Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Речь и ее влияние на формирование познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические предпосылки исследования влияния речи на формирование
познавательной сферы у детей дошкольного возраста в психологии. 6

1.1
Познавательные процессы и их характеристика. 6

1.2
Особенности развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте. 10

Выводы по
первой главе. 19

Глава 2.
Эмпирическое исследование роли речи в формировании познавательной сферы у детей
дошкольного возраста в психологии. 20

2.1.
Организация и методики исследования. 20

2.2. Анализ
результатов исследования. 25

2.3.
Рекомендации по развитию речи и формированию психических процессов у детей
старшего дошкольного возраста. 31

Выводы по
первой главе. 34

Заключение. 35

Список
использованной литературы.. 38

Приложение 1. 41

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования.
Познание – это всегда воплощение
индивидуальности, в которой прослеживаются признаки свободной личности,
способной быть самим собой, слышать свое «я» и уметь выразить и реализовать
заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя и для других.
Своевременное и адекватное поощрение активизирует личность, укрепляет ее веру в
собственные силы, придает ей новые импульсы для деятельности (А.Р. Абилитарова,
В.В. Афансьев, В.Б. Бондаревский, А.И. Савенков и др.).

Дошкольный возраст – это
период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение
чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами
восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного
внимания и смысловой памяти
(Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.).

Важной проблемой для
педагогической теории и практики является вопрос разнообразия учебного
процесса, активизации учебно-познавательной деятельности дошкольников, развития
и коррекции познавательных процессов, расширение сферы их интересов.
Современным детям доступны самые разнообразные источники информации, но часто
именно наличие готовой информации способствует развитию пассивности. Исчезает
стремление к поиску, познанию, творчеству, то есть деятельности. Поэтому все
большее значение приобретает ориентация обучения и воспитания на разностороннее
развитие дошкольников.

Сегодня перед дошкольным
образованием стоит задача – не просто дать дошкольникам определенные знания и
умения, но и воспитать такую личность, которая способна творчески мыслить,
ориентироваться в потоке разнообразной информации, свободно выражать свою
позицию, быть эмоционально и эстетически чувствительной.

Проблемой развития
психических процессов, формирования познавательного интереса к учебной
деятельности занимались такие отечественные ученые, как И.Д. Левитов, А.Н.
Леонтьев, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Познавательная активность
дошкольников ‒ это активность, которую дети проявляют в процессе познания, которая
проявляется в заинтересованном принятии информации, желании детей уточнить,
углубить собственные знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие
вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и
применять его на другом материале (
Л.В. Артемова, Н.Я. Михайленко,
И.С. Штепина и др.).

Особенности формирования
всех психических процессов у дошкольников неразрывно связаны с уровнем
сформированности у них речи. Речь, являясь одной из наиболее тонких и поздно
формирующихся психических функций, речь в высокой степени подвержена риску.

Ряд ученых отмечают, что
наличие аграмматизмов в речи старших дошкольников с речевыми нарушениями
значительно усложняет процесс общения с окружающими людьми, что негативно
отражается на формировании познавательной деятельности, а в дальнейшем и
тормозит процесс овладения устной и письменной речью (Л.С. Выготский, Г.Г.
Добров, А.С. Кубряков, Т.Н. Ушаков, С.Н. Цейтлин).

Подчеркивая высокую
значимость целенаправленного обучения для психического развития дошкольников,
авторы
отмечают
и
ряд
«белых пятен» в изучении проблемы, в частности,
недостаточную
разработанность методов по
активизации развития познавательных
процессов
у детей дошкольного возраста.

Проблема исследования:
выявить какую роль играет речь в формировании познавательной сферы детей
дошкольного возраста.

Объект исследования
– познавательная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования
– роль речи в формировании познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель работы
– выявить роль речи в формировании познавательной сферы у детей дошкольного
возраста.

Задачи исследования:

1. Описать познавательные
процессы и дать их характеристику.

2. Рассмотреть особенности
развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте.

3. Провести эмпирическое
исследование роли речи в формировании познавательной сферы у детей дошкольного
возраста в психологии.

4. Провести анализ
полученных результатов исследования.

Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что у детей с речевыми нарушениями есть
отставание в формировании познавательной сферы.

Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика;
количественный и качественный анализ результатов диагностики.

Методики исследования:
1) для диагностики особенностей восприятия использовались: методика «Чего не
хватает на этих рисунках?» Р.С. Немова; методика диагностики объема восприятия
Р.С. Немова; 2) для диагностики особенностей внимания использовались: методика
«Проставь значки»; методика «Запомни и расставь точки».

Экспериментальная база
исследования
: ______________________.

Выборка исследования:
20 старших дошкольников 5-6 лет: экспериментальная группа – 10 дошкольников с
речевыми нарушениями; контрольная группа – 10 дошкольников с нормативным
речевым развитием

Структура курсовой работы обусловлена целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения и списка использованной литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Было организовано и
проведено исследование, цель которого состояла в определении роли речи в формировании
познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Выборку исследования
составили 20 старших дошкольников. Возраст испытуемых – 5-6 лет. Испытуемые
были поделены на следующие группы: экспериментальная группа – 10 дошкольников с
речевыми нарушениями; контрольная группа – 10 дошкольников с нормативным
речевым развитием.

Проведенная диагностика
развития у дошкольников внимания и восприятия позволила подтвердить гипотезу
данного исследования: у детей с речевыми нарушениями есть отставание в
формировании познавательной сферы.

Заключение

 

В результате написания
данной работы и проведения исследования была достигнута цель – выявлена роль
речи в формировании познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:

1. Описаны познавательные
процессы и дана их характеристику. анализ литературы по теме данного
исследования показал, что познавательный процесс – это психический процесс, с
помощью которого человек познает мир познавательный процесс. Реализуется в
познавательной деятельности. Среди психических процессов выделяются ощущение,
восприятие, мышление, внимание, воображение.

2. Рассмотрены особенности
развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Дошкольный
возраст является периодом, в течение которого происходит интенсивное обогащение
и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими
формами восприятия и мышления, активное развитие воображения, формирование
произвольного внимания и смысловой памяти.

Относительно речевого развития отметим, что в
развитии речи к концу дошкольного возраста обогащается словарный запас;
совершенствуется грамматический строй речи; осуществляется переход от
ситуативной к контекстной формы речи, понятной вне ситуации; резко возрастает
регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических
действий; формируется внутренняя речь. В речевом развитии детей значительная
роль отводится взрослым, которые должны разговаривать грамотно, четко,
объяснять новые, непонятные для ребенка понятия, его речь должна быть
правильной, эмоциональной. Он должен побуждать ребенка к разговорам, рассказам
по рисунку, реальным ситуациям и пр. Все это не только развивает речь, но и
познавательную сферу дошкольников.

3. Проведено эмпирическое
исследование роли речи в формировании познавательной сферы у детей дошкольного
возраста в психологии. Его цель состояла в определении роли речи в формировании
познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Выборку исследования
составили 20 старших дошкольников. Возраст испытуемых – 5-6 лет. Испытуемые
были поделены на следующие группы: экспериментальная группа – 10 дошкольников с
речевыми нарушениями; контрольная группа – 10 дошкольников с нормативным
речевым развитием.

Для достижения цели
исследования использовались следующие диагностические методики: 1) для
диагностики особенностей восприятия использовались: методика «Чего не хватает
на этих рисунках?» Р.С. Немова; методика диагностики объема восприятия Р.С.
Немова; 2) для диагностики особенностей внимания использовались: методика
«Проставь значки»; методика «Запомни и расставь точки».

4. Проведен анализ
полученных результатов исследования. По результатам методики «Чего не хватает
на этих рисунках?» Р.С. Немова было установлено были выделены следующие группы
детей: дети с очень высоким уровнем развития восприятия – 10% детей (1 чел.)
КГ, которые меньшее, чем за 25 секунд справились с заданием, при этом называли
все 7 предметов, которых не доставало на картинках; дети с высоким уровнем
развития восприятия ‒ 20% детей (2 чел.) КГ, которые на поиск всех недостающих
предметов потратили 26-30 секунд; 50% детей (5 дошкольников) ЭГ и 40% детей (4
чел.) КГ показали средний уровень развития восприятия; из них 7 детей на поиск
всех недостающих предметов потратили 31-35 секунд, 6 дошкольников на поиск всех
недостающих предметов потратили 36-40 секунд; 30% детей (3 чел.) ЭГ и 20% детей
(2 чел.) КГ свойственен низкий уровень восприятия, которые на поиск всех
недостающих предметов потратили 41-45 секунд; 20% детей (2 чел.) ЭГ и 10% детей
(1 чел.) КГ – старшие дошкольники с очень низким уровнем восприятия, которые на
поиск всех недостающих предметов потратили больше 45 секунд.

Исследование объема
восприятия показало, что 50% детей (5 чел.) ЭГ и 70% детей (7 чел.) КГ
свойственен нормальный объем восприятия; 50% детей (5 чел.) ЭГ и 30% детей (3
чел.) КГ – недостаточный объем восприятия.

Был сделан вывод, что у
детей, имеющих речевые нарушения, уровень развития восприятия и его объем
находятся на гораздо более низком уровне, чем у детей с нормативным речевым
развитием.

Исследование внимания у
дошкольников экспериментальной и контрольной групп показало, что: 10% детей (1
чел.) КГ свойственен наивысший уровень развития внимания, они правильно
отмечали 16 точек; очень высокий уровень выявлен у 10% детей (1 чел.) КГ,
правильно отметивших 15 точек; высокий уровень – 20% детей (2 чел.) КГ, которые
правильно отмечали 13 точек; уровень внимания выше среднего – у 10% детей (1
чел.) ЭГ и 10% детей (1 чел.) КГ, которые правильно отмечали 12 точек; средний
уровень – 30% детей (3 чел.) ЭГ и 10% детей (1 чел.) КГ, которые правильно
отмечали 0-11 точек; уровень внимания ниже среднего – 20% детей (2 чел.) ЭГ и
10% детей (1 чел.) КГ, которые правильно отмечали 6 точек; низкий уровень – 20%
детей (2 чел.) ЭГ и 10% детей (1 чел.) КГ, которые правильно отмечали 4 точки;
очень низкий уровень показали 20% детей (2 чел.) ЭГ и 10% детей (1 чел.) КГ,
которые правильно отмечали лишь 3 точки.

Итак, результаты
диагностики внимания и восприятия у детей с речевыми нарушениями и с
нормативным речевым развитием подтвердили наше предположение, что у детей
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, принимавших участие в
исследовании, уровень развития внимания и восприятия гораздо ниже, чем у детей
с нормативным речевым развитием. Итак, гипотеза исследования подтверждена.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические предпосылки исследования влияния речи на формирование
познавательной сферы у детей дошкольного возраста в психологии

1.1 Познавательные
процессы и их характеристика

 

Психические процессы –
различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя
в ней. Психические процессы разделяют на три основные группы:

а) познавательные
процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

б) эмоциональные –
эмоции, чувства;

в) волевые – свобода.

Познавательный
процесс – психический процесс, с помощью которого человек познает мир.
Реализуется познавательный процесс в познавательной деятельности
.

Ощущение ‒ психический
процесс, имеющий свою структуру, функции и механизмы. Для каждого из видов
ощущений существует специфический анализатор, который является целостным
аппаратом, состоящим из различных нейронных образований, выполняющих свою
специфическую функцию[1].

Первая функция –
обеспечение полноты отражения. Дифференциация и интеграция признаков, качеств,
свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно
воспринимать реальность.

Вторая функция –
сигнальная. Ощущения наиболее чувствительны к изменениям и появлению нового в
целостном объекте.



[1] Малинкина,
А.В. Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и
«обобщение» в процессе познавательной деятельности / А.В. Малинкина // Молодой
ученый. ‒ 2017. ‒ №51. ‒ С. 291-293
; Сидоряка, Н.Н. Характеристика
интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста // Вопросы
дошкольной педагогики. ‒ 2017. ‒ №2. ‒ С. 125-127; Скалина, О.В. Теоретические
подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного
возраста / О.В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. ‒ 2017. ‒ №2. ‒ С.
51-54.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы