Курсовая с практикой на тему Речевая и Неречевая симптоматика при нарушениях темпо-ритмической организации устной речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Теоретические вопросы изучения темпо-ритмической 6
стороны речи 6
1.1 Понятие «темпо-ритмическая организация речи» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Виды и симптомы нарушений темпо — ритмической 11
стороны речи у детей. 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Изучение особенностей темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с заиканием 20
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы 20
2.2 Анализ результатов исследования 23
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список литературы 32
Введение:
В раннем возрасте формируется просодическая сторона речи. К просодике относятся: интонация, темп, ритм, тембр речевое дыхание. Большую значимость в развитии ребенка относят к темпо — ритмической организации речи, так как при ее нарушении выявляются отклонения в формировании речевой функции у детей.
Темпо — ритмическое развитие речи активно формируется уже на раннем этапе и существует основой для дальнейшего развития речи в дошкольном возрасте. Нарушение речи доставляет затруднения в общении с взрослыми, и не дают возможность дальнейшему развитию познавательных процессов, неблагоприятно влияет на формирование осознанности (Р.Е. Левина).
Младший школьный возраст можно считать наилучшим для освоения родного языка. Так как в этом возрасте ребенок овладевает в большей степени внимательностью к языковому становлению. Дети, которые могут произвольно применяют слова, получают удовольствие от собственной речи, при передаче чувств они непроизвольно применяют интонацию, жесты и мимику.
Другая картина начинает складываться при нарушении темпо -ритмической стороны речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимулов и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится вялой, тусклой, тихой и невыразительной» [5] .
Одним словом, проблема изучения специфики формирования речевой функции, в том числе и темпо — ритмической организации речи, в норме и при нарушениях в речевом развитии остается одной из насущных и недостаточно разработанных проблем в логопедии.
В связи с этим возникает потребность в изучении особенностей темпо — ритмической организации речи, методик диагностики и коррекционной работы, разработанных для детей младшего школьного возраста
Объект: темпо — ритмическая сторона речи у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: особенности темпо — ритмической стороны речи детей младшего школьного возраста
Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить особенности темпо — ритмической стороны речи детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: преодоление темпо — ритмических нарушений речи у младших школьников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо — ритмических нарушений;
— обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо — ритмических нарушений;
— создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо — ритмических нарушений.
Задачи работы:
1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме;
2. Изучить состояние темпо-ритмической стороны речи с помощью подобранной диагностической методики.
3. Подобрать упражнения на ритмизацию движений и провести обучающий эксперимент.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической, коррекционной, логопедической и методической литературы, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования являются: теория познания; идея о роли активности субъекта в деятельности; философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; субъектно — деятельностный целостный, коррекционно-педагогический подходы к преодолению темпо — ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Теоретической основой исследования выступили: труды В.И.Селиверстова, Г.А.Волковой, С.В.Леоновой, Н.А.Власовой.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которой включает по два параграфа, заключения, списка литературы.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СШ №28»
Заключение:
В данной работе подробно рассмотрен вопрос о развитии и нарушении темпо-римической стороны речи детей младшего школьного возраста. Подробно освещены вопросы, касающиеся теоретических аспектов изучения проблемы и экспериментальных исследований
Проблема развития темпо-ритмической стороны является актуальной проблемой школьной логопедии.
Как и любая речевая патология, нарушения речевого ритма в современном развивающемся мире имеют склонность к усилению и проявляются в различных сочетаниях с другими речевыми и физиологическими дефектами.
Роль темпо-ритмической организации речи в жизни каждого человека весьма существенна. В первую очередь, она создает условия для грамотной и выразительной речи, и, в тоже время создает возможность обмениваться информацией, общаться на высоком уровне, дает оценку об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительность речи тесно связана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим. [14]
Темпо-ритмическое нарушение — это сложное психофизиологическое расстройство, при котором явно наблюдается нарушение в плавности речи. Плавность речи напрямую связано с интонационной выразительностью речи, где большую значимость выделяет её темпо-ритмическая сторона. Это так называемое «неязыковое» средство речевой коммуникации людей и имеют первостепенное значение в психологии общения.
Формирование темпо-ритмических способностей напрямую связано с общим развитием речи, умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, все это имеет огромное значение для формирования правильной речи детям с нарушениями речи
Одним из главных в работе по коррекции нарушения темпа речи является семья. Именно в семье у ребенка формируются первые представления о человеческих ценностях, природе человеческих взаимоотношений и моральных качествах.
Преодоление нарушений просодической стороны речи это прежде всего отработка спокойного, плавного, ритмичного дыхания и голосообразования.
На логопедической практике можно увидеть, что формирование чувства ритма у детей с заиканием оказывает огромное воздействием на выработку правильного произношения, т.е. развитие чувства ритма определяется как коррекционно-развивающее воздействие на различные виды деятельности и чувствительность ребенка. [19]
Одним из важнейших эффектов логопедического ритма является развитие координации между дыханием и речью, звуками, словами и фразами. Ритм позволяет человеку непроизвольно достичь правильной координации общих и речевых движений.
В процессе логопедической ритмики сочетание музыки, ритма, движений и специальных речевых упражнений положительно влияет на центральную нервную систему и положительно влияет на состояние высших психических функций.
На основании данных было проведено исследование темпо-ритмической стороны речи детей с заиканием. Результаты исследования показали, что у большинства детей в результате заикания наблюдаются нарушения темпо-ритмической организации речи: ускоренный темп речи, проблемы с расстановками пауз.
Таким образом, можно сделать вывод, что преодоление нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи у младших школьников можно достигнуть только путем комплексной логопедической работы на всех этапах формирования речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические вопросы изучения темпо-ритмической
стороны речи
1.1 Понятие «темпо-ритмическая организация речи» в психолого-педагогической литературе
Темпо-ритмическая организация речи — это подконтрольная динамическая система говорящим человеком, которая представляет собой собрание всего речевого потока, которая обладает стойким ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и видоизменяемым темпом, присущим возрастной норме.
Темпо — ритмическая организация речи начинает интенсивно развиваться уже в раннем возрасте и является фундаментом для дальнейшего речевого развития в дошкольном возрасте. Речевые нарушения мешают в общении с взрослыми, затормаживают развитие познавательных процессов, отрицательно влияют на развитие осознанности (Р.Е. Левина).
Темпо — ритмическая организация речи связывает и координирует все процессы, которые затрагивают устную речь, в том числе и лексико-грамматическое структурирование, и артикуляторную дыхательную программу и комплекс интонационных характеристик. [3] .
Устная речь отмечается почти всеми физическими параметрами. Вместе с её богатой по содержанию стороной огромную значимость для понимания слушателем носит интонационная сторона речи.
Просодика представляет собой общность ритмико-интонационных параметров речи. Просодические элементы, составляющие выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в ходе общения, несут безусловную лексическую нагрузку [6] .
Просодика, по рассуждениям Н.И.Жинкина, является высокой долей в развития языка. Основой просодии является интонация. Без интонации невозможно будет понять смысл речи и ее подтекст. Речь без интонации монотонна, невнятна и неясна. При помощи интонации говорящий человек эмоционально влияет на слушателя. [10]
Интонация – непростое явление, которое включает в себя несколько звуковых элементов. Это темп речи тон голоса, интенсивность, тембр голоса или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение. [9]
Темп организует ритмические группы, т.е. показывает скорость темпа. Состояние человека полностью зависит от темпо-ритмических связей с процессом высших психических функций, локализованных в центральной нервной системе. Высшие психические функции отличаются изменчивостью, активностью, и пластичностью.
Главным признаком речевого ритма остается регулярность. Метрические свойства ритма составляют его основу, что можно наблюдать в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Выделяют еще и неметрические свойства ритма, которые входят в понятие мелодики речи [7]
Простейшей единицей просодии является синтагма, она представляет собой отрезок предложения, содержащий интонационное и смысловое значение. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Представляя собой единый артикуляционный комплекс, она произносится на одном речевом выдохе. [13]
Этот процесс связан с плавностью речи, если синтагма произносится без пауз в процессе беспрерывной артикуляции. Исходя, из этого можно сказать что, плавность речи представлена единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. Главным компонентом речевого высказывания выступают паузы, которые расценивают как прекращение голосоподачи на какое-то время. В нормальной речи плавность сочетается с паузами, однако, длительность и характер их распределения в речевом потоке во многом отражают ритмико-мелодическую сторону интонации. [3]
В обычной речи плавность внутренне сочетается с паузами, которые являются неотъемлемой частью речевого высказывания. Их продолжительность и расположение в речевом потоке в большей степени выделяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Паузу принято выделять как перерыв в звучании голоса на определенный период. При этом звуковой связью паузы является падение голоса до нуля, а физиологическим остановка в работе органов артикуляции. Самые короткие паузы соединены с характером произношения смычных согласных. Они подразумевают отсутствием голоса тогда, когда органы артикуляции пребывают в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они длятся, около 0,1 сек.
В ходе устной речи периодично появляется потребность сделать вдох для поддержания лучшего подсвязочного давления в процессе речи. Как правило это происходит в во время «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и интонационного смысла. Эти паузы несут также и смысловую нагрузку, так как разделяют текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек. Такие паузы называются паузами хезитации (вынужденная заминка в речи) и их продолжительность может быть разной. [7]
Выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же ребенка может быть как устойчивым, так и изменяющимся. Устойчивый темп речи может выполняться только на коротких отрезках.
В процессе создания и описания мысли, выявляется интонационное членение речи. Схожему действию подчиняются все этапы построения высказывания, лексико-синтаксическое разделение, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).
Звуковыми факторами интонационных характеристик являются часто сменяющаяся частота и сила основного тона голоса, изменение длительности некоторых речевых составляющих. При прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа, формируется тон голоса. [12]
Обязательным артикуляционно-акустическим элементом голоса является тембр. В отличие от тона голоса, тембр у каждого человека свой.
Тембр – характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками. Это трудное качество вокального голоса.
Тембр голоса образуется за счет суммарного звучания главного тона и частичных тонов (обертонов). Голосовые связки при звукообразовании колеблются всей длиной и толщиной, как в горизонтальном (длина), так и в вертикальном (глубина) направлении.
Ритм – это последовательность. Ритмическая способность — достигается динамику в ходе движений. Помимо этого ритмическая способность, это, прежде всего, возможность схватывать ритм, который слышим с внешней стороны, и выражать его в движениях. [10]
Организм каждого человека представлен общностью ритмических циклов, таких как дыхание, ритм и биение сердца, работы мозга и др., которые взаимодействуют между собой.
Корректность воплощения схожих действий оказывает влияние на здоровье каждого организма, которое, вследствие чего оказывается в прямой зависимости от согласованности этой работы. По суждению Н.И. Жинкина, речевой ритм является чередованиями ударных и безударных слогов, и в свою очередь осуществляет значительную роль в организации двигательно-моторных стереотипов речи.