Курсовая с практикой на тему Речевое развитие детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей
дошкольного возраста 5
1.1. Психологические особенности развития речи детей
дошкольного возраста. 5
1.2. Методы и формы работы по развитию речи детей
дошкольного возраста 11
Выводы по главе 1. 18
Глава 2. Организация практического исследования развития
речи детей дошкольного возраста. 20
2.1. Изучение особенностей развития речи детей старшего
дошкольного возраста. 20
2.2. Разработка методических рекомендаций для педагогов
ДОО по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 22
Выводы по главе 2. 31
Заключение. 32
Список литературы.. 35
Приложение. Результаты исследования развития речи детей
старшего дошкольного возраста. 38
Введение:
Актуальность
исследования. Обладание речью является важнейшим свойством
человека, способствующим установлению и развитию социальных связей на различных
уровнях, передаче накопленного человечеством опыта, созданию и сохранению
культурных ценностей. Речь – это особый вид деятельности,
тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением,
эмоциями. Период дошкольного возраста – один из важнейших этапов в развитии
всех сторон личности ребенка, в том числе это относится и к развитию речи. Своевременное и полноценное формирование речи
в дошкольном возрасте является значимым условием нормального развития малыша, а
в дальнейшем – успешного обучения в школе.
Однако, по наблюдениям педагогов,
психологов и логопедов, на сегодняшний день образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено
звукопроизношение, бедный лексический словарь, в устных высказываниях
преобладают простые, невыразительные предложения. Статистика показывает, что в
настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Эти
проблемы в развитии речи дошкольников обусловлены как стилем воспитания
современных родителей – они редко общаются с детьми, побуждая их к
высказываниям, диалогу, мало читают детям художественную литературу, так и
недостаточным вниманием к проблеме развития речи со стороны педагогов
дошкольных образовательных организаций.
Основополагающим
документом, регламентирующим организацию образовательного процесса детей
дошкольного возраста, является Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования. В стандарте установлены основные принципы
дошкольного
Заключение:
В ходе проведенного
исследования была поставлена цель изучить особенности развития речи детей
дошкольного возраста. Проблема развития речи в дошкольном возрасте
многоплановая и многоаспектная и не может быть полностью освещена в рамках
одного исследования, поэтому поставленная цель была конкретизирована
посредством сформулированных задач исследования. В качестве задач были выделены
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи
детей дошкольного возраста, определение основных методов и форм работы по
развитию речи, применяемых в современной практике дошкольного образования.
В результате анализа
психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы.
Речь для ребенка
дошкольного возраста, в большей степени является средством коммуникации. При
помощи речи он высказывает свои желания, потребности. И только в более старшем
возрасте речь приобретает функцию передачи и получения новых знаний.
В процессе дошкольного
периода детства, который приходится на возраст 3-7 лет, происходят значительные
изменения во всех аспектах речевого развития. Увеличивается словарный запас
ребенка, в него постепенно включаются не только существительные и глаголы, но и
прилагательные, другие части речи. Важно также и то, что в этот период ребенок
начинает осмыслять обобщающее значение слов, но при этом он с большей легкостью
воспринимает словесные объяснения тех понятий и явлений, которые близки ему по
деятельности или находятся в ближайшем окружении, которые он может сам
наблюдать и ощущать.
Развивается звуковая
сторона речи, что является важной предпосылкой для дальнейшего обучения грамоте
в школе.
Характер речи также
претерпевает значительные изменения – от обрывочных ситаутивных высказываний,
до контекстной речи, и к концу дошкольного периода начинает формироваться
монологическая речь описательного характера. В старшем дошкольном возрасте дети
уже могут составить небольшой рассказ по сюжетным картинкам или составленному
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей
дошкольного возраста
1.1. Психологические особенности развития речи детей
дошкольного возраста
Для того, чтобы определить
содержание и направление развития речи детей дошкольного возраста, важно раскрыть
сущность понятия «речь», ее функции, а также особенности развития речи детей в
период дошкольного детства.
Речь является важнейшей
характеристикой развития ребенка, служит средством коммуникации, способом
познания, передачи знаний от поколения к поколению, поэтому так важно понимание
ее функций и особенностей развития. Изучению структуры речи, ее характерных особенностей
на разных этапах развития ребенка посвящены исследования психологов, педагогов
М.И. Лисиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Жинкина и др.
М.И. Лисина выделяет три
функции речи и соответствующие виды речи, характерные для каждой функции:
— речь является
совершенным, быстродействующим, точным средством общения между людьми
(монологическая речь, диалог, беседа);
— орудие осуществления
многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая
личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические
процессы (речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве
с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами);
— канал связи для
получения информации, относящейся к общечеловеческому социально-историческому
опыту (письменная речь) [16, с.4].
Речь человека, возникая
в раннем детстве, все время совершенствуется, обогащается. Каждый возрастной
этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в
овладении речью приходятся на дошкольный период жизни. У ребенка-дошкольника
появление и развитие речи напрямую связано с развитием практической
деятельности, когда возникает