Курсовая с практикой на тему Реализм и романтизм в романе А.Фадеева Молодая гвардия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» в оценке критиков и литературоведов 5
1.1. Критики о романе «Молодая гвардия» 5
1.2. Осмысление романа «Молодая гвардия» в постперестроечный период 8
1.3. Изучение романа «Молодая гвардия» в XXI веке 10
ГЛАВА 2. Черты реализма в романе «Молодая гвардия» 12
2.1. Образ войны 12
2.2. Образ врага 15
2.3. Образы молодогвардейцев 20
ГЛАВА 3. Черты романтизма в романе «Молодая гвардия» 25
3.1. Образ войны 25
3.2. Образ врага 30
3.3. Образ молодогвардейцев 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Проблематика, содержание и антифашистский пафос романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» сегодня актуальны, как никогда. На Донбассе вновь рвутся снаряды, гибнут ни в чём не повинные люди, и народ вновь вынужден выбирать, с кем и как ему жить: под игом неофашистов или в родном русском мире. Ситуация «выбора», в которой оказалась молодёжь Краснодона в Великую Отечественную войну, повторяется в современности, поэтому представляется чрезвычайно важным заново осмыслить те уроки романа, которые имеют непреходящее значение.
Проблема личности и коллектива находится в центре внимания автора «Молодой гвардии». В романе также присутствует «критическая ситуация», в которой молодёжь, комсомольцы Краснодона должны выбрать, как жить в занятом немцами городе. Причём А.А. Фадеев решает эту проблему в ином ключе, нежели другие авторы.
Если автор «Непокорённых» Б. Горбатов предпочёл условно-обобщённый уровень изображения, не вдаваясь в психологическую разработку образов, то А.А. Фадеева интересует именно этот аспект — психологически углублённого ответа на вопрос: почему стала возможной эта организация молодёжи в острый, критический момент войны, момент разрушения и распада всего привычного уклада, всей прошлой мирной жизни? Как, почему, под воздействием каких факторов совершают подвиг молодогвардейцы — эти вопросы занимали А.А. Фадеева больше, нежели описание самих подвигов. Вся первая часть романа посвящена раскрытию социальных, политических, идейно-нравственных истоков героизма.
Цель данной работы – рассмотреть признаки реализма и романтизма в романе А.Фадеева «Молодая гвардия».
Объект исследования – текст романа.
Предмет исследования – признаки романтизма и реализма в романе.
Задачи работы:
— проанализировать изменение отношения к произведению критики и общества,
— выделить черты реализма в романе,
— показать признаки романтизма в романе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
В «Молодой гвардии» сочетаются картины эпического масштаба и психологически углубленное изображение морального облика советского человека. Но это не значит, что автор во всех случаях добился полного соответствия и взаимопроникновения обоих планов. Иной раз оказывается большое внимание к нравственным побуждениям персонажей, но не дается углубленного анализа их практической деятельности, многообразия социальных обстоятельств.
Воспевая молодогвардейцев, автор сумел окружить их светлым, оптимистическим ореолом. Бледнее изображены те силы, которые воспитывали и растили юных патриотов. Произошло известное «опережение возраста» — в первой редакции произведения некоторые молодогвардейцы выглядят значительно старше своих лет, у них гораздо больший политический и организационный опыт, чем его могли иметь пятнадцати — семнадцатилетние юноши и девушки. В уста Олега была вложена речь, которую он обращал к генералу Клеру, сама по себе совершенно верная, но по философской глубине свойственная скорее уж ученому, по крайней мере выпускнику гуманитарного вуза.
Автор «Молодой гвардии» напряженно размышлял о многогранном изображении — в их тонком единстве — общественной деятельности и нравственных стремлений советских людей. В новой редакции романа теснее связываются задачи романтического изображения идеала и пристального анализа действительности, критики всего, что мешает достижению идеала. Фадеевым снова ставится постоянно волновавший его вопрос о различии между старым гуманизмом и гуманизмом советским, и он подчеркивает, что главное в нашем гуманизме — показ человека прежде всего через деяние, общественную деятельность, участие в жизни трудового коллектива. Это общее требование Фадеев относил и к самому себе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» в оценке критиков и литературоведов
1.1. Критики о романе «Молодая гвардия»
В 1946 году Фадеев заметил, что на создание «Молодой гвардии» его вдохновили необыкновенная духовная цельность и моральная чистота, «которые могут быть свойственны только людям выросшим на почве честных и справедливых человеческих отношений, людям, облагороженным подлинно великой идеей».
Духовное богатство личности, воспитанной социализмом, писатель считал наивысшим достижением советского времени, источником и объектом художественного творчества. Сплав эпичности и документализма определяет романтическую тональность «Молодой гвардии», и это хорошо почувствовали читатели — и советские, и зарубежные. Ставя «Молодую гвардию» на экране и на сцене, С. Герасимов создал героическую хронику краснодонской эпопеи, Н. Охлопков — романтическую симфонию, ораторию во славу красоты и непобедимости человеческого духа. Спустя несколько лет постановку «Молодой гвардии» возобновил киевский ТЮЗ. Как писал тогда рецензент «Комсомольской правды», «спектакль получился приподнятым и взволнованным… Юные герои прикрывают тела погибших коммунистов красным полотнищем знамени и произносят над ними слова священной клятвы».
Эмоциональный настрой романа покорил и такого выдающегося художника современности, как И. Бехер. Он писал, что его «поражает, какой поэтической тонкости достиг писатель», с каким проникновением он передал душевный рост героев «Молодой гвардии». «Я не знаю,- утверждал И. Бехер,-другого романа, который более проникновенно и захватывающе выразил бы столь характерное для советского народа чувство человеческого единения, сознание ответственности советского гражданина за все общество, который сделал бы для нас живыми такое многообразие различнейших персонажей, зачастую антагонистически противоречивых».
Трагическая ситуация, правдиво воспроизведенная писателем,- еще одно опровержение вражеских измышлений о якобы обязательной для искусства социалистического реализма идилличности. Эти измышления опровергаются всем опытом советской литературы. Изображая любые ситуации жизни, она вовсе не игнорировала и трагические. «Тихий Дон» М. Шолохова завершается моральным крахом героя, «Оптимистическая траге- дия» Вс. Вишневского, как и фадеевский «Разгром»,- гибелью многих революционных бойцов. Поэмы М. Алигер «Зоя» и П. Антокольского «Сын» — трагедии в высоком смысле этого слова. И служат они той же задаче — раскрыть непоколебимую стойкость советского человека.
Упреки в основном сводились к тому, что в романе недостаточно показаны руководящие силы подпольной борьбы и поэтому ее картина получилась неполной, односторонней. В произведении, указывалось в редакционной статье газеты «Правда», не получила яркого отображения организующая и руководящая роль партии в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами.
Писатель,- отмечала «Правда»,- ставил перед собой задачу показать героизм комсомольцев, молодую гвардию Краснодона. Он внимательно, с увлечением, с подлинной страстью художника изучал материалы, он старался проникнуть в самую глубь молодежной подпольной организации и в души юношей и девушек, беседовал с немногими оставшимися в живых участниками организации «Молодая гвардия». Ему удалось воссоздать облик героев Краснодона. Но из романа выпало самое главное, что характеризует жизнь, рост, работу комсомола,- это руководящая, воспитательная роль партии, партийной организации… В романе Фадеева есть отдельные большевики-подпольщики,- нет большевистского подпольного «хозяйства», нет организации».
Просчеты писателя объяснялись, во-первых, тем, что в то время, когда Фадеев изучал материалы о деятельности организации «Молодая гвардия», еще не были известны все данные о тщательно законспирированной работе коммунистов, руководивших подпольной борьбой в Краснодоне. Выступая в феврале 1947 года с рассказом о своей работе над романом, писатель свидетельствовал: «Никого не осталось от краснодонского подполья, и было трудно узнать что-либо о нем…»
Во-вторых, сказалась эстетическая позиция Фадеева. В уже известном нам первом печатном выступлении о молодогвардейцах — статье «Бессмертие» — автор исходил из предположения что опытные работники, оставленные в Краснодоне для организации борьбы против немецких оккупантов, «были скоро выявлены врагом и погибли от его руки или вынуждены были скрыться. Вся тяжесть организации борьбы с врагом выпала на долю молодежи».
Сама по себе такая ситуация, разумеется, могла быть, и бывала в ряде конкретных случаев, и заслуживала изображения Но как при этом воспринимался читателями роман, от которого ждали художественного воссоздания многогранной картины Отечественной войны? Кое-кому казалось, что автора специально, исключительно привлекает возможность показать молодежь действующую в одиночку, независимо от старших. Крупный румынский писатель Захария Станку в высшей мере одобрительно оценил роман, однако ход подпольной борьбы понял следующим образом: «Лучшие сыны ушли на фронт, остались немногие. Почти во всех краях, захваченных немцами, инициативу взяли в свои руки подростки, мальчики и девочки 15-18 лет. Они предопределили стихийную форму сопротивления, отличную от борьбы партизанских отрядов, которые были упорядочены и оставлены на местах на случай отступления».
Позднее выяснилось: сведениями об «упорядоченности» подготовленности партизанской войны в Ворошиловградской области автор первой редакции «Молодой гвардии» еще не располагал. Художественная же тональность замысла требовала не столько скрупулезного анализа всех жизненных обстоятельств сколько романтических красок. Это в значительной мере объясняется, на наш взгляд, эволюцией взглядов Фадеева на роль и значение романтики.