Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русская литература

Курсовая с практикой на тему Рефлексия в произведениях Куприна «Олеся» и Тургенева «Ася»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования рефлексии в художественном произведении 6
1.1 Понятие «рефлексия» в философии и психологии 6
1.2 Повесть как жанр 6
Глава 2. Анализ рефлексии в повестях И.С. Тургенева «Ася» и А.И. Куприна «Олеся» 17
2.1 Анализ рефлексии в повести И.С. Тургенева «Ася» 17
2.2 Анализ рефлексии в повести А.И. Куприна «Олеся» 22
Заключение 32
Список использованной литературы 35

 

  

Введение:

 

Актуальность работы. И.С. Тургенев и Александр Иванович Куприн относятся к числу самых оригинальных художников слова девятнадцатого и двадцатого века. Оба они повлияли на развитие русской художественной литературы. Их произведения можно рассматривать с разных сторон, открывая что-то новое.
Творчество И.С. Тургенева отличается от творчества его самых знаменитых современников отсутствием преувеличений, уравновешенностью чувств персонажей и вниманием к художественной стороне произведений. Если он отличался от своих великих современников Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого масштабом своего творчества, то отличался он и тем, что считал, что литература не должна давать ответов на все вопросы. Зато он создал ряд лучших произведений о любви в русской литературе, среди которых повесть «Ася».
И.С. Тургенев, в основном, является писателем, которого интересовала внутренняя жизнь человека. Хотя И.С. Тургенев написал «Му-Му», замечательное разоблачение жестокостей крепостного права, и «Записки охотника», которые тоже можно прочитать как произведения, направленное против крепостного права, И.С. Тургенева все-таки нельзя назвать писателем социальной направленности. В центре произведений писателя обычно стоит человек, который отличается способностью к рассуждению, размышлению. Известный роман И.С. Тургенева «Рудин» (1856) повествует об интеллигенте Дмитрии Рудине, персонаже, отчасти созданным под влиянием образа Бакунина, чья ораторская способность и страстная вера в необходимость прогресса так поражают провинциальную молодежь, что героиня романа Наталья влюбляется в него.
Другой известный роман И.С. Тургенева, «Дворянское гнездо» (1858) – это глубокое исследование безответной любви, в котором герой Лаврецкого не столько слаб, сколько является жертвой своего хаотичного воспитания. Этот роман отличает тщательно продуманная биография героя. В ней герои тоже оказываются способны понять себя.
Величайший роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) с удивительной глубиной проиллюстрировал проблемы, разделявшие поколения. Герой Евгений Базаров – самое сильное из творений Тургенева. Нигилист, отрицающий все законы, кроме законов естественных наук, грубый и прямой в своих суждениях, он, тем не менее, обречен на несчастье. В социально-политическом плане образ олицетворяет собой победу негуманной революционной интеллигенции над дворянской интеллигенцией, к которой принадлежал и сам Тургенев.
По сравнению с масштабом романа «Отцы и дети», повесть «Ася» (1858) кажется почти незаметной. Эта повесть описывает конфликт между трагической неуверенностью любви и неспособностью человека понять и оценить глубину собственных чувств. История любви между Н.Н. и Асей глубоко трогательна.
Александр Иванович Куприн – выдающийся русский писатель. Его произведения дышат простотой и ясностью, но одновременно они очень глубоки. Наиболее известная его повесть, «Поединок», была опубликована в 1905 году. Главный герой Ромашов – сентиментальный человек, мечтатель, который хотел бы прожить достойную жизнь, но он служит в пехотной армии, которая, по личному опыту Куприна, не способствует воспитанию в человеке лучших чувств.
Повесть «Олеся» (1898) относится к числу самых любимых произведений Куприна, по признанию автора. Главный герой – Иван Тимофеевич, который должен несколько месяцев провести в глухой провинции, и где он знакомится с молодой девушкой Олесей, которую считают колдуньей. Иван влюбляется в девушку, но их любовь обречена, ведь это два абсолютно разных человека.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рефлексия – сложное и многозначное понятие. В ряде зарубежных и отечественных исследований отмечается, что рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, припоминание и решение проблем и охватывает обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки. В основе рефлексии лежит опыт мышления, деятельности, переживания, она является способом оценки и осознания своего опыта.
Повесть предоставляет хорошие условия для рефлексии главного героя. Повесть, в отличие от романа, фокусируется на одном герое (героине). Поэтому писатель может создать произведение, в котором герой подробно рассуждает, стараясь разобраться в собственных умозаключениях, действиях и переживаниях.
Материалом для исследования в нашей курсовой работе выступили повести И.С. Тургенева «Ася» и А.И. Куприна «Олеся». Героями произведения И.С. Тургенева «Ася» являются рассказчик Н.Н., и семнадцатилетняя девушка Ася (Анна). Героями повести А.И. Куприна «Олеся» выступают рассказчик Иван и молодая девушка Олеся, в которую он влюбляется. Таким образом, сюжет обеих повестей близок и построен на романтических отношениях между двумя главными персонажами. Есть ряд второстепенных персонажей, однако они не так влияют на сюжет, как внутренние чувства самих главных героев, их страхи и мечты.
Повесть «Ася» начинается с того, что Н.Н. отправляется в Европу. Рассуждая о причинах, которые заставили его туда отправиться, Н.Н. говорит о желании увидеть мир. Повесть «Олеся» начинается с того, что Иван отправляется в Полесье (Белоруссия). Он едет туда по делам, но, как молодой писатель, он хочет увидеть непривычный мир. Можно сказать, что обоими героями движет любопытство.
Н.Н. переезжает в безымянный немецкий город, который ему очень понравился, и встречает в нем девушку Асю. Одно из главных достоинств повести – это глубокий психологический портрет такой сложной и противоречивой личности, как Ася. Ася иногда ведет себя немного странно, и это смущает Н.Н.
Иван, наоборот, сразу очарован оригинальностью и загадочностью Олеси. Он слепо следует своим желаниям, в то время как Н.Н. рассуждает, переживает, сомневается и т.д.
В повести «Ася» основное внимание уделено отношениям между Н.Н. и Асей. Центром повести А.И. Куприна «Олеся» тоже являются отношения между Иваном и Олесей. Однако если отношения между Н.Н. и Асей непростые и напряженные, то любовь Ивана и Олеси поначалу напоминает идиллию.
Тема повести «Ася» – разрыв отношений между любящими друг друга Н.Н. и Асей. Ася влюбляется в главного героя повести, но из-за того, что он запутался в своих чувствах, она решает, что не нужна ему, и уезжает с братом. Олеся тоже влюблена в Ивана, и она верит, что его чувства к ней являются настоящими. Но она понимает, что перед ней слабый и непонимающий ее человек.
Н.Н. только после потери Аси осознает свою истинную любовь к ней. Иван, наоборот, сразу понимает, что любит Олесю, и предлагает ей уехать вместе с ним. При этом Н.Н., любя Асю, сомневается в себе, а Иван сомневается в Олесе.
Оба героя, Н.Н. и Иван, пытаются разобраться в себе. Размышляя, анализируя, Н.Н. начинает понимать, что в момент свидания с Асей он просто еще не успел понять, что он полюбил ее. Н.Н. старается дать отчет своим чувствам, и у него это получается. Вспомнив всю историю их отношений с Асей, Н.Н. понимает, что он просто не смог вовремя осознать истинность своей любви.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования рефлексии в художественном произведении
1.1 Понятие «рефлексия» в философии и психологии
В русский язык слово «рефлексия» пришло из латинского, и в разных словарях русского языка оно связывается с группой семантически близких слов: размышление, анализ, отражение, самопознание.
Например, в словаре С.И. Ожегова дано следующее значение: «Рефлексия (и., ж., книжн.) Размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания» [7, с. 554]. В словаре иностранных слов понятие трактуется так: «Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния» [9, с. 443].
Философское понятие рефлексии раскрывается в двух значениях в энциклопедическом словаре: «Рефлексия. 1. Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2. Форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и законов [3, с. 914].
Возникновение понятия рефлексии связано с эпохой Возрождения, когда возросла ценность человека как личности. С культурой Нового времени связано развитие рефлексии. Уже тогда рефлексия соотносилась с категорией мышления.
Французское и английское Просвещение, еще более укрепившие материалистические позиции в понимании природы и сознания человека, в литературе и философии развернули проблематику самосознания. Так, например, для Дж. Локка рефлексия – это внимание к тому, что происходит в нас, поскольку, как писал он, «наши идеи приобретаются от ощущения и рефлексии». Рефлексия, по Локку, прежде всего, предполагает интроспекцию, обращение сознания на самое себя и представляет собой механизм, посредством которого человек исследует свою познавательную деятельность [3, с. 165].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы