Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Ребенок и компьютер: возможности и ограничения для психического развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Влияние компьютера на интеллектуально-психологическое развитие детей 9-12 лет 6
1.1. Возрастные особенности развития детей периода «конец детства» 6
1.2. Особенности развития мышления в период «конец детства» 11
1.3. Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей 18
Глава 2. Изучение влияния компьютерных игр на развитие интеллекта детей 9-12 лет 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Оценка результатов исследования 28
Заключение 36
Список литературы 38

 

  

Введение:

 

Занятия за компьютером в относительно короткие сроки стали неотъемлемой частью жизни подростков. Они изменили распределение профессий среди подростков, вытеснив такие методы проведения свободного времени, как занятия спортом, общение, чтение книг и просмотр телевизора, а также домашние задания, и время, проведенное подростками на компьютерных классах, сопоставимо с другими занятиями в свободное время. [10, 11].
Наряду с повсеместным распространением компьютеров и растущей популярностью различных компьютерных классов в подростковой среде появились исследования по проблеме повседневного использования компьютеров подростками [12].
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходит активное внедрение компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности, в том числе в сфере обучения и воспитания. Персональные компьютеры (ПК) используются не только в средних и старших классах, но и в младших классах, на курсах по информатике с компьютерной поддержкой для преподавания других предметов, а также во внеклассных и развлекательных мероприятиях. Использование компьютеров в этом случае имеет, как правило, развивающееся направление. Известны различные методики и образовательные программы, направленные на развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Информация о содержании уроков подростков за компьютером довольно разнообразна. Это связано с появлением новых приложений: если в 1990-х годах подростки использовали компьютер в основном для игр и развлечений, то с появлением социальных сетей ситуация радикально изменилась. Есть информация, что подростки буквально «захватывали» социальные сети [12], и сегодня подростки больше всего общаются через компьютер [10, 11]. Также популярны игры, веб-серфинг, прослушивание музыки, просмотр видео и загрузка программ. Кроме того, подростки используют компьютер для выполнения домашних заданий [7].
Важными показателями развития благосостояния в подростковом возрасте являются успеваемость в школе, уровень просоциального и проблемного поведения, психическое здоровье, отношение к психоактивным веществам и чувство собственного достоинства [9]. Процветающее развитие негативно связано со злоупотреблением компьютерами, в то время как данные о связях с повседневным использованием неоднородны и часто противоречивы [2].
Данные о том, как занятия подростков за компьютером связаны с качеством взаимоотношений с семьей и сверстниками, депрессией, одиночеством и самооценкой, противоречивы [7]. Американские исследователи предположили, что это может быть связано с различиями в содержании классов подростков на компьютере [8, 12], но сегодня только несколько систематических исследований спектра классов подростков на компьютере и их связей с благополучным развитием, при чем все разработки проводились и опубликованы в западных странах [6, 12].
Целью исследования было изучение структуры использования компьютера подростками и их взаимосвязей с успешным развитием.
Исходя из поставленной цели, мы определили в исследовании следующие задачи:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме мышления.
2. Рассмотреть основные формы мышления.
3. Рассмотреть особенности интеллектуального развития в подростковом возрасте.
4. Провести анализ научной литературы по проблеме влияния компьютера на интеллект подростков.
5. Опытным путем определить, как использование компьютера влияет на интеллект подростков.
Объект исследования — развитие мышления.
В качестве предмета исследования было выбрано влияние компьютерных игр на развитие интеллекта подростков.
Методологической основой исследования являются труды ученых по данному вопросу, теория личностно-активных, системных подходов к изучению социально-психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных допущений нами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение и метод математической статистики.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы психологами и студентами при изучении влияния компьютерных технологий на интеллектуальное и психологическое развитие подростков.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, использование компьютера в дошкольном образовании возможно и необходимо; это помогает повысить интерес к обучению, его эффективности и всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающие занятия, формируют культурно значимые навыки и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность в получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует полному развитию ребенка.
Игра — это познавательная деятельность, это своеобразная практическая форма мышления ребенка о природе вокруг него и социальной реальности. Благодаря особенностям игровых средств отображения реальности, ребенок в игре впервые включается в абстрактное мышление.
Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.
Какая польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?
Компьютерные технологии спасают и учителя, и ребенка от тяжелой рутинной работы.
Подобрать материал разной степени сложности не составляет труда и не занимает много времени. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в настоящее время соответствует его возможностям и целям обучения.
С помощью простых действий во время занятий на компьютере вы можете изменить меру сложности, характер задания, адекватный возможностям самого «трудного» ребенка.
Сделать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, которые трудно обнаружить в традиционном образовании. Показать, как превратить выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
Сформировать у ребенка процесс постижения собственных навыков произношения.
Сложное программное обеспечение чрезвычайно просто в использовании.
Многие методы, которые успешно использовались ранее, теперь положены в компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность взглянуть на его работу с новой точки зрения, переосмыслить методологические приемы, обогатить знания и навыки, которыми он владеет.
Занятия на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешной тренировки.
Компьютерные технологии обеспечивают развлекательную для ребенка форму экспериментов, моделирования, сравнения классификации.
У детей появляется возможность овладеть моделями общения с вымышленными персонажами компьютерной программы, что является основой для развития межличностного общения.
Ребенок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденное, ищет способы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
У ребенка повышается мотивация в сложной для него работе по произношению. С самого начала он учится оценивать свои достижения в речи, сравнивать свое произношение со стандартом.
Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только благодаря игровой стратегии, на которой основана программа, но и потому, что ребенок получает одобрение и похвалу не только от взрослых, но и от компьютера.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Влияние компьютера на интеллектуально-психологическое развитие детей 9-12 лет
1.1. Возрастные особенности развития детей периода «конец детства»

Психологи называют возраст 9-12 лет «концом детства». Это связано не только с переходом в разряд подростков. Многое меняется, в том числе и мнение ребенка о себе. Он посещал школу в течение нескольких лет. За это время я стал намного опытнее, многому научился, многое стал понимать. Конечно, перед нами все еще ребенок, который любит игры, общение с друзьями, и его планы на будущее часто меняются.
Когда ребенку около 10 лет — это возраст относительно спокойного и даже физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких происходит достаточно равномерно и пропорционально. Мышцы сердца хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце довольно выносливо, мозг получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием для его работы. В крови увеличивается количество лейкоцитов, что повышает сопротивляемость организма болезням: возраст от 9 до 12 лет характеризуется самым низким процентом заболеваемости от рождения до совершеннолетия.
Наблюдается функциональное улучшение мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры; вторая система сигнализации заметно развивается, но первая система сигнализации все еще сохраняет свое относительное преобладание. Соотношение процессов возбуждения и торможения постепенно меняется: процесс торможения становится все более мощным, хотя процесс возбуждения все еще преобладает, а дети 10 лет очень возбудимы и импульсивны. У них острая потребность в движениях, которые, по возможности, должны быть удовлетворены — чтобы позволить бегать и резвиться в перерыве, гулять после уроков [5].
Характерной чертой детей этого возрастного периода является ярко выраженное эмоциональное восприятие. Прежде всего дети воспринимают те предметы, которые вызывают прямой эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Визуальное, яркое, живое воспринимается лучше, четче.
В связи с возрастным относительным преобладанием активности первой сигнальной системы зрительная память более развита, чем словесная логика. Дети быстро запоминают и сохраняют более конкретную информацию, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше всего запомнить все яркое, вызывающие эмоциональный отклик.
Младших школьников, как правило, отличают бодрость и жизнерадостность. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В некоторых случаях у детей негативное поведение, например, капризность, упрямство. Обычная причина для них — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования были удовлетворены, он ни в чем не видел отказа.
Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против жестких требований, предъявляемых к нему школой, против необходимости жертвовать тем, что человек хочет, во имя того, что ему нужно.
Иногда дети демонстрируют обман, причиной которого может быть яркое воображение ребенка или желание скрыть его плохой поступок из-за страха наказания. Поскольку в ранние школьные годы характер еще формируется, важно предотвратить превращение этих часто временных, случайных психических состояний в черты характера. Дети очень эмоциональны. Эмоциональность влияет, во-первых, на то, что их умственная деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что они наблюдают, что они думают, что они делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение [1].
Те или иные трудности младших подростков рано или поздно появляются у большинства детей.
Возраст 9-12 лет имеет свои особенности, способствующие проявлению этих проблем:
— во-первых, возрастает ценность интимного и личного общения, особенно со сверстниками; постепенно общение становится ведущей деятельностью детей;
— во-вторых, начинается бурное развитие рефлексии; анализ их поведения, сходства с окружающими и различия становятся привычным для ребенка; в связи с этим возникают определенные барьеры в общении, застенчивость (которая может проявляться как в жесткости, так и в демонстративности и грубости) заменяет прежнюю непосредственность поведения;
— в-третьих, резкое противоречие между особой значимостью активности общения и новыми трудностями в ее реализации является основной причиной проблем [2].
На этапах онтогенеза 10 лет принадлежит к одному из узловых рубежей парадигмы «Я и общество», что связано с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих отношений, стремлением выразить себя, получить признание от других, чтобы занять соответствующее место в обществе.10-летние дети уже осознают общество как объективно существующую социальную организацию, где ее «я» действует наравне с другими.
Особенности мотивации 10-летнего ребенка отличаются своеобразным отношением к учебе и другим видам деятельности.
В 3 (4) классе, как и в первом, интересы обычно проявляются в самых легких предметах, но даже они недостаточно глубоки. Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, по-прежнему сохраняется тенденция к упрощению учебной работы. В то же время усиливается связь между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам академической работы. Есть побочные мотивы, которые позволяют утвердиться в других сферах деятельности. На фоне потребности в самоутверждении, удовлетворяемой в любой из этих областей, низкая успеваемость не является источником противоречивого опыта. С 9 до 12 лет число детей мотивирует свою учебную деятельность чувством долга, а число детей, которые заинтересованы и любят учиться, уменьшается [5].
Группа сверстников играет очень важную роль в детстве и подростковом возрасте, особенно для развития идентификаций и формирования отношений. Дети легче идентифицируют себя с другими детьми, чем со старшими.
С 9-10 лет неформальные, дружеские контакты начинают доминировать в отношениях между школьниками, формируясь на основе индивидуальных эмоциональных и ценностных предпочтений, независимо от мнения учителя о конкретном ученике. Поэтому дети с отрицательными чертами характера попадают в группу отвергнутых, даже если их считают примерными учениками. Неспособность установить позитивные отношения с другими детьми становится основным стрессогенным фактором и вызывает у ребенка негативное отношение к школе, ведет к снижению его успеваемости и провоцирует формирование у него различных патологических образований.
Проблемы, с которыми родители начинают сталкиваться, начиная с предподросткового периода развития своих детей:
— ребенок отказывается посещать школу;
— делает домашнее задание только под присмотром родителей;
— при самостоятельном выполнении домашнего задания оно может длиться часами;
— не хочет ничего делать дома;
— старается проводить время с парнями старше себя как можно чаще;
— постоянно обманывает, а когда раскрывается обман — особенно по этому поводу не переживает;
— ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытный;
— часто не слышит, что говорит, приходится повторять много раз;
— постоянно ссориться со своим братом (сестрой);
— стал хуже учиться, не расстраиваться из-за плохих оценок;
— не следит за своими вещами, бросает где попало;
— ничего не интересует, проводит много времени за телевизором (компьютером и т. д.).
Самооценка подростка зависит от понимания его родителями его заслуг. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждает, что он много значит для них и для него самого. Самоуважение растет благодаря собственным достижениям и успехам, похвалам взрослых.
Подростки с низкой самооценкой стесняются и чрезмерно уязвимы. Выяснилось, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию депрессии, формированию нездоровых привычек. Когда над подростком смеются, что-то обвиняют, когда другие люди имеют плохое мнение о нем, он глубоко страдает. Чем он более уязвим, тем выше уровень его тревоги.
В результате такие подростки смущены, они испытывают чувство смущения в обществе и делают все возможное, чтобы не смущаться.
Они не знают, как постоять за себя и не выражают свое мнение по вопросам, которые их волнуют. У таких подростков часто развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто чувствуют себя неловко и напряженно, это мешает им общаться с другими. Поскольку они хотят, чтобы их любили другие, ими легче управлять и оказывать на них влияние, они позволяют другим принимать решения за себя [5, 8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы