Курсовая с практикой на тему Реализация принципов психолого-медико-педагогического сопровождения детей с овз в условиях межведомственного взаимодействия учреждений образования и культуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ_ 3
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО – МЕДИКО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ_ 5
1.1. Проблемы психолого-медико педагогического
сопровождения детей с ОВЗ 5
1.2 Организация инклюзивных практик в условиях
межведомственного взаимодействия_ 14
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМПК ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В Г. ТАГАНРОГЕ. 16
2.1. Диагностика и анализ эффективности межведомственного
взаимодействия. 16
2.2 Разработка методики по сопровождению
детей с ОВЗ в системе дополнительного образования учреждений культуры_ 19
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы_ 25
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ_ 41
Введение:
Актуальность темы. Современный
мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной
политике в целом. Это обусловлено переосмыслением в обществе отношения к детям
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детям-инвалидам,
признанием равенства их прав, осознанием обязанности обеспечить данной
категории детей возможность реализовать свои склонности и интересы в разных
областях жизни, включая образование. Эти изменения в общественном сознании
вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и
понятия, выработанные современной практикой. К ним относится «инклюзивное
образование».
Построение
инклюзивного образовательного пространства выступает актуальной для всех
регионов задачей. Инклюзивное образование в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» определяется как равнодоступное для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей. В общем смысле под инклюзивным образованием
понимают включение в учебно-воспитательный процесс не только детей с
ограниченными возможностями здоровья, но и одаренных детей, детей из семей
мигрантов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и имеющих другие
особые образовательные потребности.
Межведомственное
взаимодействие определяется чаще всего как комплекс мер по осуществлению
сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним организаций и учреждений
для достижения единых целей в рамках определенного направления деятельности.
Сущность
взаимодействия состоит во взаимовлиянии друг на друга, в обмене информацией и
действиями, выработке согласованных подходов к решению общих задач. В рамках
инклюзивного образования есть смысл говорить о социальном взаимодействии, то
есть о целенаправленных совместных действиях социальных субъектов,
осуществляемых в социально значимых целях. Социальное взаимодействие
рассматривается как определенный уровень реализации социальных связей и
отношений.
Объект исследования – психолого–медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Предмет исследования — ПМПК детей с ОВЗ в условиях межведомственного взаимодействия в
г. Таганроге.
Целью исследования в курсовой работе является выявление и описание основных аспектов
межведомственного взаимодействия в системе инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблемы психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ.
2. Рассмотреть организацию инклюзивных практик в условиях
межведомственного взаимодействия.
3. Провести диагностику и анализ эффективности межведомственного
взаимодействия.
4. Разработать
методики по сопровождению детей с ОВЗ в системе
дополнительного образования учреждений культуры.
5. Определить результаты опытно-экспериментальной работы.
Заключение:
Исходя
из выше изложенного, реализация концепции инклюзивного образования в
межведомственном взаимодействии будет способствовать:
· гуманизации общества за счет включения
и принятия как равноправных граждан лиц с ОВЗ на всех уровнях социального
взаимодействия; · обеспечению права детей с особыми
образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию,
независимо от состояния здоровья, места их проживания;
· совершенствованию нормативно-правовых
основ инклюзивной формы образования;
· обеспечению достаточного объема
финансирования для внедрения инклюзивной формы образования;
· изменению образовательной парадигмы, совершенствованию
учебного процесса путем учета современных достижений науки и практики;
· обеспечение максимального развития
потенциальных возможностей детей с ОВЗ на разных возрастных этапах в различных
образовательных системах;
· развитию системы психолого-педагогического,
медико-социального сопровождения всех участников процесса инклюзивного
образования;
· обеспечению архитектурной доступности
общеобразовательных учебных заведений разных типов, независимо от форм
собственности и подчинения, в соответствии с потребностями лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
· подготовке достаточного количества
квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного
обучения и созданию системы повышения их профессионального мастерства.
Концепция
является открытой и может быть уточнена в случае изменения законодательства в
сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Исследование
проводилось на базе инклюзивного центра развития и социальной адаптации для
детей с ОВЗ «Радуга» г. Таганрога.
Эмпирическое
исследование было организовано в 3 этапа.
Первый
этап – констатирующий эксперимент.
Форма
диагностического исследования была использована фронтальная и индивидуальная,
для получения объективных данных. При необходимости проводились индивидуальные
беседы и консультации.
Исследование
было направлено на определение уровня эмоционально-волевых и личностных
отклонений у младших школьников с ОВЗ. Были использованы следующие методы:
«Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, Шкала тревожности, адаптированная
Прихожан, разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» А.
Кондаша, «Методика изучения самооценки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Результаты
эмпирического исследования отражают преобладание низкого уровня самооценки,
высокого уровня академической тревоги, чувства собственного достоинства,
межличностного и общего, стремления учащихся защитить взрослых и родителей,
тяжесть тревоги и интроверсия, изоляция.
По
результатам констатирующего эксперимента были отобраны и проведены
корректирующие упражнения. В ходе программы коррекционного развития отмечалась
динамика проявления позитивных и негативных эмоционально-волевых и личностных
проявлений в поведении субъектов.
Результаты
повторных диагнозов показали динамику изменения уровня самооценки в
экспериментальной группе испытуемых, все виды тревожности (преобладание
среднего уровня), снижение изолированности, беспокойство и желание защититься у
взрослых.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО – МЕДИКО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.1. Проблемы
психолого-медико педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная
деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и
педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического
развития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение
нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в
соответствующем возрасте).
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация,
то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля,
осуществляющих процесс сопровождения. На наш взгляд, в условиях инклюзивной
практики психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным
динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность
специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для
успешного функционирования участников единого образовательного пространства.
Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему
сопровождения:
— обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителей,
— обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,
— педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников
инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ будут:
· систематическое отслеживание психолого-педагогического
статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
· создание социально-психологических и педагогических условий
для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения
успешности в обучении;
· оказание помощи в адаптации к новым условиям
жизнедеятельности;
· обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе
обучения;
· организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом
психических и физических возможностей обучающегося; в отношении обучающихся с
нормальным психофизическим развитием;
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со
сверстниками, учителями, родителями;
· психологическое обеспечение образовательных программ; в
отношении семей обучающихся;
· систематическая психологическая помощь родителям и
родственникам обучающихся;
· повышение уровня психолого-педагогической компетентности
родителей;
· повышение уровня реабилитационной компетентности родителей
обучающихся с ОВЗ;
· оказание помощи в осуществлении правильного выбора
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
· формирование психологической культуры; в отношении
педагогов, участвующих в инклюзивной практике;
· повышение профессиональной компетентности;
· формирование навыков командной работы;
· формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение
реализуется через следующие направления деятельности:
— диагностическое;
— профилактическое;
— консультативное;
— коррекционно-развивающее;
— поддерживающее;
— просветительское;
— образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного пространства являются:
— приоритет интересов сопровождаемого;
— непрерывность сопровождения;
— целенаправленность сопровождения;
— систематичность сопровождения;
— гибкость сопровождения;
— комплексный подход к сопровождению;
— преемственность сопровождения на разных уровнях
образования;
— принцип сетевого взаимодействия;
— рекомендательный характер советов специалистов
сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить
классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог,
учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное
использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в
условиях ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).
Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в
психолого- педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит
перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации
эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и
социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях многоуровневого
междисциплинарного взаимодействия. Эта задача может быть решена посредством
включения в образовательный процесс специалистов «помогающих профессий» в
службы или консилиумы. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум
(ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды
специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином
образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое
взаимодействие. Основной целью ПМПк является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя
из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. В
законодательном аспекте ПМПк образовательной организации действует на основе
соответствующего инструктивного письма Министерства образования и науки
Российской Федерации, в котором определена деятельность консилиума и
необходимая документация. ПМПк организуется на базе образовательной организации
и утверждается приказом руководителя, на которого, как правило, возлагается
общее руководство. ПМПк тесно взаимодействует с вышестоящими структурными
подразделениями, в том числе с психолого-медико-педагогической комиссией
(ПМПК). Традиционно в состав ПМПк входят заместитель руководителя
образовательной организации, педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог, врач (по согласованию с органами
здравоохранения). Деятельность консилиума представлена следующими
направлениями:
— педагогическое направление деятельности;
— психолого-педагогическое направление деятельности;
— медико-педагогическое направление деятельности;
— социально-педагогическое направление деятельности.
Педагогическое направление деятельности консилиума определяет
работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в
обучении и адаптации ребенка с ОВЗ. Помимо этого, данное направление находит
свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы. В
условиях психолого-педагогического направления деятельности консилиума осуществляется
коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по преодолению/коррекции
нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для
обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную
деятельность (профилактика дезадаптации).
Социально-педагогическое направление деятельности консилиума
способствует максимально эффективной социализации ребенка с ОВЗ, повышению и
развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со
сверстниками и развитию взаимодействия с семьей. Медико-педагогическое
направление деятельности консилиума обеспечивает сохранение и развитие здоровья
детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает
реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия. Реализация
разных направлений деятельности ПМПк призваны обеспечить равные образовательные
права (в соответствии с имеющимися возможностями) различных категорий детей с
ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Деятельность специалистов ПМПк образовательной
организации позволяет разработать основные направления комплексной работы по
психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ; определить содержание и
систему взаимодействия в команде.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с
проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка
образовательного процесса. Психологическая
поддержка образовательного процесса – это целостная система деятельности
специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности
деятельности участников образовательного процесса.
Отсутствие четких представлений о содержании деятельности, о
круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной,
востребованной в образовательном пространстве школы системы психолого-педагогической
работы.
Деятельность специалистов сопровождения может быть
реализована в двух направлениях.
Первое направление — профилактическое: предупреждение
трудностей в обучении и адаптации детей к школе.
Второе направление — актуальное: конкретная помощь
специалистов, в том числе коррекционная, в преодолении трудностей в обучении.
Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитием
обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом
сверстников.
Сопровождение может быть реализовано на разных уровнях: в
школьной среде (в учебной и внеучебной деятельности), вне школы (сетевое
взаимодействие).
Основные
этапы индивидуального сопровождения ребенка
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от
уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный
подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на
определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально
эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации.
Однако существует и более детализированный вариант разработки
стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяется всесторонней
диагностике, позволяющей получать данные о специфике, характере и динамике
психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его
здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален
для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные
проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в
общеобразовательную среду.
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка
выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического,
социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных
методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа,
анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической)
документации.
Социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
необходимо проводить по следующим направлениям:
● социально-педагогическая работа с учащимися;
● социальная помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ;
● работа со специалистами сопровождения и педагогами;
● сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных
отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная
работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие
социально-педагогической компетентности обучающихся, администрации Школы,
педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся),
социально-диспетчерская деятельность.
Работа социального педагога в рамках Программы комплексного сопровождения
детей-инвалидов и детей с ОВЗ включает: посещение семей с целью изучения
условий воспитания и проживания детей; контроль исполнения родительских
обязанностей; консультации родителей (законных представителей) и детей по
правовым вопросам; социальная поддержка семей; проведение мероприятий по
адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек,
отклонений социального поведения; вовлечение в различные кружки и спортивные
секции, в ученическое самоуправление класса; привлечение к
общественно-полезному труду и волонтерству, организация занятости в
каникулярное время.