Курсовая с практикой на тему Речевая культура и коммуникации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИИ.. 4
1.1.Становление
речевой культуры как науки. Теоретический анализ проблемы речевой культуры и
коммуникации. 4
1.2
Понятие коммуникации, ее структура, компоненты, виды и принципы 9
1.3
Методы и средства коммуникации. 14
1.4
Грамотность речи как средство коммуникации. 18
ГЛАВА
2. МЕРОПРИЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ — КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ» 24
2.1
Подготовка мероприятия. 24
2.2
Практическая реализация. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность исследования обусловлена недостаточной
изученностью социально-коммуникативных характеристик изменяющейся речевой
культуры и путей её связи с коммуникацией в трансформирующемся обществе. С
середины ХХ культура находилась под сильным влиянием средств массовой
информации (СМИ), которые открыто обновляют литературный и разговорный язык
повседневной жизни, необходимый для социальной коммуникации и взаимодействия.
Это влияние СМИ на культуру сегодня значительно
усиливается в условиях перехода от индустриализации к информатизации, когда
основные средства массовой информации, такие как печать, радио и телевидение,
постепенно становятся одними из доминирующих источников информации. В данном
ключе, необходимо обратить особое внимание на воспитание речевой культуры
школьников как наиболее подверженных влиянию извне.
Итак, объектом данной работы является речевая
культура. Предметом – речевая культура и коммуникации в контексте современной
жизни.
Целью работы является определить грамотность речи
как средство коммуникации и проанализировать пути её становления в
общеобразовательном учреждении. Соответственно цели, возможно поставить
следующие задачи работы:
1. Провести теоретический анализ проблемы речевой
культуры и коммуникации;
2. Определить понятие коммуникации, ее структуру,
компоненты, виды и принципы;
3. Охарактеризовать и описать воспитательное мероприятие
«Культура речи — культура отношений».
Методы исследования: изучение и анализ
методической литературы, описательный метод, моделирование.
Данная работа состоит из введения, двух глав,
списка использованной литературы и заключения.
Заключение:
В каждодневной беседе мы склонны обращать внимание
не в первую очередь на предложения, которые мы говорим, а на действия речи, для
которых используются эти заявления: требования, предупреждения, приглашения,
обещания, оправдания, предсказания. Все эти человеческие действия тесно связаны
с системой коммуникации, а значит, и с речевой культурой.
Ранние теории массовой коммуникации были
сосредоточены на коммуникации как одностороннем процессе. Однако сущность этого
процесса оставалась предметом споров. Хотя односторонний подход может быть
убедительным в отношении предоставления информации и убедительной коммуникации,
более поздние подходы к концепции коммуникации рассматривают ее как
фундаментальный двусторонний процесс, который является интерактивным по своей
природе и предполагает участие на всех уровнях.
Сегодня акцент делается гораздо больше на общение
как на процесс, в котором значения создаются и обмениваются или даже
разделяются между вовлеченными сторонами. В первой главе работы нами были
рассмотрены различные пути взаимосвязи речевой культуры и коммуникации.
Во второй главе данной работы нами были этапы
подготовки мероприятия «Культура речи – культура отношений». Начальный школьный
возраст — сензитивное время для усвоения детьми определенных культурных
ценностей. Языковое развитие ребенка, как один из показателей его общей
личности, а также его нравственного, духовного и интеллектуального развития,
является способом приобщения ученика к культуре, условием его саморазвития,
способности к общению, познанию нового и усвоению культурных ценностей, чем и
мотивирована данная работа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИИ
1.1.Становление речевой культуры как науки.
Теоретический анализ проблемы речевой культуры и коммуникации
Как лингвистическая наука, речевая культура изучает
совокупность и систему коммуникативных качеств. Предметом исследования является
теоретическое обоснование и описание речевой культуры в целом и системы ее
коммуникативных качеств.
Понятие «коммуникативное качество» является
основным теоретическим понятием учения о речевой культуре. Коммуникативное
качество речи понимается как ее характерные и объективные свойства, наиболее
полно отвечающие коммуникативным потребностям и свидетельствующие о высокой
речевой культуре и ее совершенстве [1]. Писатели, лингвисты, стилисты и
эксперты по культуре речи на протяжении веков говорят о многих коммуникативных
качествах (говоря проще – «достоинствах речи»), таких как чистота, ясность,
краткость, уместность и красота.
Речевая культура — владение нормами устного и
письменного литературного языка (правила произношения, правила ударения,
правила грамматики, правила дикции и т.д.), а также умение использовать
языковые средства выразительности и регулировать содержание речи в различных
коммуникативных ситуациях в зависимости от цели коммуникации [12]. В
лингвистической литературе принято говорить о двух этапах овладения речевой
культурой: 1) речевая правильность и 2) речевые навыки. Речевая правильность
подразумевает высокий уровень общей грамотности, высокий уровень
интеллектуальной культуры и лингвистических знаний. Речевые навыки включают
четыре базисных умения – уровень владения чтением, письмом, говорением и
аудированием.
Цель коммуникации, а, следовательно, и речи
определяется направленностью общения — либо единение (сотрудничество,
кооперация), либо разделение (конфликт, конфронтация). Коммуникативная цель
языка — это цель, которая определяет выбор и организацию языковых и речевых
средств.