Курсовая с практикой на тему Речевой портрет студента-филолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ 5
1.1 Речевой и языковой портрет: общее и различие 5
1.2 Основные аспекты анализа речевого поведения 8
1.3 Социальные группы как фактор формирования речевого поведения 11
Выводы 14
ГЛАВА 2. Особенности речевого поведения студента-филолога в различных микро- и макросоциумах 16
2.1 Деловые формы коммуникативного общения студента-филолога 16
2.2 Личные формы коммуникативного общения студента-филолога 19
Выводы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что в речи каждой социальной группы реализуются специфические черты речевого поведения, которые отличают одну группу от другой. Студенческое сообщество является тем пластом общества, в речи которого ярко отражаются все бурные изменения реалий на лексическом уровне. Несмотря на то, что всеми лингвистами подчеркивается многогранность и уникальность молодежной речи, носителями которой является студенческая группа, ученые сходятся во мнении, что речевая культура современного студента как языковой личности в последнее время ухудшается в результате низкой мотивации к получению знаний, не связанных с будущей профессией.
По речевому портрету можно судить о базовых и периферийных ценностях всей социальной группы. Студенты филологических факультетом представляют собой ту социальную группа, члены которой являются будущими специалистами в области формирования у будущего поколения языковой, речевой, социокультурной компетенций. Будущие филологи станут представителями интеллигенции, задачей которой, на наш взгляд, состоит в сохранении языка в дальнейшем.
Данная работа выполнена в русле современного антропоцентрического подхода к изучению единиц языка, используемых в языке современного студента для описания речевого портрета студента-филолога в различных социальных группах, что обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования стала устная речь студентов филологического факультета ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет».
Предметом исследования стали языковые единицы, проявляющиеся во время общения современного студента-филолога внутри разных социальных групп.
Цель работы: описание речевого портрета студента-филолога в различных социальных группах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать подходы к определению речевого портрета в отечественной лингвистике;
2) рассмотреть теоретические проблемы изучения такого явления как речевой портрет в круге смежных понятий;
3) проанализировать формы речевого поведения студента-филолога в различных социальных группах.
Материалом исследования послужила устная речь студентов-филологов 1-3 курсов, в основном ручные записи устной речи в неформальной и формальной обстановках. Особенностью данного материала является то, что респонденты не знали о наблюдении речевого поведения и записи речи.
Основным методом исследования является описательный метод, заключающий в себе наблюдение, обобщение и интерпретацию полученных фактов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по лексикологии, стилистике, социолингвистике и культуре речи.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе описываются теоретические основы и методологические аспекты исследования речевого портрета в круге смежных понятий «речевой портрет» — «языковой портрет» — «языковая личность», рассматривается влияние речевых действий в различных социальных группах на речевое поведения. Во второй главе анализируются этикетные формулы, языковая игра, жаргонная и заимствованная лексика, используемая студентами в различных формах коммуникативного общения внутри социальных группах.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речевой портрет – это совокупность личностно-коммуникативных языковых черт индивида, представленная в виде открытой модели, отражающей также и коллективное описание представителя какой-либо конкретной культуры, обладающего способностью к проведению аналитических операций [42]. Речевой портрет студента-филолога представляет собой набор языковых единиц деловых и личных форм коммуникативного общения, употребление которых зависит от различных социальных факторов. Выявление и анализ наиболее ярким характерных для студенческого общества черт были главными целями нашего исследования.
Отличительной чертой социальной группы «преподаватель-студент» является использование этикетных формул общения. Это обусловлено, прежде всего, устоявшимися нормами делового общения, а также возрастными, ситуативными и социальными факторами.
Использование заимствований, просторечия, сниженной, заимствованной и жаргонной лексики является характерной особенностью речевого поведения внутри группы «студент-студент», при этом жаргонные и табуированные лексемы употребляются внутри данной группы между участниками коммуникации, находящиеся в близких дружественных отношениях.
Большая часть жаргонной лексики связано с учебными реалиями. При этом, такие лексемы носят дисфемистический характер, в основе образования которых лежат порождающие мотивы.
Активное употребление иностранных слов в их неизменном виде является одним из признаков лексикона современного студента-филолога.
Главной чертой речевого поведения студента является желание сделать свою речь успешной. Для этого широко используются приемы языковой игры. С помощью языковой игры создается позитивное коммуникативное пространство. Наиболее распространенным на словообразовательном уровне считается прием усечения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Речевой и языковой портрет: общее и различие
С середины 20 века в центре внимания отечественных и зарубежных лингвистов находится человек, выполняющий разнообразные социальные и коммуникативные функции. Антропоцентрический подход к изучению субъекта языка как языковой личности, которая способна совершать какие-либо речевые действия, привели к возникновению множества терминов, которые до сих пор создают терминологическую путаницу, т.е. одно понятие подменяется другим. Так, наряду с термином «языковая личность» [7; 36], появились такие понятия как «речевая личность» [47], «коммуникативная личность» [31], «словарная личность» [11], «речевой портрет» [3; 5], «речевой имидж» [21], «идиостиль» [62] и др. Тем не менее, термин «языковая личность» в современной лингвистике остается наиболее употребительным и рассматривается как «индивид, который проявляет себя в вербальном поведении, характеризуемом всей совокупностью ситуативно обусловленных лингвистических и экстралингвистических особенностей» [40, С.169].
Предпосылки изучения речевого портрета прослеживались еще в диалектологических трудах Б. А. Ларина [34], но основоположником считается М.В. Панов, развивший идею фонетического портрета [44]. По мнению М.В. Панова, в фонетическом портрете отражается не только манера произношения отдельно взятого индивида, но и всего социума, к которому этот индивид принадлежит [43, С. 14, 59]. В дальнейшем, идею речевого портрета развивали многие ученые лингвисты. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова обратили своё внимание на изучении орфоэпических и акцентологических особенностей в структуре речевого портрета, предпринимая попытку выявить специфические черты, которые репрезентируют особенности речевой индивидуальности [30].
Широко применяя метод речевого портретирования многие ученые рассматривают речевой портрет языковой личности фрагментально. Так, Ю.С.