Региональная журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1 МЕСТО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА МЕДИЙНОЙ КАРТЕ РОССИИ
1.1. Социально-экономическая и демографическая характеристика Свердловской области 5
1.2. Характеристика потенциальной аудитории региональной прессы 10
1.3. Теоретические основы типологического анализа региональной прессы 18
ГЛАВА 2 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Городская и районная периодическая печать 26
2.2. Информационная и рекламная пресса 31
2.3. Состав учредителей региональной прессы 35
2.4. Финансовая база региональной газетной печати………..………………37
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение……………………………………………………………………..53.

  

Введение:

 

С момента появления цифровых технологий в 90-х гг. прошлого века, СМИ прошли процесс урегулирования и диверсификации, в результате чего продуктивность СМИ стала более богатой и сложной, что предопределяет необходимость изучения свойств медиапроизводства. Необходимость изучения свойств медиапроизводства подтверждает Г. Мельник: «Актуальность изучения медиатекстов обусловлена новым этапом развития общества, связанным с появлением информационного общества, расширением каналов распространения информации, развитием рынков СМИ, совершенствование компьютерных технологий, изменение культурных кодов, что позволяет создавать медиатексты на новой основе» .
Актуальность исследования типологического анализа средств массовой информации в жизни населения Свердловской области обусловлена тем, что СМИ являются одним из способов социальной коммуникации: когда мы смотрим телевизор; слушаем радио; читаем книги, газеты, журналы, брошюры и т.д. С начала появления первых СМИ в Древнем Риме , периодические издания стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. В современном обществе, средства массовой информации играют конструктивную роль – от повышения осведомленности общественности до сбора мнений, а также социологические исследования отношения людей к определенной проблеме.
Значимость средств массовой информации в современном мире очевидна и существенна. Средства массовой информации помогают людям оставаться в курсе мировых событий и получать информацию о различных новостях, социальных мероприятиях, образе жизни, развлечениях и рекламе независимо от места нахождения аудитории. Кроме того, СМИ являются хранилищем информации. Средства массовой информации информируют людей о повседневных событиях или представляют интервью с известными людьми. Эти данные иногда используются для изменения мнения людей. То есть, средства массовой информации оказывают мощное влияние на формирование у людей представления об окружающей действительности.
Степень научной разработанности проблемы развития средств массовой информации и их влияния на аудиторию рассматривали в своих исследованиях К. Азарян , А. Блюмин , Дж. Вернер , С. Корконосенко , Г. Почепцов , Л. Свитич , Л. Федотова и др.
Местные издания направлены на целевую аудиторию своего региона. Они делятся информацией, новостями, спортивными событиями, связанными с регионом, районом или городом. Предлагается информация о событиях, произошедших в мире. В стремлении удержать аудиторию, региональные газеты проводят различные изменения в сфере редакционной политики. Предпочтение отдается достоверной информации, которая может быть представлена в виде интервью, репортажа или журналистского расследования.
За последние десятилетия в СМИ Свердловской области прочно вошли информационные материалы общественно-политического, образовательного, коммерческого, рекламно-информационного и рекреативного характера .
Исходя из стремительного развития и инновационного использования современных технических средств в медиаконтенте Свердловской области, актуальности исследования типологии региональных СМИ, нами была выбрана тема исследования «Региональная пресса Свердловской области: опыт типологического анализа».
Объектом исследования являются средства массовой информации Свердловской области.
Предметом исследования являются типологические характеристики региональной периодической печати Свердловской области.
Цель данной работы – проанализировать и раскрыть особенности типологии региональной прессы Свердловской области.
Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:
— проанализировать социально-экономическую и демографическую характеристику Свердловской области;
— определить потенциальную аудиторию региональных СМИ;
— раскрыть теоретические основы типологического анализа региональной прессы;
— изучить городскую и районную периодическую печать Свердловской области;
— выявить состав учредителей региональной прессы Свердловской области.
Эмпирическая база исследования: официальные сайты газет и журналов Свердловской области.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение полученной информации в научной литературе, интернет источниках.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы включает 50 источников.
В первой главе исследуется социально-экономическая и демографическая характеристика Свердловской области, определяется потенциальная региональная аудитория газет Свердловской области и раскрываются теоретические основы типологического анализа СМИ и региональной прессы.
Вторая глава посвящена типологической характеристике периодической печати Свердловской области, где мы рассматриваем городскую и районную периодическую печать, информационную и рекламную прессу Свердловской области, состав учредителей региональной прессы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ источников показал, что Свердловская область – это культурно-просветительный, научно-образовательный и промышленный мегаполис, который является связующим звеном между Центральной Россией и Сибирью. Как административно-территориальная единица в составе России, образовалась 17 января 1934 года, является одним из крупнейших городов РФ после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, занимает площадь 194 800 км², что составляет 1,1% площади страны и 10,7% от площади Уральского Федерального округа. В административном отношении область делится на 30 районов, 25 городов (городов областного значения), 4 закрытых административно-территориальных образования.
По возрастным показателям основная масса населения Свердловской области – это подростки, молодежь и представители взрослого работоспособного поколения от 15 до 59 лет. На территории Свердловской области работает более 2500 добывающих и перерабатывающих предприятий черной и цветной металлургии, предприятий машиностроения и металлообработки, станкостроения, тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.
Потенциальная аудитория газет Свердловской области – это целевая аудитория, а также аудитория массовой коммуникации с печатными СМИ. Информационно-правовые издания направлены на широкие массы населения области, что определяется направленностью освещения материалов в области медицины и социальной защиты населения. В образовательной сфере печатные издания комплектуются по профессиональной деятельности педагогического состава и для учащихся высших учебных заведений. Специализированные издания направлены на конкретную целевую аудиторию, которая занимается профессиональной деятельностью в государственных и правовых структурах.

Также для работников промышленной сферы области издаются такие газеты и журналы, как «Вести ФГУП Комбинат Электрохим прибор», «Инженер леса», «Персонал-Prafy», «Стройкомплекс среднего Урала», «ТРУДОВАЯ ВАХТА» и др. Анализ печатной прессы Свердловской области указывает и на районные издания, которые предназначены для читателей конкретных районов, городов, в которых освещаются местные новости: «Голос Верхней Туры», «Городской вестник – Нижняя Салда», «Кировградские вести» и др.
В результате исследования было определено, что в Свердловской области к общественно-политическим изданиям относятся газеты и журналы областного, районного и городского масштаба, которые публикуют политические, экономические, и социальные проблемы региона и органов местного управления, законодательную информацию на уровне области и РФ. А также газеты и журналы, предназначенные для массовой аудитории, в которых освещается социально-бытовая сфера жизни общества в городах и районах.
Районная периодическая печать пользуется большим спросом у жителей малых городов и сельской местности и бывает единственным изданием у подписчиков. Это связано и с уровнем дохода и благосостояния, с потребностями и культурой данной аудитории. Ведущую роль в региональной прессе играют общественно-политические издания. Тематикой таких изданий могут быть такие направления как политическая жизнь, межнациональные отношения, социальные проблемы, преступность. Так же немаловажную роль играют информационно-коммерческие издания. Их интерес вызван в необходимости получения деловой информации.
Самую многочисленную группу из всей газетных изданий представляет городская пресса. Периодичность выхода городских газет, как правило, – еженедельные выпуски. Для городских газет характерно типовое разнообразие. Городские издания крупных региональных центров нередко дополняют региональные издания по своим типологическим характеристикам. В отличие от городских газет областных и региональных центров, пресса провинциальных городов по типу более сходна с районной. Как правило, такие издания обслуживают одновременно городскую и районную аудиторию. Учредителями таких газет, как правило, выступают местные администрации, редакционные коллективы, местные предприятия, частные лица. Неизменным спросом у местных жителей пользуется районная печать. Традиционные местные газеты, как правило, консервативны, стремится оставаться прессой влияния и рассчитывают на свою, сформированную на протяжении многих лет, аудиторию. В основном это люди пенсионного возраста, сельские жители, небольшое количество молодежи. Информационно-аналитические и рекламные издания направлены на широкие массы населения, что определяется направленностью освещения материалов в области медицины и социальной защиты населения.
Классификация прессы позволяет разделить издания на классы, подклассы, группы и подгруппы с целью определения их сходства и различия по какому-либо признаку или признакам. По читательскому назначению в системе средств информации и пропаганды информация распределяется по трем уровням: «Для всех» о(массовые газеты, массовые журналы); «Для широкого круга работников и любителей отрасли знания» (массовые отраслевые газеты, массовые специальные журналы, популярные отраслевые журналы); «Для специалистов» (специальные отраслевые газеты, специальные журналы, бюллетени, периодические сборники издания научно-технической информации).
По тематике специальные журналы классифицируются по типам: политические и социально-экономические; технические; естественно-научные; сельскохозяйственные; медицинские; культурно-просветительские; филологические; искусствоведческие; военные; спортивные; торговые.
Современная наука выделяет три уровня типологического анализа печатной прессы – классификационный, типизационный, структурно-функциональный – с помощью которых выстраивается типологическая модель издания, определяющая ведущие функции и их иерархию. Система типологических признаков обуславливается особенностями компонентов системы СМИ: технологическая (печать, формат изданий; тираж, объем издания; периодичность), экономическая (форма собственности), редакционная, информационная (характер, тип информации), организационные (по характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ) и аудиторная (по характеру различных аудиторных групп) подсистемы и их взаимодействие.
По аудиторному типологическому признаку выделяются такие типы изданий: национальные (общероссийские); внутрироссийских и международных общностей.
В региональной газетной периодике востребованы все традиционные типы изданий, прежде всего республиканские, краевые, областные, городские, районные и многотиражные (низовые) газеты.
На основе духовно-целевого производства в массовых коммуникациях формируются издания: массово-публицистические; литературные; художественные; художественно-публицистические; литературно-художественные; культурно-просветительские; для развлечения, игр, проведения досуга; учебные и методические; научные; научно-популярные; научно-практические; научно-производственные; производственно-практические; официально-документальные; религиозные; рекламные; информационно-справочные и др. Массовые газеты работают на широкие, разнородные аудитории. Деятельность таких изданий – это информационно-развлекательная функция и отсутствие специализации (аудиторной, тематической, функциональной).
В Свердловской области общественно-политические газеты и журналы – это издания областного, районного и городского масштаба, которые публикуют политические, экономические, и социальные проблемы региона и органов местного управления, законодательную информацию на уровне области и РФ. На сегодняшний день в Свердловской области 39 региональных государственных периодических печатных изданий, из них 18 журналов, 16 газет, 4 бюллетеня и один альманах; 88муниципальных периодических печатных изданий: 81 газета, 4 журнала, 2 альманаха и один бюллетень. Также в области издаются газеты и журналы, в которых освещается социально-бытовая сфера жизни общества в городах и районах. Анализ официальных сайтов районной периодической печати показывает, что местные газеты пользуются большим спросом у жителей малых городов и сельской местности и бывает единственным изданием у подписчиков. Ведущую роль в региональной прессе играют общественно-политические издания. Тематикой таких изданий могут быть такие направления как региональная политика, межнациональные отношения, социальные проблемы, преступность: газета Администрации Ачитского городского округа «Ачитская газета», «Областная газета» г. Екатеринбург, периодическое издание «Деловой квартал» екатеринбургского издательства «Абак-пресс» и др.
Основной целью рекламно-информационной прессы является продвижение товаров и услуг. Издатели рекламно-информационных газет применяют различные подходы для привлечения аудитории: в содержание издания добавляют прогноз погоды, программу передач местного телевидения, юридические советы, тесты, розыгрыши. Например, такие газеты, как «Наша газета» –еженедельник Г. Екатеринбург; «Быстрый курьер» – рекламно-информационная газета Свердловской области, отраслевой рекламно-информационный журнал «Лесной Урал» и др.
На сегодняшний день состав учредителей региональной прессы Свердловской области состоит из представителей областных, районных, городских, муниципальных органов государственной власти, Министерства строительства и ЖКХ Свердловской области, Государственных образовательных учреждений; коммерческих организаций и акционерных компаний, фирм, частных предпринимателей и т.д.
Финансовая политика региональных СМИ обеспечивается уставным фондом, т.е. совокупностью вкладов учредителей редакции; дополнительными источниками финансирования и пр.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 МЕСТО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА МЕДИЙНОЙ КАРТЕ РОССИИ
1.1. Социально-экономическая и демографическая характеристика Свердловской области
На стыке двух частей света – Европы и Азии, различных по своим природным и экономическим условиям, находится самая большая на Урале Свердловская область. Граница между Европой и Азией в Свердловской области проходит преимущественно по главному водоразделу Уральского хребта, простирающегося с севера на юг в западной части области. Свердловская область расположена на стыке Уральской горной страны, Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнин. Большая часть Свердловской области расположена в пределах хвойно-лесной (таежной) зоны, и только ее юго-восточная и юго-западная окраины относятся к лесостепи.
Главное богатство области – леса, которые имеют важное водоохранное, почвозащитное, оздоровительное и культурно-эстетическое значение для региона. По мере роста населения и развития промышленности увеличивается и хозяйственное использование лесных ресурсов .
Именно в этих местах, на восточном склоне Среднего Урала располагается столица Свердловской области и Уральского федерального округа – город Екатеринбург. Крупнейший культурно-просветительный, научно-образовательный и промышленный мегаполис, который является связующим звеном между Центральной Россией и Сибирью. Географическое расположение Свердловской области повлияло на развитие в крае инфраструктуры, промышленности и экономики .
Свердловская область, как часть Уральского федерального округа граничит с другими административными единицами, которые также входят в состав округа: Курганская область (юг), Тюменская область (восток). Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (север) и Челябинская область (юг).
Также Свердловская область граничит с Республикой Коми в северной части и Республикой Башкортостан на южной границе. Западным соседом области является Пермский край.
Свердловская область, как административно-территориальная единица в составе России, образовалась 17 января 1934 года, является одним из крупнейших городов РФ после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска . занимает площадь 194 800 км², что составляет 1,1% площади страны и 10,7% от площади Уральского Федерального округа.
Свердловская область является центральным регионом, столица которого Екатеринбург, мощный политический, деловой, индустриальный, научно-технический, транспортный и культурный центр области, связанный с другими регионами страны тесными коммерческими и социальными связями. В административном отношении область делится на 30 районов, 25 городов (городов областного значения), 4 закрытых административно-территориальных образования (рис. 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы