Курсовая с практикой на тему Региональное управление отдельными типами проблемных регионов и территорий (отсталыми, депрессивными, кризисными; приграничными территориями, территориями Крайнего Севера).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ И ТЕРРИТОРИЙ.. 6
1.1 Понятие и типы проблемных регионов и
территорий. 6
1.2 Особенности государственной региональной
политики на проблемных территориях. 11
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМ РЕГИОНОМ НА ПРИМЕРЕ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.. 16
2.1 Особенности и проблемы управления
Северо-Кавказским федеральным округом. 16
2.2 Предпосылки перехода к комплексному управлению
отраслями инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа. 23
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОТРАСЛЯМИ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ.. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б 42
Введение:
Данная работа посвящена изучению особенностей
регионального управления отдельными типами проблемных регионов и территорий.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что в условиях периодично повторяющихся кризисных явлений в мире, сохраняющаяся
неравномерность и размежевание регионов России по социально-экономическим
параметрам, низкий уровень их технического состояния и технологических
процессов вызывают необходимость разработки и реализации новых способов
развития. Они должны быть ориентированы на установление взаимосвязи между
инновационными, цифровыми и производственными сторонами экономического
развития. Именно этот подход даст возможность выстроить эффективную стратегию
технологической эволюции и создать действенную систему реализации
производственно-ресурсного потенциала проблемных регионов.
В различных регионах отраслевые разрывы состояния
технико-технологического уровня настолько значительны, что не имеет смысла
говорить о единой политике управления для всех сфер хозяйствования. В связи с
этим возникает новый класс явлений и процессов, которые требуют научного
осмысления и систематизации. Необходимо установить (найти) методы и способы,
позволяющие решить принципиально различные задачи социально-экономического,
экологического, технологического развития, которые стоят перед секторами
экономики проблемных регионов.
Разрешение проблем зависит от того, насколько
эффективно проблемный регион сможет использовать существующие и новые знания,
которыми он располагает, и как он сможет компенсировать недостающие и
дефицитные ресурсы.
Цель работы – выявить особенности и предложить
направления совершенствования регионального управления отдельными типами
проблемных регионов и территорий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и типы проблемных регионов и
территорий;
2) выявить особенности государственной региональной
политики на проблемных территориях;
3) выявить особенности и проблемы управления
Северо-Кавказским федеральным округом;
4) определить предпосылки перехода к комплексному
управлению отраслями инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;
5) выявить направления совершенствования комплексного
управления отраслями инфраструктуры как основа развития экономики проблемных
регионов.
Объект исследования – региональное управление.
Предмет исследования – организационно-экономические и
управленческие условия управления проблемными регионами и территориями.
В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению теоретико-методологической основы изучения проблемных
регионов и территорий. Во второй главе работы нами проводится анализ управления
проблемным регионом на примере Северо-Кавказского федерального округа. В
третьей главе предложены направления совершенствования комплексного управления
отраслями инфраструктуры как основа развития экономики проблемных регионов.
Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные
вопросам управления проблемными регионами и территориями, опубликованные за
последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) На территории России имеются
различные типы проблемных регионов и территорий, которые требуют особых
подходов к управлению их развитием. Понятие «проблемный регион» является
категорией государственной политики. Под проблемными принято называть те
регионы, которые не в состоянии самостоятельно решить свои
социально-экономические проблемы и требуют активной поддержки со стороны
государства. Выявлены основные признаки проблемных регионов: кризисные
проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу
социально-экономическому положению, политической стабильности, экологическому
равновесию; особое значение геополитического или геоэкономического положения
региона для стратегических интересов страны; наличие ресурсного потенциала,
использование которого важно для национальной экономики; недостаток у региона
собственных финансовых ресурсов для решения проблем, имеющих общенациональное
значение. Проблемными могут быть не только субъекты федерации в целом, но и их
отдельные части, территории, включающие несколько субъектов федерации.
2) В рамках экономической политики
субъекты федерации разрабатывают и реализуют свою территориальную политику,
направленную на мобилизацию ресурсов и обеспечение необходимых условий жизни
населения всех городов и районов, расположенных на территории региона. На
стадиях формирования и реализации экономической политики региона проявляются
противоречия не только между федеральным и региональным уровнем. Часто
руководители субъектов федерации, придерживаясь различных моделей экономической
политики, ориентируются в большей степени на свои собственные пристрастия, а не
на интересы населения. Особую роль в формировании экономической политики
региона играют базовые структурообразующие предприятия, формирующие бюджет
региона.
3) Выявлены особенности и проблемы
управления Северо-Кавказским федеральным округом. Исследование показало, что
Северо-Кавказский федеральный округ находится на низком уровне развития по
целому ряду показателей и является слабым звеном в экономике страны.
Федеральный центр, создавая округ, подразумевал направить сюда определенные
инвестиционные потоки, которые будут использованы для того, чтобы вывести округ
из депрессивности и обеспечить среднероссийский уровень развития. При этом учитывалось,
что округ не обладает богатыми природными ресурсами, и основным направлением
развития будет поиск и использование новых технологических решений, основанных
на инновациях. Однако этот процесс происходит медленными темпами, что связано с
недостатком ресурсов, и, что самое негативное, с отсутствием ясной
стратегической политики.
Необходимо изменить существующую
практику и политику, каждому региону округа нужно разработать свой механизм и
индивидуальный подход к развитию, в зависимости от имеющихся особенностей. СКФО,
используя новые технологии и технологические разработки сможет вписаться в
новый технологический уклад.
4) Определены приоритеты
эффективного формирования системы управления отраслями инфраструктуры в Северо-Кавказском
федеральном округе, которая бы гарантированно удовлетворяла социальные,
экономические и другие специальные требования проблемного региона. Обоснованы
возможности обеспечить и повысить связанность внешнеэкономической деятельности
на территории СКФО за счет современных инфраструктуры и коммуникаций. Обосновано
развитие производственно-отраслевой инфраструктуры региона. Выявлены
приоритетные направления совершенствования управления отраслевой
инфраструктурой в условиях инновационных преобразований.
5) Определены направления совершенствование
комплексного управления отраслями инфраструктуры как основа развития экономики
проблемных регионов. Совершенствование комплексного управления отраслями
инфраструктуры позволит достичь следующих результатов: создание благоприятных
условий для устойчивого формирования экспортно-импортной платформы в результате
совершенствования нормативно-правовой базы и разработки научно-методических
основ отрасли; сохранение надлежащего качества продукции ВЭД в процессе их
перемещения от производителя к потребителю, а также получение потребителем
продукции в необходимом объеме, соответствующего качества и ассортимента за
счет оказания услуг организациями инфраструктуры.
Полученные в исследовании
результаты и рекомендации могут использоваться как практический инструмент
региональными органами управления при разработке стратегии
социально-экономического развития проблемных субъектов СКФО и других проблемных
территорий.
Фрагмент текста работы:
Данная работа посвящена изучению особенностей
регионального управления отдельными типами проблемных регионов и территорий.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что в условиях периодично повторяющихся кризисных явлений в мире, сохраняющаяся
неравномерность и размежевание регионов России по социально-экономическим
параметрам, низкий уровень их технического состояния и технологических
процессов вызывают необходимость разработки и реализации новых способов
развития. Они должны быть ориентированы на установление взаимосвязи между
инновационными, цифровыми и производственными сторонами экономического
развития. Именно этот подход даст возможность выстроить эффективную стратегию
технологической эволюции и создать действенную систему реализации
производственно-ресурсного потенциала проблемных регионов.
В различных регионах отраслевые разрывы состояния
технико-технологического уровня настолько значительны, что не имеет смысла
говорить о единой политике управления для всех сфер хозяйствования. В связи с
этим возникает новый класс явлений и процессов, которые требуют научного
осмысления и систематизации. Необходимо установить (найти) методы и способы,
позволяющие решить принципиально различные задачи социально-экономического,
экологического, технологического развития, которые стоят перед секторами
экономики проблемных регионов.
Разрешение проблем зависит от того, насколько
эффективно проблемный регион сможет использовать существующие и новые знания,
которыми он располагает, и как он сможет компенсировать недостающие и
дефицитные ресурсы.
Цель работы – выявить особенности и предложить
направления совершенствования регионального управления отдельными типами
проблемных регионов и территорий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и типы проблемных регионов и
территорий;
2) выявить особенности государственной региональной
политики на проблемных территориях;
3) выявить особенности и проблемы управления
Северо-Кавказским федеральным округом;
4) определить предпосылки перехода к комплексному
управлению отраслями инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;
5) выявить направления совершенствования комплексного
управления отраслями инфраструктуры как основа развития экономики проблемных
регионов.
Объект исследования – региональное управление.
Предмет исследования – организационно-экономические и
управленческие условия управления проблемными регионами и территориями.
В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению теоретико-методологической основы изучения проблемных
регионов и территорий. Во второй главе работы нами проводится анализ управления
проблемным регионом на примере Северо-Кавказского федерального округа. В
третьей главе предложены направления совершенствования комплексного управления
отраслями инфраструктуры как основа развития экономики проблемных регионов.
Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные
вопросам управления проблемными регионами и территориями, опубликованные за
последние 5 лет.