Курсовая с практикой Педагогика/Психология Клиническая психология

Курсовая с практикой на тему Речевые особенности у подростков с признаками девиантного поведения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ДРУГИХ ВПФ У ПОДРОСТКОВ В НОРМЕ И С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 5
1.1. Речь как высшая психическая функция, ее развитие и мозговые механизмы 5
1.2. Психологические и нейропсихологические особенности подросткового возраста 7
1.3. Девиантное поведение в подростковом возрасте 9
1.4. Особенности нейрокогнитивного развития подростков с девиантным поведением 14
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 17
2.1. Материал и методы исследования 17
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Обсуждение результатов 23
Заключение 26
Список литературы 27

  

Введение:

 

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время пробле-ма проявления девиантного поведения сильно волнует все современное обще-ство. Девиантное поведение личности, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило его в центр внимания. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуа-ция резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося по-ведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и ду-шевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не мо-жет долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разруши-тельные тенденции. Молодежная среда становится опасной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как «омоложение» преступности, усиление ее группового характера. Удельный вес в общем, числе лиц, состоящих на уче-те в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершен-нолетних постоянно увеличивается. Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как алкоголизм, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска как для самого подростка, так и для об-щества в целом [2]. Вместе с этим трансформируются речи и другие психиче-ские функции подростков с девиантным поведением, что обуславливает необ-ходимость научного рассмотрения данной проблемы.
Целью данной работы является анализ речевых особенностей у подрост-ков с признаками девиантного поведения.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены сле-дующие задачи:
1. Исследовать речь как высшую психическую функцию, ее развитие и мозговые механизмы.
2. Проанализировать психологические и нейропсихологические особен-ности подросткового возраста.
3. Охарактеризовать девиантное поведение в подростковом возрасте.
4. Выявить особенности нейрокогнитивного развития подростков с де-виантным поведением.
5. Охарактеризовать материал и методы исследования.
6. Описать результаты исследования.
7. Обсудить полученные результаты.
Объектом исследования являются подростки с девиантным поведением. В качестве предмета исследования выступает совокупность речевых особенностей у подростков с признаками девиантного поведения.
Была сформулирована следующая гипотеза работы: подростки с девиа-нтным поведением имеют особенности слухоречевой памяти.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравне-ния, абстрагирования, дедукции и индукции.
Диагностический инструментарий представлен методикой Т. В. Ахутиной по диагностике слухоречевой памяти, составлению рассказа по серии сюжет-ных картинок, пересказу текста (басня «Голова и хвост змеи»).
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие семь параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам исследования сформулированы следующие выводы:
1. Основные этапы развития речи осуществляются до подросткового возраста. Между тем, в подростковом возрасте развитие речи продолжается, но исследований в данном направлении недостаточно.
2. Исследователи выделяют онтогенез психологических и нейропсихологических особенностей подросткового возраста в норме, но есть и аномальный онтогенез, связанный с явлением девиантного поведения.
3. Девиантное поведение является специфическим способом передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.
4. Причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации, реалиях настоящего периода в жизни общества, отвержении базовых социальных ценностей,негативном влиянии стихийно-группового общения,подростковом кризисе,индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетних и т.д. Первоисточником же всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков является процесс познания самого себя, определение себя как личности, как индивидуальности.
5. Диагностический инструментарий представлен методикой Т. В. Ахути-ной по диагностике слухоречевой памяти, составлению рассказа по серии сю-жетных картинок, пересказу текста (басня «Голова и хвост змеи»).
6. В ходе исследования обследованы подростки с девиантным поведением и подростки с регуляторным поведением. В ходе исследования получены неоднозначные результаты, свидетельствующие об отсутствии речевых особенностей у подростков с признаками девиантного поведения по сравнению с подростками с регуляторным поведением.
7. Гипотеза, поставленная в начале работы не подтвердилась. Подростки с девиантным поведением не обнаружили специфических речевых особенностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ДРУГИХ ВПФ У ПОДРОСТКОВ В НОРМЕ И С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1. Речь как высшая психическая функция, ее развитие и мозговые механизмы

Речь − это сложный и слаженный физиологический механизм, который является объединением акустических преобразований, системы лингвистических конструкций, процесса принятия, хранения, передачи и производства различной информации.
Речь оказывает значительное влияние на процессы в системе высших психических функций (ВПФ), являясь формой общения. Процесс общения с помощью речи обоснован деятельностью языка. Речь и язык объединены сложными диалектическими взаимоотношениями.
При этом речь реализуется согласно правилам языка, но под влиянием ряда факторов (требования общественной практики). Так же речь изменяет и совершенствует язык.
Речь — это приоритетный механизм мышления, сознательной деятельности человека, который способствует формированию личности. Фактически речь является ВПФ и способствует переходу в данную категорию других психических функций [17].
Речь в системе ВПФ является важным компонентом, так как способствует развитию внимания, памяти, мышления, эмоций и других функций. Речь придаёт этим функциям большую пластичность.
ВПФ свойственны исключительно человеку и характеризуются опосредованной реакцией употребления стимулов-средств (знаков). Устная речь — это функциональная система, состоящая из ряда компонентов: структуры мозга, которые воспринимают речь и участвуют в формировании и реализации психолингвистической и речедвигательной программ.
Та же необходимо учитывать подсистемы речевого дыхания, артикуляцию и голос. Речь как ВПФ социальна по своему происхождению, поэтому у ребёнка, который находится обособленно от общества, речь не развивается.
А. Р. Лурия выделяет 3 основных функциональных блока в деятельности мозга:
Первый блок — подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области – подкорковые образования), которые обеспечивают нормальный тонус коры и её бодрствование состояние. Всё это позволяет человеку длительно производить избирательные формы деятельности.
Второй блок — кора задних отделов больших полушарий. Данный блок осуществляет приём, анализ и хранение чувственной информации, которая получается из окружающего мира.
Это основной аппарат мозга, который осуществляет познавательные (гностические) процессы. Поражение данного отдела головного мозга приводит к нарушению приёма и анализа информации, получаемой с помощью слуховых или зрительных анализаторов.
Третий блок включает кору передних отделов больших, полушарий, обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности [1].
В онтогенезе происходит формирование не только внешней, но и внутренней речи, которая от комментариев ребёнком своего поведения перерастает в форму планированию посредством речи собственного поведения.
Кроме того, путём интериоризации человек превращает заимствованные из социума средства в умственные действия, и, таким образом, с помощью речи совершенствует своё поведение.
Речь занимает ведущее место в системе основных форм психической деятельности, под её воздействием происходит мышление, память, перестройка внимания, эмоции, которые она наделяет большей пластичностью, способствует более тонкому проявлению. Особенности речи отражают структуру и свойства личности и её интеллектуальной деятельности.
Итак, к основным функциям речи относятся:
1) организация, связывание и перестройка всех высших психических функций;
2) определяющая роль в развитии человека и формировании окружающего предметного мира(на основе восприятия);
3) орудие познания окружающего мира;
4) преобразование структуры наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
5) преобразует мышление в общественно-обусловленным процесс посредством реализации переходов от внешних действий к внутренним, а внутренних – в мыслительные операции;
6) является средством общения, а также регуляции и контроля собственной деятельности [18].
Приоритетность указанных функций может меняться в зависимости от развития речи в онтогенезе. Основные этапы развития речи осуществляются до подросткового возраста. Между тем, в подростковом возрасте развитие речи продолжается, но исследований в данном направлении недостаточно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы