Фольклор Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Рецепция славянской мифологии и фольклора в современной русской литературе: Дарья Бобылева «Вьюрки», Мария Семенова «Валькирия»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 4
1.1. Понятие мифа образы славянской мифологии 4
1.2. Фольклорные основы фэнтези 13
Глава 2. Анализ произведений Дарьи Бобылевой «Вьюрки», Марии Семеновой «Валькирия» в аспекте рецепции славянской мифологии и фольклора 18
2.1. Анализ произведения Дарьи Бобылевой «Вьюрки» в аспекте рецепции славянской мифологии и фольклора 18
2.2. Анализ произведения Марии Семеновой «Валькирия» в аспекте рецепции славянской мифологии и фольклора 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

 

  

Введение:

 

Фэнтези рождается на Западе в первой половине ХХ в., в период, который принято называть модернизмом в широком значении этого слова, понимая под ним новый тип общественного сознания. Это период поиска иного, отличного от технократического, ракурса понимания реальности, отразившегося в произведениях Дж. Джойса, Г. Гессе, Д.Г. Лоуренса, Б. Брехта и др. Сопоставив даты, мы обнаружим, что Дж.Р.Р. Толкин всего на 10 лет младше Джойса, на 9 — Кафки, на 7 — Лоуренса. К.С. Льюис — ровесник Б. Брехта, Ф.С. Фицджеральда и Э. Хемингуэя. Р.И. Говард на год младше Сартра, а М. Пик на два года старше Камю.
В связи с поиском нового жизнепонимания обостряется интерес к мифу. Отношение к мифу и становится реперной точкой разделения литературы и фэнтези. Литература разрабатывает жанр романа-мифа (Джойс, Лоуренс, Манн и др.), воссоздающего авторскую концепцию бытия. А фэнтези напрямую апеллирует к мифологическому сознанию, отражая его в мифологемах бессознательного и — покоряет мир.
В России возникновение оригинальной литературы фэнтези (Н. Перумов, А. Мазин, С. Лукьяненко, М. Семенова) относится к началу 1990-х годов, что также совпадает с глобальным пересмотром отношения к миру и поиску своего места в нем. Начав с разработки кельтской мифологии и ее средневековых проекций, что обусловлено западными влияниями, русское фэнтези обращается далее к мифам эндемичным: славянским и скандинавским.
Всякая мифология является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
Очеловечивание тотемов начинается с усилением значения общественных сил (т. е. действий людей) в жизни народа.
Объект исследования: анализ произведений Дарьи Бобылевой «Вьюрки», Марии Семеновой «Валькирия».
Предмет исследования: анализ рецепции славянской мифологии и фольклора в современной русской литературе: Дарья Бобылева «Вьюрки», Мария Семенова «Валькирия».
Целью работы является анализ рецепции славянской мифологии и фольклора в современной русской литературе: Дарья Бобылева «Вьюрки», Мария Семенова «Валькирия».
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие мифа образы славянской мифологии.
2. Выделить фольклорные основы фэнтези.
3. Провести анализ произведений Дарьи Бобылевой «Вьюрки», Марии Семеновой «Валькирия» в аспекте рецепции славянской мифологии и фольклора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В русской литературе конца ХХ в. фэнтези открывает новый цивилизационный виток. Сейчас часто можно услышать мнение, что современная культура стремится к первобытности.
В соответствии со значимостью мифологические существа подразделялись на 3 ступени:
1. Высшая. Эту нишу занимали боги, которые представляли для народа чрезвычайную важность и были задействованы в самых известных легендах и сказаниях. К ним относились Сварог, Перун, Стрибог и Даждьбог.
2. Средняя. На этой ступени располагались боги, поклонения которым проводились во время сбора урожая, хозяйственных работ, а также в периоды перемен сезонов. Сюда входили Род, Чур, а также большинство женских божеств.
3. Низшая. Здесь размещались мифологические существа, которые меньше всего своим обликом походили на человека – русалки, кикиморы, домовые, вампиры, лешие .
Каждое обращение к богам имело форму языческого ритуала. Это действие производилось для того, чтобы божества были благосклонны к народу, исполняли его просьбы и защищали от злых духов. Все славянские боги покровительствовали определенной культуре, искусству, сезонности, имели свою символику и значение.
В искусстве усиливается образный, визуальный аспект (арт-журналистика, арт-критика и др.). Становятся востребованы чтения текста со сцены, разного рода публичные акции, открытость, массовость. А. Снегирев:
«Мне кажется, что мы сегодня живем в эпоху возвращения к первобытному. Чтения вслух, которыми я активно занимаюсь, — это очень первобытная вещь: фактически ты стоишь на площади, на рыночной, кстати, площади, и пытаешься привлечь внимание неким повествованием».
Литература фэнтези, возвращая нас к началу цивилизационного витка, открывая дорогу формированию новой мифологии, сегодня отходит на задний план, выполнив, вероятно, свою историческую роль, и уступает место молодой русской литературе. Фэнтези сформулировала три основные задачи, решать которые станет эта литература:
1) узнать имя вещей, открывающее их сущность, и обрести подлинный язык (в параллель к библейской функции Адама давать имена). На знании подлинного языка основано владение магией в большинстве произведений фэнтези (У. Ле Гуин, С. Лукьяненко «Недотепа» и др.);
2) увидеть и принять внутреннюю логичность и одухотворенность мироздания;
3) понять ответственность человека за свою жизнь и мир в целом, восстановив его в правах «героя».

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования

1.1. Понятие мифа образы славянской мифологии

Понятие «славянская мифология» объединяет целый пласт духовной культуры, которая связана с религией, мировоззрением и творчеством древних народов. Она формировалась в течение многих лет до принятия христианства.
Данный термин обозначает объединение верований язычников, пантеон божеств, картину мироздания и фольклор. Все это тесно связано с народной культурой и органично вплетается в повседневную жизнь славян посредством обычаев, поверий и обрядов, связанных в основном с сельскохозяйственным циклом и его вехами .
После крещения Руси языческое наследие, большей частью, уходит в прошлое. При этом многое сохраняется, уходя на второй план либо, обретая новые формы и смыслы, сливаясь с христианскими образами и символами.
Прежде чем рассматривать различные теории мифа, нужно уяснить этимологическое значение данного слова.
Слово «миф» — греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько слов с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа .
В связи с этим вопросом приведём цитату из работы известного отечественного филолога-классика А.А. Тахо-Годи, в которой чётко обозначены специфические черты мифа.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы