Курсовая с практикой на тему Речевая партия персонажа как средство его характеристики и возможности использования материала в средней школе (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
ПАРТИИ ПЕРСОНАЖА КАК СРЕДСТВА ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 6
1.1. Особенности понятия языковой личности. 6
1.2. Связь речевого портрета и языковой личности. 9
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ПАРТИ.. 17
2.1. Анализ структурной организации языковой
личности. 17
2.2. Методология речевого портретирования. 20
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАРТИИ КАК СРЕДСТВА ХАРАКТЕРИСТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА
МАТЕРИАЛАХ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР». 27
3.1. Специфика творчества Л. Н. Толстого. 27
3.2. Возможности изучения речевой партии
персонажей романа «Война и мир» в средней школе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 32
Введение:
В 80-90-х гг.
ХХ века в активный лингвистический оборот вошел термин «языковая личность». Это
понятие употребляют в своих работах Х. Штейнталь, В. Вундт А.А. Потебня, А.А. Шахматов
и др. Разработка проблемы языковой личности связана с именами А.Н. Леонтьева, Г.И.
Богина, А.В. Пузырева, С.Г. Воркачева, В.А. Масловой. Сам же термин был введен В.В. Виноградовым
в работе «О языке художественной прозы» (1930). Главным фокусом исследований ученого
была язык художественной литературы и приемы конструирования «художественно-языкового
сознания». Изучая соотношение и взаимодействие таких категорий художественного произведения,
как языковая личность, художественный образ и образ автора [Виноградов 2003, с.
78], ученый разработал два пути изучения языковой личности – личности автора и личности
персонажа.
Однако теоретическое
осмысление феномена, обозначенного этим словосочетанием, произошло лишь в 80-х годах
ХХ века, в частности, в трудах Г.И. Богина, который создал параметрическую модель
языковой личности, абстрагированную от индивидуальных различий людей и специфики
известных этим людям языков. Понятие языковой личности исследователь считал центральным
понятием лингводидактики и понимал под ним «человека, рассматриваемого с точки зрения
его готовности производить речевые поступки, создавать и воспринимать произведения
речи» [Богин 1984, с. 1].
Актуальность исследования
речевой партии персонажа обусловлена возможностью составления речевого портрета
языковой личности, что представляется значимым и важным для понимания концепции
художественного текста и ее глубинного смысла.
Целью данной работы
является анализ речевой партии персонажа как средства его характеристики и возможностей
использования материала в средней школе на материале романа-эпопеи «Война и мир».
Для достижения
данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать
особенности понятия языковой личности.
2. Выявить связь
речевого портрета и языковой личности.
3. Провести анализ
структурной организации языковой личности.
4. Изучить методологию
речевого портретирования.
5. Охарактеризовать
специфику творчества Л. Н. Толстого.
6. Описать возможности
изучения речевой партии персонажей романа «Война и мир» в средней школе.
Объектом исследования
в настоящей работе является роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого.
В качестве предмета
работы выступает речевая партия персонажа как средство его характеристики и возможности
использования материала в средней школе на материале романа-эпопеи «Война и мир».
При написании
работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции
и индукции.
Данная работа
апробирована на базе СОШ №84 г. Краснодара. Участниками эмпирического исследования
стали учащиеся 10 класса.
Данная работа
состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка
литературы.
Заключение:
Таким образом, в процессе исследования речевого портрета
мы выявили, что данное понятие является компонентом языковой личности, реализующейся
в речевой деятельности и в навыках проявлять коммуникативную компетенцию в процессе
коммуникативного поведения. Речевой портрет подразумевает вербально-семантическое
воплощение в художественном тексте.
Под понятием «языковая
личность» подразумеваем способность и стремление к свободному, сознательному и автоматическому
осуществлению речемыслительной и коммуникативной деятельности, а также творческое
самовыражения и многократное преобразование в этой деятельности, которые обеспечиваются
комплексом психофизических свойств индивида и совокупностью мировоззренческих установок,
ценностных приоритетов и поведенческих реакций как результата влияния общественной,
социальной, территориальной среды и традиций воспитания в национальной культуре.
С этим понятием тесно связано и понятие речевого портрета. Взаимосвязь прослеживается
при выделении индивидуального, коллективного, национального речевых портретов, которые
соответствуют типологии языковой личности, при соотнесении уровней структуры языковой
личности и модели анализа речевого портрета. Анализ речевых партий
художественных произведений помогает создать речевой портрет языковой личности,
что может быть использовано на уроках в средней школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОЙ ПАРТИИ ПЕРСОНАЖА КАК СРЕДСТВА ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Особенности понятия
языковой личности В современной
лингвистике, психологии, психолингвистике и лингводидактике, философии, культурологии,
в последнее время изучение языковой личности приобрело особую актуальность. При
этом данная проблема не является новой. Еще в первые десятилетия XIX в. В. Гумбольдт
начал исследования взаимосвязи языка с мышлением человека, его внутренним миром
и культурными ценностями. В науке это направление получило название антропоцентричного,
подчеркивая приоритеты психологического и этносоциологического элементов и концентрацию
внимания на человеческие личности как носителя и творца языковой картины мира. Так,
В. Гумбольдт при изучении языка испанских басков, сформулировал идею о том, что
разные языки – это не только различные оболочки общечеловеческого сознания, но и
совершенно разные видения мира. По мнению Гумбольдта, язык является одной из тех
«основных сил», которые создают всемирную историю [Гумбольдт 1994, с. 41].
Позже исследовательские работы Гумбольдта породили новое
направление в лингвистике известное под названием неогумбольдтианство [Козлова 2010,
с. 83]. Приверженцы этого направления считали, что именно язык определяет человеческое
мышление и процесс познания в целом, а значит – посредством языка формируется культура
и общественное поведение людей, мировоззрение и целостная картина мира, возникающая
в сознании. Люди, которые говорят на разных языках, создают разные и уникальные
картины мира, поэтому они являются носителями разных культур и разных общественных
поведений. При этом язык не только определяет, но и ограничивает познавательные
возможности каждого человека. Более того, от различия языков напрямую зависит различие
в логике мышления.