Экономический потенциал таможенной территории Евразийского экономического союза Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Региональные особенности размещения ресурсных отраслей хозяйства России и их роль в современном развитии страны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5

1.1 Региональные особенности размещения ресурсных отраслей 5

1.2 Модели экономического роста в регионах 8

2 АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕСУРСНЫХ ОТРАСЛЕЙ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ 16

2.1 Современная региональная экономика 16

2.2 Перспективы развития регионов для роста экономики РФ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

  

Введение:

 

Актуальность работы. Инвестиции являются необходимой составляющей социально-экономического развития. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность регионов требуют объективной оценки состояния и непрерывного мониторинга изменений. Это важно органам власти — для организации и проведения мероприятий, направленных на ресурсное обеспечение экономического роста и решение социальных проблем. Это важно для инвесторов, заинтересованных в получении адекватных представлений об условиях, которые созданы в регионах для реализации инвестиционных проектов. Изменения нормативной правовой базы государственного регулирования социально-экономического развития предполагают коррективы региональной инвестиционной политики. В соответствии с положениями Стратегии пространственного развития Российской Федерации определен перечень макрорегионов, в отношении которых требуется разработка документов стратегического планирования. Для их реализации необходимо соответствующее ресурсное обеспечение, и данные об условиях инвестирования в регионах позволяют повысить точность прогнозов, планов и программ их социально-экономического развития.

Существующие оценки инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности регионов весьма противоречивы. Известные рейтинговые агентства дают различные ответы о возможностях реализации инвестиционного потенциала регионов. Тем самым размывается информационная база для выработки управленческих решений и реализации региональной инвестиционной политики, снижается инвестиционная активность и замедляются темпы социально-экономического развития. Иными словами, является актуальным комплекс проблем теоретического, методологического и организационного плана, касающихся оценки инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности макрорегионов Российской Федерации. Ответов требуют следующие вопросы: какие регионы являются центрами притяжения инвестиционной деятельности, а какие еще не в полной мере вовлечены в инвестиционные процессы; потенциал каких регионов пока в недостаточной степени оценен инвесторами, а в отношении каких требуется принятие мер по поддержанию темпов роста инвестиций; где достигнуты наибольшие успехи в реализации инвестиционной политики. Финансовая безопасности региона — способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы региона обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост.

Цель работы – исследовать региональные особенности размещения ресурсных отраслей хозяйства России и их роль в современном развитии страны.

Задачи:

— рассмотреть цели, эффективность и качество экономического роста в регионах РФ;

— описать модели экономического роста в регионах;

— проанализировать современную региональную экономику;

— описать перспективы развития регионов для роста экономики.

Объект исследования – регионы РФ.

Предмет исследования – размещения ресурсных отраслей хозяйства России.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам таких, как А.Г. Гранберга, А.Ш. Гизятовой, И.С. Гуменюка, Б.М. Гринчель, И.А. Зуевой и др. При подготовке работы был использован официальный Интернет-ресурс.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены цели, эффективность и качество экономического роста в регионах РФ; описаны модели экономического роста в регионах; проанализирована современная региональная экономика; описаны перспективы развития регионов для роста экономики.

Исследование свидетельствует об устойчивом характере распределения инвестиционной деятельности по территории страны. Среди субъектов Российской Федерации выделяется группа регионов, которые являются центрами притяжения инвестиционной активности в настоящее время. Распространение экономической и в том числе инвестиционной деятельности по территории происходит в направлении от регионов-центров экономической активности и притяжения инвестиций к периферии. Очевидным доказательством является опережающее в сопоставлении с более периферийными регионами развитие непосредственно прилегающих к центрам инвестиционной деятельности Московской и Ленинградской областей. Такое соседство в периоды экономического роста благотворным образом складывается для развития прилегающих территорий, где инвесторы находят для себя менее затратные решения при размещении новых производств, привлечении рабочих рук и пр. В периоды снижения экономической активности такое соседство, напротив, может явиться причиной потери периферийными территориями ресурсов для экономического роста, которые перемещаются в цен- тральные регионы.

Особенностью территориальной организации инвестиционной деятельности в России является бесспорное лидерство г. Москва по объемам инвестиций в основной капитал, финансовым вложениям организаций и привлечению иностранных инвестиций. Наряду с Центральным можно назвать Северо-Западный и Южный макрорегионы, в которых Санкт-Петербург и Краснодарский край являются главными центрами притяжения инвестиционной активности. В остальных макрорегионах лидерство какого-то одного субъекта Российской Федерации не столь очевидно. В шести макрорегионах: Северном, Северо-Кавказском, Волго-Уральском, Южно-Сибирском, Ангаро-Енисейском и Дальневосточном лидирую- щие на сегодня позиции оспариваются между двумя, а в трех — Уральско-Сибирском, Волго-Камском и Центрально-Черноземном макрорегионах между тремя субъектами Российской Федерации.

Либо на протяжении определенного времени, либо в отношении определенной группы инвестиций несколько субъектов Российской Федерации макрорегионов могут занимать лидирующие позиции. Так, например, в пределах Уральско-Сибирского макрорегиона первое место по объемам инвестиций в основной капитал попеременно занимают Ханты-Мансийский автономный округ — Югра; Ямало-Ненецкий автономный округ.

Эти особенности необходимо предусмотреть при разработке и реализации соответствующих документов стратегического планирования. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона «О стратегическом планировании Российской Федерации» предусматривается подготовка Стратегий социально-экономического развития макрорегионов. Требованиями положения о содержании стратегий социально-экономического развития макрорегионов в стратегии макрорегиона следует предусмотреть раздел, посвященный механизмам и инструментам ее реализации, а также меры государственной поддержки. Именно в этом разделе требуется обозначить содержание государственной политики по привлечению инвестиций в интересующие процессы социально-экономического развития сферы и отрасли экономики макрорегиона, а так- же механизмы вовлечения в инвестиционную деятельность тех субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время занимают, с точки зрения инвесторов, периферийное положение.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1.1 Региональные особенности размещения ресурсных отраслей

Важность организаций рыночной инфраструктуры для развития экономики региона определяется выполняемыми ими функциями, которые в основном сводятся к следующим: минимизация финансового, имущественного и других видов риска за счет деятельности страховых, консалтинговых и аудиторских компаний; обеспечение финансовой поддержки субъектам хозяйствования кредитными учреждениями; расширение возможностей предприятий и их развитие за счет аренды и лизинга; регулирование движения рабочей силы центрами занятости; увеличение скорости движения оборотных средств за счет работы банковской системы, обеспечивающей прием, выдачу и перевод платежей экономических субъектов; способствование брокерскими конторами продвижению товара от производителя к потребителю; создание товарными биржами условий для реализации товаров по объективным, рыночным ценам; обеспечение фондовыми биржами возможностей для привлечения средств посредством эмиссии ценных бумаг и размещению их на рынке.

От уровня развития инфраструктуры зависит конкурентоспособность региона и его социально-экономическая эффективность, следовательно, выполнение в полном объеме данных функций во многом определяет качество функционирования региональной инфраструктуры [10, c. 69].

Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры неизбежно приводит к «снижению деловой активности, слабому развитию производства, нарушению нормального воспроизводственного процесса в региональных системах» [9, c. 58].

Отрасли рыночной инфраструктуры являются основой, базисом для всей системы региональных рынков. Они объединяют сферы производства, обращения и потребления в единую цепочку, тем самым «ускоряя оборот финансовых, материальных, информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития» [8, c. 74].

Стабильность и устойчивое развитие экономики региона зависят от того, насколько в нем развита инфраструктура. «Чем больше развита инфраструктура, тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его социально-экономическое развитие и процветание» [7, c. 69].

Практика показывает, что «в регионах с развитой инфраструктурой достичь высокого уровня развития, как отдельно взятой отрасли, так и региона в целом значительно проще и эффективней» [6, c. 64].

Анализ теории и практики управления развитием социально-экономических систем, в том числе и рыночной инфраструктуры, показывает, что значительные резервы ее совершенствования связаны с развитием методов и инструментов управления.

Ввиду особой важности инфраструктуры для экономики как страны в целом, так и отдельных территорий, управление ее развитием возлагается на государство. В большинстве стран до 80-х годов 20-го столетия все проекты в инфраструктуре имели чисто государственный характер. Позже стал использоваться ставший традиционным подход в реализации инфраструктурных объектов, предусматривающий создание государственных агентств. На них были возложены функции разработки и внедрения проектов в инфраструктуре. Агентства разрабатывали планы приоритетных потребностей, организовывали финансирование, проектирование и реализацию отдельных проектов. С середины 90-х годов во многих странах растет интерес к проектам развития инфраструктуры, финансирование и управление которыми распределяется между государством и частными предприятиями [5, с. 55].

Как показывает опыт разных стран в современных условиях, в том числе, России, причинами, препятствующими устойчивому развитию инфраструктуры, являются несистемный подход в управлении, недостаток финансирования; отсутствие региональной политики инфраструктурного развития, единой статистики и подходов к оценке состояния инфраструктуры в стране (регионе).

Особенностью механизма управления развитием рыночной инфраструктуры должен стать его динамичный характер, позволяющий оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения. Данное условие достигается на основе применения методологии опережающего управления.

В основу действия механизма управления развитием рыночной инфраструктуры должны быть положены следующие принципы:

— целостности, предполагающий обеспечение единства множества элементов механизма управления, каждый из которых призван выполнять свою конкретную роль, неотъемлемую для всего механизма. Система элементов направлена на решение одной конкретной цели; системности в создании и размещении объектов инфраструктуры;

— комплексности в управлении, что означает всесторонний охват всей управляемой системы, всех ее свойств;

— целеполагания как возможности определения в каждый момент времени достижимых и измеримых целей развития рыночной инфраструктуры;

— гибкости, т.е. возможности рыночной инфраструктуры менять интенсивность и параметры обслуживания в соответствии с потребностями экономики региона;

— информационной обеспеченности для своевременности принятия управленческого решения;

— пропорциональности, обеспечивающей соответствие состояния рыночной инфраструктуры потребностям экономики;

— устойчивого и сбалансированного развития всех отраслей рыночной инфраструктуры. Важной составляющей в достижении цели является совокупность факторов, которые необходимо всесторонне учитывать и использовать.

Государство для достижения поставленной цели использует организационно-экономические (налоговое, ценовое, таможенное, финансово-кредитное, бюджетное регулирование, инвестиционная деятельность, страхование и т.п.), административно-правовые (правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения и деятельность управляемых) и социальные (стиль управления, управленческие возможности)методы управления, опираясь на имеющиеся ресурсы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы