Курсовая с практикой на тему Регионализация в современных международных отношениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические подходы к исследованию регионализации 5
1.1 Эволюция регионализации и трансформация региональных комплексов 5
1.2. Регионализация как одна из основных тенденций международных отношений 8
2. Регионализация как форма глобализации 15
2.1. Понятие и классификация международных регионов мира 15
2.2. Региональная интеграция 18
Заключение 30
Список литературы 35
Введение:
Важнейшая особенность развития мирового сообщества во второй половине XX в. – глобализация многих явлений и процессов в сфере международных отношений, усиление взаимозависимости и взаимосвязей современных стран. Проявляется глобализация как в мировом масштабе, так и на уровне регионов.
Благодаря регионализации мировой политики соотношение значимости приоритетов внешней политики на региональном и глобальном уровнях изменяется. И уже не приоритеты внешней политики конкретного государства на региональном уровне стали производными от ее приоритетов на глобальном уровне, а глобальные стали суммой приоритетов региональных.
К движущим силам регионализации причисляются не только страны, но и неправительственные структуры (политические партии, общественные организации, экономические «группы интересов» и т.д.).
Мировой регионализм – одно из проявлений глобализации и, в тоже время, ее противоположной тенденцией. Сопровождается глобализация регионализацией международных отношений, передачей некоторых государственных функций на субнациональный или международный уровень.
Регионы защищают общественные отношения от отрицательных вызовов глобализации, а также выступают в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Многие развивающиеся государства в регионализации видят попытку противостоять глобальной конкуренции. При этом в условиях глобализации особенную актуальность получает селективный протекционизм — мирохозяйственная поэтапная интеграция, которая сочетает открытость к внешнему миру и защиту национальных интересов.
По общему определению, понятие регион подразумевает какую-либо территорию, имеющую один или несколько общих признаков. Регион – синоним к словам район, область, континент. Регионы есть внутри каждого материка, страны, города. По какому принципу определяется отношение стран к тому или иному региону, рассмотрим подробнее.
Основное деление определено системой классификации ООН. Разделение мира на регионы проведено по территориальному признаку, по континентам, с целью статистики.
Всего 23 региона. Это разделение обозначает регионы мира по параметрам физико–географического положения его территории, области этих районов совпадают с площадями материков и островов, имеют географическую границу.
Объект исследования – международные отношения.
Предмет исследования – роль процессов регионализации в современной мировой политике.
Цель курсовой работы – рассмотреть регионализацию в современных международных отношениях.
Задачи курсовой работы:
– изучить эволюцию регионализации региональных комплексов,
– рассмотреть регионализацию, как одну из основных тенденций международных отношений,
– определить понятие и классификацию международных регионов мира,
– выявить особенности регионализации в рамках современной модели глобальных мирополитических связей.
Методологическую базу курсовой работы составил комплекс научных методов и подходов. Это позволило изучить региональные международные связи, используя инструментарий гуманитарных современных наук. При решении поставленных в работе задач применялись общенаучные (системный, диалектический, синтеза и анализа) и специальные методы (сравнительный, типологизации, структурно-функциональный).
Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учёт региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В современных международных отношениях присутствуют элементы как глобализации, так и регионализации, когда взаимозависимость определяет территориальный формат процесса развития будь то в рамках одного или нескольких государств. Регионализм выступает как консолидирующий фактор прогресса в локальных рамках, позволяющий решать противоречия в экономической, политической, социальной сферах.
Проведенное исследование позволило выявить сущность регионализации как фактора развития международных связей, которая состоит в том, что
1. регионализация является спутником глобализации, следствием ее и важным дополнительным ресурсом развития;
2. регионализация — серьезное препятствие для экономического роста и межгосударственных отношений, связывая это с угрозой разделения мира на замкнутые торговые блоки и ужесточения конкуренции между ними.
3. региональные интеграционные соглашения, наоборот, способны оказывать позитивное воздействие на ход многосторонних торговых переговоров, снижать издержки и негативные последствия глобализации.
Далее в работе была рассмотрена региональная интеграция на примере анализа региональной интеграции на примере Евразийского экономического союза, ШОС, ЕС, НАТО, ООН.
Местное самоуправление России изначально было несовершенным, но на данном этапе, его проблемы существенно обострились в силу определенных факторов и обстоятельств. Конечно, этих факторов много, и они между собой взаимно оговариваются. Однако они прослежены, систематизированы учеными и сегодня существует их подробный перечень начиная с законодательства и заканчивая правосознанием.
По сложным, непрозрачным схемам распределения финансовых ресурсов просматривается общегосударственная политика централизма, согласно которой государству отдается предпочтение в административном регулировании прибыльных сфер общественных отношений. Это ведет за собой целый ряд недостатков, а на местное самоуправление возлагается обязанность поддержания неприбыльной социальной сферы при этом недостаточность финансирования ведет к застою развития или ухудшение здравоохранения, образования, культуры как отдельных регионов, так и всего государства в целом.
Основным инструментом реализации стратегических целей в области экономического развития является региональная социально-экономическая политика. От степени реализации задач экономического блока будет зависеть уровень достижения определяемых Стратегией индикаторов развития социальной сферы, человеческого потенциала.
Сегодня происходит заметное ускорение темпов экономического развития многих субъектов федерации, произошла полная адаптация регионов к кризисным явлениям и новой экономической ситуации, в которой оказалась Россия. Во многом это случилось благодаря общегосударственной политике импортозамещения.
При построении инновационной модели развития экономики регионов, а также всей национальной экономики необходимо не только четко идентифицировать саму концепцию модели, но и понимать структуру его строительства и функционирования в соответствии с новым экономическим порядком.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические подходы к исследованию регионализации
1.1 Эволюция регионализации и трансформация региональных комплексов
В последние годы регионализация превратилась в одну из наиболее актуальных тем в контексте обсуждения тенденций и перспектив развития международных отношений. В некоторых случаях проблема вовлекается в орбиту исследовательских интересов «попутно» – как следствие более широкого и многопланового процесса, каковым представляется глобализация.
Некоторые специалисты усматривают в регионализме серьезное препятствие для экономического роста и межгосударственных отношений, связывая это с угрозой разделения мира на замкнутые торговые блоки и ужесточения конкуренции между ними.
Другие считают, что более серьезной проблемой мирового порядка XXI в. является не структура отношений между различными региональными объединениями, а асимметрия этих отношений с неустойчивыми региональными группировками или с зонами, где они отсутствуют вовсе. Еще большее число наблюдателей убеждены, что региональные интеграционные соглашения, наоборот, способны оказывать позитивное воздействие на ход многосторонних торговых переговоров, снижать издержки и негативные последствия глобализации.
Зачастую они вообще являются единственно возможным решением, позволяющим сгладить противоречие между производительными силами, которые переросли рамки отдельных наций, но не достигли еще мировых масштабов, и социальными отношениями.
Ряд экономистов прямо указывают на регионализм как на один из главных виновников учащающихся в последнее время кризисов в мировой экономике. Их оппоненты возражают, что, напротив, те регионы, где число интеграционных объединений больше, а история регионализма продолжительнее, в меньшей степени подвержены влиянию кризисов, а последние менее ощутимы. В части исследований бытует мнение о том, что экономическая неразвитость участников региональных объединений является препятствием для их развития, а более эффективным способом преодоления отсталости бедными странами является международная интеграция. Однако, возражают другие, дерегулирование не только ликвидирует тарифы, оберегающие местных производителей и местные рынки, но и ввергает производителей малых стран в конкуренцию, в которой они зачастую неспособны выстоять, и разрушают способность правительств этих стран управлять собственной экономикой.
Экономическая и политическая интеграция, доказывают третьи, ограничивает пространство для национальных действий и национального суверенитета. Не совсем так, полагают четвертые, указывая на то, что при общей ориентации на ценности открытой мировой экономики многочисленные региональные экономические группировки представляют собой мощные инструменты защиты специфических интересов государств и государственно-частных субъектов.
Выявление неисследованных аспектов проблемы регионализации, а также выделение подходов к ее познанию представляют собой лишь малую часть дискуссионных моментов, которые возникают при изучении современного международного регионализма . Причиной их возникновения, помимо многомерности и внутренней сложности самого предмета исследования, служит настоятельная потребность в обретении адекватного способа противодействия деструктивным аспектам процесса глобализации. Обнаружилось, что национальному государству становится все труднее самостоятельно справляться с порожденными глобализацией экономическими, экологическими, социальными, научно-техническими и прочими проблемами. И потому оно стремится объединить свои усилия с усилиями других стран. Отсюда тяга к региональным сообществам в надежде, что вместе удастся более успешно противостоять возрастающим опасностям. «Регионализм – один из способов справиться с глобальной трансформацией, поскольку большинству стран недостает сил и средств для того, чтобы одолеть такие проблемы на национальном уровне», – пишет шведский политолог Бъерн Хеттне .
Эту же мысль высказывает бывший премьер-министр Бельгии Г. Верхофстадт: «Ни одно государство не может считаться достаточно крупным и богатым, чтобы в одиночку противостоять глобальным вызовам» .
Следующей причиной интенсификации процессов регионализации, впрочем, тесно связанной с предыдущей, является качественное ускорение НТП, начавшееся в середине ХХ столетия и обусловившее выход многих значимых экономических процессов за национальные границы. Обнаружилось, что целый ряд видов экономической деятельности нерентабелен в пределах одной страны и принципиально нуждается в больших пространствах для того, чтобы быть эффективным. К таким видам деятельности относятся информационные технологии и компьютерная техника, высокоскоростной транспорт, средства и инфраструктура телекоммуникаций и т.д.
Таким образом, глобализация сопровождается регионализацией международных отношений, передачей части государственных функций либо на международный, либо на субнациональный уровень. Глобальная регионализация имеет свои объективные причины, главная из которых – необходимость встроиться в складывающуюся иерархию политических субъектов глобального мира.
1.2. Регионализация как одна из основных тенденций международных отношений
Основным инструментом реализации стратегических целей в области экономического развития является региональная социально-экономическая политика. От степени реализации задач экономического блока будет зависеть уровень достижения определяемых Стратегией индикаторов развития социальной сферы, человеческого потенциала .
Стратегия пространственного развития (СПР), которая призвана определять приоритеты, цели и задачи регионального развития страны, должна стать одним из документов стратегического планирования. СПР разработана в соответствии с федеральным законом № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — закон о стратпланировании). В законе указан срок утверждения СПР — до конца 2018 г. К началу 2018 г. под руководством Минэкономразвития России и с участием Совета по изучению производительных сил подготовлен проект СПР, обсуждение которого в экспертном сообществе породило острые дискуссии (на момент публикации статьи данный проект внесен в Правительство РФ).
Вторая задача — поставить вопросы, которые, на наш взгляд, очень важны для определения стратегии пространственного развития, но которые в силу тех или иных обстоятельств (дефицит статистических данных, отсутствие поддержки со стороны федеральных властей, невозможность найти компромисс в позициях экспертов и др.) не удалось решить в ходе работы над СПР. Именно такие нерешенные вопросы и возникшие проблемы заслуживают обсуждения, поскольку от ответа на них во многом зависит дальнейшее формирование государственной политики пространственного развития. СПР — результат многочисленных согласований.
Содержание и разработка СПР довольно жестко регламентируются федеральными нормативно-правовыми актами. Помимо закона о страт-планировании, было подписано Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». В частности, по этому постановлению в СПР обязательно должен быть раздел «экономическая специализация субъектов РФ», но целесообразность ее определения вызвала при разработке СПР серьезные споры. Закон о стратегическом планировании предусматривает разработку стратегий социально-экономического развития макрорегионов, но многие эксперты сомневаются в необходимости их выделения.
Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 г. утверждены указом Президента РФ от 16.01.2017 № 13. В соответствии с указом госполитика регионального развития — это «система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов РФ и муниципальных образований». Но стратегии социально-экономического развития в России нет. В своей деятельности федеральные власти руководствуются «майскими» указами президента, однако это не стратегия развития страны как таковая. Работа над пространственными аспектами социально-экономического развития страны при неопределенности перспектив и направлений этого развития ведет к снижению качества СПР. Например, работа над уже упомянутой экономической специализацией субъектов РФ имеет смысл, если определены ключевые отрасли специализации экономики страны в целом и планируемые изменения в отраслевой структуре экономики.
Важно, что приведенные выше формулировки не дают широкому экспертному сообществу четкого представления о соотношении СПР и региональной политики федеральных властей. Термин «региональная политика» ни в СПР, ни в названном президентском указе не используется, однако при обсуждении СПР эксперты часто ставят знак равенства между государственной политикой регионального развития и региональной политикой, подразумевая тем самым, что СПР — это фактически стратегия совершенствования региональной политики в стране. Однако такой подход нельзя назвать корректным, и дело отнюдь не в формально разных словах, а в понимании реального места СПР в общей системе государственной, точнее, федеральной политики .
Региональная политика в классическом понимании (прежде всего в европейских странах с их наиболее проработанным опытом в данной сфере) — это гораздо более узкое понятие, нежели государственная политика регионального развития. Под региональной политикой, по сути, понимается довольно ограниченный набор инструментов госполитики, имеющих целью сократить различия в уровне социально-экономического развития регионов (даже если официальные цели региональной политики формулируются по-другому, фактически поддержку в любом случае получают самые проблемные территории, с самыми низкими показателями социально-экономического развития). Госполитика регионального развития — это региональная составляющая всех (именно всех) направлений политики центрального правительства. Соответственно, и это принципиально важно, СПР — это не стратегия федеральной региональной политики, это основа для согласования (координации) разных направлений федеральной социально-экономической политики в региональном (пространственном) разрезе. СПР дает представление о закономерностях и перспективах развития российского пространства, с учетом которых должна формироваться деятельность, еще раз подчеркнем, всех федеральных структур.
Таким образом, в СПР могут и должны рассматриваться перспективы социально-экономического развития не только проблемных, но и благополучных российских территорий, которые могут обеспечить наибольший вклад в социально-экономическое развитие страны.
Подобного рода понимание роли СПР важно с точки зрения повышения эффективности и госполитики в целом и региональной политики в частности. Невозможно, к примеру, добиться прорыва в экономическом развитии, если при дефиците энергетической и транспортной инфраструктуры в двух регионах энергетическую инфраструктуру развивать в одном, а транспортную — в другом, нужно увязать планы развития разных видов инфраструктуры. Также очевидно, что создание новых рабочих мест в производственном секторе (или других отраслях специализации территорий) должно сопровождаться инвестициями в создание условий жизни людей, которые придут на эти рабочие места.
Понимать роль разных направлений госполитики в социально-экономическом развитии регионов важно и для региональной политики, поскольку ее бюджет всегда и во всех странах, даже самых экономически благополучных, ограничен. Поэтому неизбежно возникает вопрос о координации региональной политики с разными направлениями отраслевой (промышленной, социальной, инновационной) политики, как минимум — о понимании роли всей госполитики в социально-экономическом развитии регионов — для получения реалистичных оценок и прогнозов результативности региональной политики (странно ожидать от региональной политики значительных успехов в сокращении межрегиональных различий, если гораздо больший объем бюджетных средств направлен на увеличение этих различий). И в экономически развитых странах стратегии пространственного развития принимаются для согласования разных направлений политики центральных правительств.
Однако с точки зрения экономики такой подход не самый эффективный. Распределение денег по территории страны по принципу «лейки» (равномерно по всем регионам) не позволяет сконцентрировать средства для экономического прорыва в отдельных регионах. Крупные инфраструктурные проекты имеют высокую стоимость, что не позволяет реализовывать сопоставимые по масштабам проекты сразу во всех субъектах РФ. Поэтому распределение федеральных средств по территории страны в итоге все равно будет неравномерным, а при отсутствии сколько-нибудь четко сформулированных приоритетов госполитики регионального развития это распределение складывается во многом стихийно и не всегда обоснованно. Поэтому, как нам представляется, как бы ни было тяжело выбирать и согласовывать приоритеты госполитики регионального развития, делать это необходимо .
Вопрос выбора приоритетов означает не отказ от социально-экономического развития каких-то типов территорий, а принятие решений о пропорциях распределения федеральных средств по территории страны. И вот здесь проявляется одна из ключевых проблем современной госполитики регионального развития: отсутствует достаточная информация о сложившемся распределении федеральных средств по регионам. В настоящее время имеются примерные представления о том, какие территории фактически стали приоритетными в рамках федеральной социально-экономической политики. Невозможно говорить о коррективах в распределении федеральных средств, не понимая, каково оно в настоящее время. Дело в том, что общедоступная статистика позволяет оценить межбюджетные трансферты из федерального бюджета в региональные и инвестиции в основной капитал за счет средств федерального бюджета (это деньги, которые идут в объекты федеральной собственности), но это верхушка айсберга. В расходах непосредственно федерального бюджета гораздо больше доля (по сравнению с межбюджетными трансфертами) так называемых прямых расходов — эти деньги доходят до конечных бюджетополучателей в регионах, минуя региональные бюджеты. Необходимо также учитывать перераспределение средств в рамках государственных внебюджетных фондов, инвестиции госкомпаний и госкорпораций, в уставный капитал которых делаются взносы за счет средств федерального бюджета и инвестиционные программы которых согласовываются с федеральными властями .
Раскрытие такой информации, конечно, может вызвать новую волну взаимных претензий регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» и к федеральным властям. Однако, еще раз повторим, без такой информации обсуждение возможностей обеспечить социально-экономическое развитие разных типов территорий остается во многом абстрактным, не подкрепленным финансовыми оценками.
Если говорить о том, какие территории должны становиться приоритетными для госполитики регионального развития, то важно отметить, что цели этой политики могут быть политические, социальные, экономические и геостратегические. Целью социальной составляющей госполитики, конечно, должно быть повсеместное обеспечение минимального набора социальных услуг населению. Безусловно, необходима поддержка геостратегически значимых территорий страны. Все названные цели надо четко разделять. Во-первых, ради корректной оценки результатов применяемых инструментов федеральной поддержки территорий. Если, к примеру, средства выделяются на развитие социальной инфраструктуры проблемных регионов, то вряд ли стоит ожидать в результате этого появление рабочих мест в производственном секторе их экономики. Во-вторых, хотя обеспечение высокого качества жизни населения невозможно без появления высокооплачиваемых рабочих мест, не надо смешивать социальные и экономические задачи (сокращение различий в социальном и экономическом развитии территорий).
Масштабы проблемных регионов, в пределах которых ищут «точки роста», могут быть разными. В этом отношении интересен пример Германии. В старых землях точки роста выбирались в наиболее проблемных регионах рынка труда, которые выделялись по маятниковой миграции, — их насчитывалось 160 — 180. Для новых земель была разработана концепция организации территории, в основу которой была положена система центральных мест и осей, получивших приоритетное значение в развитии. И в этой системе особая роль среди пунктов развития придавалась всем основным городам в разных частях Восточной Германии, включая Берлинскую агломерацию.
Таким образом, межрегионализм обладает несколькими важными функциями: баланса сил, институционального строительства, рационализации процесса принятия решений на глобальных многосторонних форумах, формирования повестки дня и конструирования коллективной идентичности.
Формируя новые транснациональные политические пространства и режимы международного регулирования, межрегиональные и трансрегиональные соглашения в ряде случаев существенно меняют конфигурацию современного международного порядка.