Курсовая с практикой на тему Референдум Российской Федерации: порядок назначения, подготовки и проведения ( на материалах постановления Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10- П и от 21 марта 2007 г. № 3-П)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и порядок проведения референдума в России 6
1.1. Понятие и виды референдума 6
1.2. Порядок проведения референдума в РФ 12
Глава 2. Анализ решений КС РФ 17
2.1. Анализ Постановления КС РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П 17
2.2. Анализ Постановления КС РФ от 21 марта 2007 г. №3-П 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
На сегодняшний день взаимоотношения между политическими институтами России и населением являются кризисными, что в свою очередь приводит к отторжению граждан от власти и высказыванию недоверия. Несмотря на это, представители власти, как на государственном, так и на местном уровне своей деятельностью поддерживают пассивность и аполитичность населения. В то же время, именно построение продуктивного диалога между властями и населением, станет начальным фундаментом стабилизации, как социально-политической жизни в стране, так и обеспечения высокого экономического уровня жизни всех граждан. Одной из сторон референдума является обеспечение стойкой законности властных структур, а также преодоление отчужденности населения от политики, проводимой в государстве. Так же, референдум позволяет обеспечить контроль за политическими институтами и должностными лицами со стороны общественности, путем предотвращения чрезмерного злоупотребления властью, и, наконец, разрыва правящей элиты от простого народа.
Политическое значение института референдума заключается в том, что с его помощью граждане получают возможность эффективно влиять на формирование городской и сельской политики, ее осуществляют органы местного самоуправления, а последние в свою очередь имеют возможность сверять свои решения с мнением населения.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что институт референдума, согласно пункту 3 статьи 3 Конституции РФ является высшим непосредственным выражением власти и волеизъявления народа. Данная конституционная формулировка предопределила значимость исследования вопросов, так или иначе связанных с референдумом. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства (ч.1 ст.32).
Степень изученности проблемы. Развитие института референдума изучались в работах таких авторов как: Б.В. Круглов, М.В. Баглай, В.А. Туманов, Ю.А. Дмитриев, В.В. Комарова, И.А. Филипова. Р.Б. Круглое, Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б. И.А. Филиппова.
Объект исследования курсовой работы – правовые отношения, возникающие в процессе проведения референдума в Российской Федерации.
Предметом исследования в курсовой работе является законодательство Российской Федерации о референдуме.
Целью курсовой работы является выявление особенностей назначения, подготовки и проведения референдума в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— раскрыть понятие и виды референдума;
— изучить порядок проведения референдума в РФ;
— провести анализ Постановления КС РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П;
— проанализировать Постановление КС РФ от 21 марта 2007 г. №3-П.
Методологической основой курсовой работы являлись общенаучные методы — анализ и синтез, исторический и логический; частно-научные методы исследования — формально-логический, системного анализа и сравнительного правоведения.
В нормативно-теоретическую базу курсовой работы были включены: международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, научные труды по конституционному праву.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения проведения референдума в Российской Федерации.
Практическая значимость курсовой работы заключается в приведенных в ней основополагающих положений по рассматриваемым вопросам и иных актуальных сведений, которые могут представлять интерес для студентов юридических вузов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Институт референдума является необходимостью на сегодняшний день, поскольку он является неотъемлемой частью любого демократического общества.
Референдумы проводятся для утверждения какого-либо проекта или решения; для легитимации (узаконения) некоторых важнейших документов – например, Конституций; для одобрения действий государственной власти, когда ей это необходимо. По своему характеру референдумы могут быть контрольными (их решения обязательны для верховной власти) или консультативными (их решения носят рекомендательный характер).
В процессе исследования нами сделаны выводы о том, что целесообразно закрепить в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О референдуме Российской Федерации» положения, содержащие право контроля право контроля за действиями комиссий референдума всех уровней при подготовке и проведению референдума, специально созданными на то наблюдательными органами. Необходимо на законодательном уровне закрепить правила формирования данных комиссий, указав, что лица, претендующие на вхождение в эти комиссии, должны пользоваться доверием и уважение граждан. Так же рационально было бы разработать программу развития гражданского общества в РФ, которая содержала бы положения по повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан нашей многонациональной страны.
Проведенное исследование Постановления КС РФ № 10-П от 11 июня 2003 г. позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, которые сводятся к следующим основным положениям.
1. Дополнить ст. 3 Конституции Российской Федерации охранительной нормой: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют власть от имени народа и в его интересах».
2. В ст. 135 ч. 3 Конституции РФ содержится ограничение верховенства народной власти. Предлагается закрепить право принятия новой Конституции только за народом. Необходимо принять Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании», регламентирующий порядок формирования Конституционного Собрания, процедуру разработки и вынесения на всенародное голосование новой Конституции РФ.
3. Законодательное закрепление возможности реализовать народом свою власть должно быть подкреплено и правовыми гарантиями осуществления народовластия.
4. Конституция Российской Федерации должна быть дополнена отдельной главой «Избирательная система и народное представительство в России».
5. Анализ действующего избирательного законодательства Российской Федерации позволяет выделить ряд его существенных недостатков, наличие которых отчетливо свидетельствует о необходимости создания единого кодифицированного акта — Избирательного кодекса Российской Федерации.
Исходя из анализа Постановления КС РФ от 21 марта 2007 г. №3-П, представляется необходимым введение в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» главы «Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации вопроса, предлагаемого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и порядок проведения референдума в России
1.1. Понятие и виды референдума
Среди иных институтов непосредственной демократии референдум играет особую роль. Данное обстоятельство обусловлено тем, что принятое в результате референдума решение обладает высшей юридической силой. Именно это решение является непосредственным выражением воли народа, проживающего на территории какого-либо государства.
Референдум как институт непосредственной демократии являлся и является на сегодняшний день предметом изучения многих ученых в области юриспруденции, политологии, философии. На сегодняшний день трудно представить себе демократическое государство, в котором хотя бы формально не нашел применение настолько важный и неотъемлемый его институт, как референдум. Не является в данном вопросе исключением и Российская Федерация.
Референдум как важнейшая форма народного волеизъявления имеет неоценимое значение для развития российской государственности, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и имеет своим назначением реализацию гражданами Российской Федерации своей воли по самым важным для государства вопросам. Органы государственной власти не могут нормально функционировать при недостаточно развитых демократических институтах, и именно вовлечение граждан в политическую жизнь путем проведения референдумов служит основой развития демократического государства .
В СССР за все время его существования был проведен единственный референдум – 17 марта 1991 года. Главной целью этого референдума было выявление воли народа по вопросу о сохранении Союзного Государства. Но, тем не менее, Союз Советских Социалистических Республик распался в декабре 1991 года, а референдум 17 марта 1991 года так и остался первым и последним в СССР. После переименования РСФСР в Российскую Федерацию было проведено два референдума. Первый референдум прошел 25 апреля 1993 года и на нем решались 4 вопроса: о доверии Президенту Российской Федерации, политике Правительства Российской Федерации, досрочных выборах Президента Российской Федерации, выборах народных депутатов. А уже 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Вследствие этого, Конституция Российской Федерации явилась выражением воли многонационального народа, что закреплено в тексте Преамбулы Конституции.
В Российской Федерации понятие референдума закреплено в статье 1 Федерального Конституционного Закона «О референдуме Российской Федерации». Согласно данной статье «референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения» .
Стоит отметить, что в политической жизни Российской Федерации институт референдума не находит широкого распространения, поскольку с момента референдума 12 декабря 1993 года на территории Российской Федерации общенациональные референдумы больше не проводились. И это является серьезным недостатком, который необходимо исправить, ведь если Россия является демократическим государством, использование референдумов в качестве способа прямого волеизъявления народа является необходимым.
Референдумом можно назвать голосование граждан (всеобщее или местное) по различным важным вопросам, которые касаются или могли бы касаться и как-то влиять на общественную жизнь и общество в целом. Характер и повестка референдумов могут быть достаточно разнообразными.
Классификаций референдумов, в зависимости от точек зрения существует большое количество. Можно привести следующие, наиболее общие классификации:
1. в зависимости от территориального действия можно выделить референдумы всероссийские, субъектов Российской Федерации и местные;
2. по своей значимости референдумы могут быть конституционными (в связи с изменениями Конституции Российской Федерации), законодательными (пересмотр действующих законов, в том числе федеральных) и обыкновенными (касаться каких-то аспектов жизни общества и государства);
Классификации «по значимости» в различных научных и литературных источниках могут несколько различаться.
1. в связи с тем, когда по времени проводится референдум, он может быть: превентивным (до того, как был принят/принимается закон), и утверждающий (после принятия акта);
2. в зависимости от «юридического значения» референдумы можно разделить на: императивный (имеющий юридическое значение через волеизъявление граждан), либо консультативный (учитывается мнение граждан);
3. на основании «обязательности» участия граждан в референдуме, он может быть: обязательным (участие граждан неотъемлемо) или факультативным (государственные органы сами назначают или не назначают референдум по каким-либо вопросам) .
Для лучшего понимания того, что собой представляет референдум, необходимо обратиться к истории. Изучение истории института референдума необходимо начать с опыта зарубежных стран, поскольку в России референдум как форма народовластия появился сравнительно недавно. Первый в истории человечества референдум был проведен в 1439 году в кантоне Берн, Швейцария. После завоевания Францией Швейцарии в 1798 году вступила в силу новая швейцарская Конституция, которая в значительной степени ограничивала права и свободы швейцарского народа. После длительного периода народных волнений и восстаний, в 1848 году была принята новая Конституция Швейцария, которая дала новый импульс к распространению референдума в качестве института волеизъявления народа. С этого года 17 граждане Швейцарии принимали решения по 543 вопросам на федеральном уровне. Самое большое количество региональных референдумов было проведено в США. С начала ХХ века и по 2006 год в Соединенных Штатах Америки проводилось более 2,2 тысяч референдумов .