Курсовая с практикой Гуманитарные науки Политология

Курсовая с практикой на тему Реформирование российского общества: проблемы и особенности политического прогнозирования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы политического прогнозирования 9
1.1. Сущность и типология политического прогнозирования 9
1.2. Методы политического прогнозирования 14
1.3. Роль политического прогнозирования в социальном управлении 19
Глава 2. Политическая составляющая моделей концептуализации образов будущего 23
2.1. Роль математических моделей в изучении тенденций развития общественных явлений и процессов 23
2.2. Модели принятия решений как средство повышения обоснованности политических решений 27
Глава 3. Особенности политического прогнозирования в условиях реформирования российского общества 31
3.1. Этапы становления политического прогнозирования в России 31
3.2. Организация политического прогнозирования в России 34
3.3. Проблемы формирования демократического политического общества в РФ и пути их преодоления 35
Заключение 38
Список использованной литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность использования политического прогнозирования определяется необходимостью политического предвидения в контексте высокой динамики мирового развития, а также глобализации политических и социально-экономических процессов. В период активных политических преобразований в России в части расширения полномочий парламента, обнуления президентских сроков, в целом конституционных изменений, существует необходимость определения политического будущего страны, в связи с чем важно привлечение политического прогнозирования для определения последствий политических преобразований и решений, принятых в последние годы. Нынешняя практика регулирования социально-экономических процессов свидетельствует о повышении уровня научного прогнозирования, поскольку от этого зависит эффективность и действенность принимаемых управленческих решений.
Кроме того, актуальность рассматриваемых методологических и теоретических аспектов политического прогнозирования связана с низким уровнем его развития. Очень важно обеспечить более высокий уровень предсказуемости политических процессов. Нынешняя практика политического управления свидетельствует о важности включения политического прогнозирования в оценку возможных последствий и решений для региональных лидеров в частности и в целом по стране. Необходимо искать и разрабатывать новые подходы к реализации политического прогнозирования с учетом текущих тенденций реформирования российского общества. Кроме того, необходимо учитывать сложность подхода с учетом привлекательности современных научных достижений, поэтому необходимо переосмыслить прежние взгляды и подходы и усовершенствовать используемые методы прогнозирования, которые были востребованы в последние годы, с учетом ускорения динамики развития России.
Помимо этого, нестабильность экономических процессов, геополитическая напряженность в мире, динамичное распространение коронавируса также определяет особую актуальность использования политического прогнозирования.
Тенденции развития современной политической жизни отличаются сложностью и неоднозначностью, а происходящие политические процессы проходят скачкообразно и неравномерно. Обоснованный прогноз определяет увеличение эффективности принятых на его основе политических решений, позволяя осуществить прогнозирование с учетом внешних (глобализация, конкуренция между странами за геополитическое преимущество, воздействие региональных изменений) и внутренних (социально-экономические показатели, изменения правовой базы), дают возможность определять собственную модель развития.
Несмотря на том, что политическим прогнозированием на сегодняшний момент занимается достаточно большое количество специалистов, экспертов, аналитиков, консультантов и технологов, тем не менее, существует дефицит научно-исследовательских работ, которые бы рассматривали прикладные аспекты технологического обеспечения прогнозирования, проблемы применения статистического и математического инструментария с целью построения прогнозных моделей в политической сфере.
Иными словами, на сегодняшний момент достаточно важными проблемами являются осуществление корректировки существующих подходов в политическом прогнозировании, формирование эффективных моделей прогнозирования политических процессов и явлений. Востребованность политической теорией и практикой определяет актуальность рассматриваемой тематики.
Степень разработанности темы. Для целостного изучения темы представляется важным обращение к работам Аристова А.В ., Ивакина Т.И ., Логинова А.В ., Москаленко М.Р . и других, которые непосредственно затрагивают проблемы развития и применения политического прогнозирования в регулировании политических процессов и их изучении.
Среди работ, которые посвящены осмыслению общеметодологических вопросов политического прогнозирования можно отметить Галас М.Л ., Лапкина В.В ., Липоватая М.С ., Назарович О.А ., Новичков В.Е. , Туронок С.Г . и других.
Многие работы посвящены прогнозированию политических процессов, где рассматриваются методики прогнозирования на основе проведения социологических исследований. К данной группе работ можно отнести исследования Билюга С.Э ., Габрийчук Т ., Герасимович К.А ., Дурневой М.А ., Радченко И.В ., Ухановой Ю.В . и других.
По ключевым методологическим и теоретическим аспектам применения и развития политического прогнозирования можно отметить работы Логинова А.В ., Москаленко М.Р ., Радченко И.В ., Решетникова В.А . Большой вклад в развитие политического прогнозирования внесен Москаленко М.Р., в чьих работах предложена модель социально-экономического и политического развития России на ближайшую перспективу.
Анализ научной литературы показал, что проблемы теоретико-методологических принципов составления и разработки политических прогнозов разработаны недостаточно. В отечественной политической науке существует нехватка исследований относительно механизмов политического прогнозирования. Данные обстоятельства говорят об актуальности данного исследования и востребованности в современной политологии.
Объект исследования: методология политического прогнозирования в России
Предмет исследования: проблемы применения политического прогнозирования в условиях реформирования российского общества
Цель исследования: раскрытие сущности политического прогнозирования в условиях реформирования российского общества
Основные задачи исследования:
— изучить теоретико-методологические основы политического прогнозирования;
— определить роль политического прогнозирования в социальном управлении;
— рассмотреть политическую составляющую моделей концептуализации образов будущего;
— охарактеризовать особенности политического прогнозирования в условиях реформирования российского общества;
— выявить проблемы формирования демократического политического общества в РФ и пути их преодоления.
Теоретическая основа исследования основывается на работах отечественных политологов и социологов в работах которых рассматриваются различные аспекты политического процесса: Аристов А.В., Билюга С.Э., Галас М.Л., Герасимович К.А., Грек Ю.В., Ивакин Т.И., Камалова Г.Р., Липоватая М.С., Логинов А.В., Назарович О.А., Радченко И.В. и др.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также частнонаучными методами (системный анализ, историко-генетический анализ, структурно-функциональный). Историко-генетический анализ используется в процессе изучения этапов становления политического прогнозирования в России, структурно-функциональный анализ применяется в процессе выявления роли математических моделей в изучении тенденций развития общественных явлений и процессов. В ходе изучения организации политического прогнозирования в России, а также выявления проблем формирования демократического политического общества в РФ и пути их преодоления использовался системный анализ.
Теоретическая значимость исследования определяется систематизацией современных тенденций развития политического прогнозирования. Раскрываются основные методы и принципы политического прогнозирования.
Практическая значимость исследования определяется определением особенностей реформирования российского общества на современном этапе и выявлением проблем формирования демократического политического общества в РФ и путей их преодоления.
Структура работы определяется в соответствии с поставленными задачами и включает в себя введение, 3 главы с подпунктами, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Знание политической ситуации, представляющей собой совокупность факторов и обстоятельств, определяющих состояние отношений между различными политическими силами-политическими партиями, социальными группами и условиями их взаимодействия, является очень важным для прогнозирования политического процесса.
Сегодня проблемы политического прогноза будущего России особенно актуальны. Какие цели взять, какую идею в ней найти выход, как все вопросы решать не нужно сразу, но прогнозирование — это наука, это политика, которая определит основное направление всех остальных сфер общественной жизни.
Увеличились добыча и поставки нефти и газа по территории страны, а также споры об их транспортировке. Внутренняя угроза исламского экстремизма (реальная или воображаемая) и реагирует на них.
Экономическая стагнация или рецессия: низкие цены на нефть или прекращение процесса иностранных инвестиций приводят к дальнейшей депрессии с политическими последствиями.
Серьезное ухудшение отношений с США и НАТО связано с развертыванием элементов ПРО и военным вмешательством США и НАТО в ряде регионов мира.
Так что для России, границы региональной державы четко определены, и даже наличие ядерного оружия, есть страница, которую можно защитить совместными усилиями русских и американцев.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы политического прогнозирования
1.1. Сущность и типология политического прогнозирования

Политическое прогнозирование – это вероятностное многоступенчатое научное исследование тенденций и перспективного состояния или развития политического процесса с указанием определенных сроков их изменения и возможным применением количественных оценок. Цель политического прогнозирования – это оценка и определение возможных последствий политических решений и действий участников политического процесса на базе выявления закономерностей развития политической ситуации. В основе применяемых прогнозных технологий используется проблемно-целевой подход, при котором экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций развития изучаемых явлений, тем самым показывая картину назревающих проблем. Осуществление анализа тенденций определяет возможность выявления путей эффективного их решения. Значимая задача политического прогнозирования – это проведение разработки рекомендаций по принятию эффективных управленческих решений.
Политическое прогнозирование выстраивается на основе комплексной взаимосвязи принципов, функций, этапов и специализированных методов политического прогнозирования. В качестве итога политического прогнозирования выступает стратегический прогноз развития государства в форме стратегии. В ходе построения политического прогноза во внимание принимаются базовые принципы прогнозирования, которые оказывают влияние на функциональное наполнение данного процесса, что в дальнейшем позволяет выделить ключевые этапы организации прогноза.
Политическое прогнозирование включает в себя макрополитическое прогнозирование с учетом внутри и внешнеполитических факторов, а также факторов социально-экономического процесса. Проведение анализа политического макропроцесса основывается на теории политических систем с применением сценариотехники, экспертных оценок, экстраполяции, моделирования. Анализ микропроцессов осуществляется за счет привлечения опросов, сценариотехники с количественной оценкой вероятности сценариев, выделением ключевых параметров для моделирования прогнозируемого объекта. В ходе разработки политического прогноза учитываются системное строение исследуемого явления/процесса, эндогенные и экзогенные факторы динамики политической системы, проведение мониторинга и анализа ключевых микропроцессов на каждой стадии политического макропроцесса. Ядром макрополитического прогнозирования является построение стратегических прогнозов развития государства с учетом национальных интересов и влияния факторов окружения политической системы.
Политическое прогнозирование обычно понимается в широком и узком значении. В широком, это вероятное суждение о состоянии любого явления в будущем. В узком понимании, это специальное научное исследование перспектив развития явления, прежде всего с количественными оценками и с более или менее определенными сроками изменения этого явления. Как отмечает Камалова Г. Р., основной причиной поощрения человека к предсказанию является то, что есть явления, о которых он не знает, но они важны для решений, которые он принимает сегодня. Поэтому он стремится проникнуть в интеллект в будущем. Каждый прогноз предназначен для предотвращения нежелательных результатов вероятных событий и ускорения вероятного развития в правильном направлении, а также для адаптации к неизбежному .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы