрасли. Положительные моменты после внедрения технологии внутреннего контроля. Методология использования внутреннего контроля как инструмента управления не преследует цель заменить уже используемые в организации технологии внутреннего контроля. Но с ее помощью можно существенно улучшить результаты и снизить информационную нагрузку на участников банка и высшее руководство. Изощренный механизм контроля доступа поддерживает избирательную систему регулирования и управления. Этот механизм позволяет быть уверенным в том, что политики доступа применяются в соответствующей бизнес-тематике, что сокращает любое воздействие на рутинные операции и минимизирует число лишних циклов выявления и устранения ошибок, возникших при ложном срабатывании.
Помимо этого, приложение Oracle Application Access Controls Governor не позволяет назначать пользователям права, которые могут увеличить риск. Приложение сперва обращается к списку конфликтных SOD, а затем принимает решение о назначении роли. Если назначение роли приведет к нарушению установленных правил, то роль не назначается, либо требуется ее подтверждение. Сократив количество возможных нарушений SOD, можно существенно сократить цикл аудита и устранения ошибок. Предлагаемая комплексная автоматизированная системы внутреннего контроля банка основана на интеллектуальной базе знаний, динамическом планировании ресурсов банка в режиме реального времени, гибкой и быстрой реакции на поступающие события. Система предлагает функции по поддержке принятия решений, а также может быть использована для анализа и проверки эффективности применяемых бизнес-процессов, моделирования и прогнозирования результатов деятельности банка или его отдельных единиц.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Подходы к пониманию сущности и структуры системы банковского контроля
Залог успешного и устойчивого функционирования банковской системы страны в эффективном государственном регулировании. Важнейшим его элементом является банковский надзор. Центральный Банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – единственный орган, осуществляющий регулирование и надзор за банковской деятельностью . Двухуровневая банковская система, созданная в нашем государстве, объясняет особенности формирования и становления механизма контроля.
Если регулирование в широком понимании – это составная часть управления экономическими объектами и процессами, включающая наблюдение за объектом в целях проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, то надзор, на взгляд авторов (обобщая ранее перечисленные подходы к трактовке этого понятия), представляет собой разновидность контрольных действий по периодическому наблюдению за состоянием проверяемого объекта в целях его соответствия пруденциальным (разумным) нормам деятельности .
Для создания учреждений, занимающихся кредитной деятельностью, необходимы:
1) минимальные требования, предъявляемые капиталу; 2) требования к администрации кредитной организации; 3) ограничения антимонопольного характера.
Минимизация рисков на рынке банковских услуг в целом и его отдельных сегментов, предупреждение угроз интересам клиентов и кредиторов системного и индивидуального характера являются целями регулирования банковской деятельности, в частности лицензирования. Текущий надзор, в отличие от лицензирования, направлен на выявление угроз безопасности кредитным учреждениям. Неблагоприятное влияние окружающей среды и их собственное поведение на рынке представляют угрозу. Для разрешения указанных проблем в первую очередь надзорный орган должен провести анализ и оценку перспективного и текущего состояния кредитной организации в финансовой сфере.
Реализуя контрольную функцию, ЦБ РФ устанавливает для кредитных организаций нормативы деятельности и иные пруденциальные нормы обязательного характера, проводит работу, направленную на совершенствование расчетных методик, определяет величины нормативов с учетом их эффективного практического применения, ориентируется на изменения в бухгалтерском законодательстве . Однако система нормативов обязательного характера нуждается в совершенствовании и кардинальном изменении.
Это связано с тем, что коммерческие банки, принимая формальные критерии, не в состоянии отражать и моделировать реальные риски.
Центральный Банк России обладает уникальными возможностями не только осуществлять административный банковский надзор, но и использовать экономические меры для решения поставленной перед ним задачи. Это, в свою очередь, создает условия для повышения уровня эффективности деятельности подконтрольных Банку субъектов.
Определение эффективности контрольной деятельности состоит в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата.
Эффективность менеджмента – отражает особенности социальных, экономических, организационных явлений.
Важнейшей задачей учета и контроля является прогнозирование и экс-пертно-аналитическая оценка на перспективу различных вопросов использования имеющихся в организации ресурсов на базе изучения деятельности организаций для определения вариантов дальнейшего функционирования и развития, выработки оперативных, тактических и стратегических решений, направленных на повышение эффективности производства.
Для выявления показателя контрольной деятельности, рассчитывается коэффициент контрольных действий, который характеризует эффективность примененных мер воздействия контроля по результатам проведенных проверок. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Кэд = Кмв / Кпп, (1)
где
Кэд – коэффициент эффективности контрольных действий;
Кмв – количество примененных мер воздействия к сотрудникам;
Кпп – количество проведенных проверок.
Эффективность контрольной деятельности в системе менеджмента предприятий в первую очередь зависит от организации системы учета и отчетности, которые включают в себя финансовые и производные показатели. Сегодня в предприятиях используются два вида контроля: финансовый, административный.
2. Ревизия подразумевает под собой мониторинг правильности и законности проведения операций с наличными средствами и иными ценностями, которые принимаются по документам и хранятся в банковской кассе. Ревизия проводится группой специально назначенных людей по приказу начальника отделения. Ответственность за правильность проведения и исполнение установленных нормативов несет руководитель. Проверка проводится в присутствии лиц, отвечающих за хранение ценностей (кассиров). Периодичность проверок назначается в последовательности, исключающей возможность сокрытия недостачи или избытка ценностей.
Цели проведения ревизии:
Установление фактического количества, находящихся в кассовом помещении ценностей.
Проведение сверки фактических данных с учетными данными.
Ликвидация ошибок в дальнейшей работе.
Выявление мошеннических действий людей, ответственных за хранение.
Периодичность назначения ревизионных проверок.
Проверка денежной наличности и прочих ценностей в банковской кассе проводится:
Каждый год на начало года (обязательно).
Каждый квартал (на усмотрение руководства). Она может не назначаться, если проверку уже проводили сотрудники внутреннего контроля банка
При временном отсутствии людей, отвечающих за хранение ценностей (болезнь, отпуск и проч.).
При смене завкассой. В этом случае в результате проверки оценивается наличие ценностей в кассе, чтобы передать их новому заведующему.
В прочих случаях при выявлении нарушений хранения или учета денежных ценностей.
Все ценности подлежат проверке следующим способом:
Валюта (национальная или зарубежная) проверяется по пачкам и ярлыкам на них (иногда поштучно).
Монеты пересчитываются по записям на мешках или пересчитываются выборочно.
Деньги, хранящиеся для загрузки терминалов, пересчитываются по записям на ярлыках банкоматных кассет (или поштучно на усмотрение руководителя).
Сумки со слитками из драгметаллов проверяются по записям на ярлыках. Металл может проверяться выборочно: для этого взвешивается каждый слиток и сравнивается полученное значение с данными документов и паспорта химического контроля.
3. Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону.
Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита:
— ведение определенного вида деятельности,
— превышение установленных лимитов дохода или активов,
— определенная организационно-правовая форма,
— принадлежность к конкретной организации,
— представление консолидированной отчетности.
Таким образом, представленные методы характеризуют подходы системы банковского контроля.