Курсовая с практикой на тему Речевая характеристика персонажа в произведении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Речь как средство характеристики
литературного героя. 6
1.2 О речевом портрете литературного
героя. 8
ГЛАВА II.
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПЬЕСЕ «ДЕТИ СОЛНЦА». 12
2.1 Особенности раскрытия образа с
помощью речи. 12
2.2 Речевой портрет Антоновны в пьесе
«Дети Солнца». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
Введение:
Исследование речи героев художественного
произведения как главного конструктивного компонента образа персонажа в своей
характеристической функции имеет в современной филологической науке различные
векторы анализа. Литературоведение изучает речевые характеристики персонажей
как один из аспектов творения художественного образа. В лингвистике предметом
изучения на материале устной речи человека и текстов художественных
произведений становятся общие, типологические и специфические особенности
общения, тонкости речевого этикета, выявляется специфика речи различных
социальных групп и т.д. Через речевую характеристику персонажа есть
возможность показать изменения в характере и образе жизни героя, раскрыть его
эмоциональное состояние, то есть она становится важным средством типизации и
индивидуализации персонажа.
Во многих трудах исследователей языковой
портрет рассматривается в контексте изучения языковой личности, объединяющей
физические, психологические и социальные черты человека, и очерчивается как
совокупность изобразительно-выразительных средств.
Несмотря на обилие работ, посвященных изучению
особенностей характеристики главного героя, его речевые национально-культурной
специфики лингвокультурных концептов, лингвокультурные типажи рассмотрены в
лингвокультурологии недостаточно. Этим обосновывается актуальность
рассматриваемой темы о коммуникативном типаже льстеца в данной работе.
В последние десятилетия многие языковеды уделяли
внимание проблемам, связанным с речевой характеристикой персонажа в
литературном произведении (Г.И. Богин, И.Л. Вайсгербер, В.В. Виноградов, Ф.В.
Гумбольдт, Ю.М. Караулов, А.А. Леонтьев). Несмотря на наличие большого числа
работ об особенностях речевой характеристики персонажа, проблемы лингвокультурологической
характеристики персонажей художественных произведений на
вербально-семантическом уровне изучены недостаточно. Этим объясняется
актуальность рассмотрения данной темы.
Цель нашей работы изучить особенности
речевой характеристики персонажа в художественном произведении. Данная цель
предполагает решение следующих задач:
1)определить
значимость речевой характеристики для создания художественного образа;
2) выявить и систематизировать языковые
средства создания персонажа;
3) охарактеризовать пьесу М. Горького
«Дети Солнца»;
4. изучить индивидуальные речевые
особенности Антоновны в пьесе.
Объект исследования – особенности
речевой характеристики для создания персонажа в художественном тексте
Предмет исследования —
речевая характеристика Антоновны в пьесе М. Горького «Дети Солнца».
Для
решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:
1. метод компонентного анализа;
2. лексикографический анализ;
3. сравнительно-сопоставительный анализ;
Материалом исследования послужил всемирно
известная пьеса М. Горького «Дети Солнца». Выбор именно этого произведения для
анализа вызван тем, что в современной литературной критике отмечается тенденция
к изучению творческого наследия Максима Горького в контексте актуальности и
оживление интереса ученых и читателей к этому роману, который выдан тысячными
тиражами в электронном варианте.
Практическая
значимость обусловлена тем, что результаты работа может быть использована при
дальнейшем изучении творчества Максима Горького на уроках, семинарах и
спецкурсах по русской литературе.
По
структуре данная работа состоит из введения, двух глав, ряда параграфов,
выводов, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность
исследования, формулируются его цель, задачи, определяются объект и предмет
выполняемой работы.
В первой главе излагается теоретический
аспект о речевой характеристике персонажа в художественной литературе.
Во второй главе проводится анализ
индивидуально-стилистических особенностей писателя на материале его известной
пьесы «Дети Солнца».
В заключении изложены результаты
проведенного анализа.
Заключение:
М. Горький пишет «Детей
солнца» в Петропавловской крепости в 1905 году во время ареста за участие в
протестах против событий «кровавого воскресенья». М. Горький
написал пьесу в качестве предупреждения русскому народу о том, чтобы обратить
внимание на окружающий мир и грядущие перемены, поскольку Россия продолжает
идти по пути революции.
«Дети Солнца»
передает стремление простого народа к переменам. Протасов, химик, чье предвидение роли науки в будущем, особенно его
любимой химии — совершенно верно. Его сестра Лиза, чей рассказ о состоянии мира
поставил ее в тупик, но в очередной раз ее предвидение и проницательность
поразительно точны. И Елена, его жена, которая знает, что что-то не так,
которая чувствует необходимость действий и может быть воплощением
революционного духа. Их друзья, знакомые, потенциальные любовники и буржуазный
крестьянский класс, все отчаянно нуждаются в каком-то новом мировом порядке или
просто в какой-то личной идентичности, помимо приторной рутины истории. Все эти
люди, полностью сформированные как личности, сталкиваются друг с другом. И
никто из них не знает точно, как собрать всю картину воедино, но у всех есть одно
стремление, стремление к перемене.
Из всего этого М. Горький создал великую
драму. Люди гораздо интереснее и изменчивее, когда они знают, что хотят
чего-то, но не знают, чего именно. Эта невероятная изменчивость и отчаянный
поиск разрушают типичную обстановку и придают пьесе самые современные
резонансы.
Дети Солнца’ — это термин, который
относится к привилегированной интеллектуальной элите России, олицетворяемой
такими персонажами, как Павел, Елена, Лиза и Вагин.
«Дети Солнца» также является метафорой для
главных героев пьесы, работающих в направлении светлого будущего, Протасов
рассматривает химию и научные исследования как инструменты для достижения социальных
изменений. Фима также «дитя солнца», поскольку она желает для себя лучшей
жизни, чем жизнь служанки.
Существенной чертой драматургии Горького
является и использование лейтмотивов. В ранних произведениях особенно остро
ставилась роль человека. Это проблема прослеживается и в «Детях солнца». Так
что у нее, как и в других произведениях, лейтмотивом проходит слово человека»,
слово «прослеживается в репликах разных персонажей. Оно возникает в речи
Протасова, который пытается образумить Егора: «Человек человека не может бить».
Горький тщательно создал своих персонажей
в пьесе «Дети Солнца», где каждый представляет разные аспекты дореволюционного
российского общества.
Страсть Павла – Протасова к научным
изменениям представляет прогресс для российского общества. Его сложный характер
также отражает поиск истины и важность работы над достижением цели – «солнца»,
которое подобно революционерам того времени, стремящимся к лучшему обществу.
Вагин представляет членов российского
общества, которые эгоистичны и озабочены только своими собственными интересами,
мыслями и идеями, которые сдерживают прогресс.
Лиза олицетворяет тоску по поводу
состояния мира и страх, который испытывают россияне в связи с быстрыми
изменениями, происходящими в их обществе.
Елена – Елена олицетворяет революционный
дух и страсть к действию. Она готова оспорить свой привилегированный статус на
благо России и ее народа.
Няня Антоновна представляет «старую»
традиционную Россию и тонко сопротивляется изменениям. Ее самая пронзительная
реплика-это когда она призывает Елену и Меланию «отойти подальше от солнца» [стр.
51].
Фима представляет собой разрушение русской
классовой структуры.
Назар, будучи кулаком, представляет собой
одно из изменений,
которое
уже произошли в российском обществе.
Мелания-это напоминание как о решимости,
так и о любви. Она готова на все, чтобы завоевать любовь Протасова.
Борис-единственный формально образованный
персонаж в пьесе и, следовательно, представляет важность интеллекта в
революционном обществе
Итак, проанализировав текст пьесы «Дети
солнца», можно сделать вывод, что ей свойственны черты драматургии Горького в
целом: афористичность, слова-лейтмотивы, меткость образов в метафорах,
особенности пунктуации.
«Дети Солнца» — это термин, который
продолжает использоваться сегодня в песнях, телевизионных шоу и художественных
произведениях. Эта фраза обычно используется при описании молодежи, стремящейся
к лучшему будущему или большей цели в жизни, где «солнце» представляет желаемый
результат.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 1.1 Речь как средство
характеристики литературного героя
Исследование языковой личности автора с
помощью обращения к персонажам получает распространение в филологической среде.
Прямая речь персонажа изучается как способ выражения образа автора.
Создание речевого портрета возможно по
отношению к любой сфере общения. Существует много исследований, посвященных
языковой личности современного политического деятеля. Кроме того, существует
понятие национального речевого портрета, подразумевающего определение
особенностей, присущих национальной языковой личности.
Волгоградский лингвист В.И. Карасик
считает, что язык выступает как «средство концентрированного осмысления
человеческого опыта, который закодирован во всем богатстве значений слов,
фразеологических единиц, общеизвестных текстов, формульных этикетных ситуаций»
[8, с.106].
В начале двадцать первого века повысился
интерес учёных к языковой личности, ведутся обобщающие исследования типов
языковых личностей, оказывающих доминирующее влияние на развитие
лингвокультуры, и их коммуникативного поведения.
Разработка теории языковой личности в
отечественной лингвистике связана с именем Ю.Н. Караулова, обратившего внимание
научного сообщества на феномен личности человека в языке и обосновавшего
исследовательскую программу изучения семантических и прагматических
характеристик языковой личности с учетом индивидуальных особенностей человека
говорящего [9, с.63-65].
Вследствие антропоцентрической
направленности исследований в современном языкознании лозунг, восходящий к
идеям Ф. де Соссюра «За каждым текстом стоит система языка» трансформировался в
исследовательскую установку «За каждым текстом стоит языковая личность». Под
языковой личностью Ю.Н. Караулов понимает совокупность способностей и
характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых
произведений (текстов), которые различаются следующими признаками: а) степенью
структурно-языковой сложности,
б) глубиной и точностью отражения
действительности,
в) определенной целевой направленностью.
Ю.Н. Караулов синтезирует в этом
определении способности человека и особенности порождаемых им текстов. Уточняя
понятийное поле языковой личности, учёный представляет его в виде трехчастной
структуры [9]:
1) языковая личность как ниша в предмете
(лингвистики), как субъект, осмысливший мир и отразивший его в своей речи;
2) языковая личность как личность,
обладающая определенными особенностями, отличающими ее от других личностей,
например, языковая личность специалиста-филолога, персонаж (художественного
произведения), конкретно-историческая личность;
3) языковая личность как научная парадигма
«человек и язык», охватывающая языковую картину мира, знание о мире и о языке,
национальную культуру, языковое сознание.
В.В. Красных выделяет «личность,
проявляющую себя в речевой деятельности, обладающую определенной совокупностью
знаний и представлений», учёный выделяет речевую личность – языковую личность,
рассматриваемую в парадигме реального общения, т.е. личность, реализующую себя
в коммуникации и осуществляющую ту или иную стратегию и тактику общения [11, с.
17- 21]. При этом языковую личность можно рассматривать одновременно как
индивидуализированный, так и общественно-типизируемый феномен.
Описание речевых характеристик персонажа –
это лишь один из множества аспектов, характеризующих данного персонажа в
произведении, многомерный феномен в лингвокультуре. Индивидуальный речевой
портрет демонстрирует яркие особенности характера отдельного человека, а также отражает
определенные особенности группового речевого поведения. В настоящее время
модели описания речевого портрета опираются на изучение особенностей
функционирования в текстах, созданных языковой личностью, единиц разных уровней
языковой системы, в первую очередь, лексического и грамматического, а также на
изучение и описание особенностей речевого поведения.