Курсовая с практикой на тему Реализация принципа наглядности на уроках информатики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 5
1.1 Понятие и классификация наглядных пособий. 5
1.2 Особенности применения наглядности на уроках информатики. 10
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ. 15
2.1 Методика применения
наглядных средств на уроках информатики. 15
2.2 Разработка наглядных
пособий для уроков информатики. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ. 28
Введение:
В
процессе обучения школьникам необходимо предоставить возможность постоянной
практической деятельности, и именно через это вести детей к знаниям. При
отсутствии работы с реальными предметами, процессами, в ходе обучения применяются
наглядные средства: картины, модели, рисунки, аудиофайлы, видеофильмы,
мультимедиа оборудование и многое другое. Однако и здесь необходимо соблюдение
определенных правил, ведь чрезмерное использование наглядности рассеивает
внимание школьников, мешая воспринимать главное на уроке.
Знаменитый
русский педагог К.Д. Ушинский отмечал «чем большее количество органов чувств,
принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно
закрепляется в нашей памяти» [15]. И он был прав. Всем известно, что органами
чувств каждый человек воспринимает все явления, процессы, объекты, окружающие
его. Без сомнения уроки информатики отличаются от остальных учебных предметов
своей информационной направленностью, где образный рассказ учителя должен
подтверждаться наглядным материалом, чтобы дать учащимся конкретное
представление об информации и информационных процессах. Поэтому наличие
наглядных средств на уроках информатики обосновано, что и подтверждает
актуальность данной работы.
Объект
изучения – принцип наглядности на уроках информатики.
Предметом
исследования являются реализация принципа наглядности на уроках информатики.
Цель
работы: выявить возможности использования наглядных средств на уроках
информатики.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1)
рассмотреть понятие «наглядные средства»;
2)
изучить классификацию наглядных средств и особенности их применения на уроках информатики;
3)
ознакомиться с методикой использования наглядных средств на уроках информатики;
5)
разработать наглядные пособия для уроков информатики.
Новизна
работы в том, что было создано наглядные пособия для уроков информатики, которые
можно использовать при проведении занятия.
Теоретико-методологическую
базу исследования составляют научные труды, в которых рассматриваются вопросы
применения наглядных методов обучения: это работы Л.С. Выготского, О.С.
Газмана, И.Д. Зверев, А.Н. Мягков, И.П. Пидкасистого, С.А. Шмакова. К.Д.
Ушинского, Д.Б. Эльконина и многих других.
Методы
исследования. При написании данной работы применялись следующие методы:
теоретические (анализ литературных источников, контент-анализ), эмпирические
(комплексное изучение и обобщение педагогического опыта, разработка пособия).
Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы при
преподавании информатики или для дальнейшего изучения темы в методическом
аспекте.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, приложение. Вводная часть обосновывает актуальность применения
наглядных пособий, включает цель и задачи работы, объект и предмет изучения,
определяет методы, новизну, теоретико-методологическую базу, практическую
значимость работы.
Заключение:
Наглядность
является важным принципом преподавания учебных предметов, в том числе и информатики.
Бесспорно, создав незабываемый образа или представление об изучаемом явлении
либо предмете, станет основой, благодаря которой будут накапливаться наши
знания. Отметим, что познание происходит не только зрительно через восприятие
схем, фотографий, моделей, но и путем использования слуховых, тактильных
ощущений. Мышление, ограничиваясь от определенных образов, находит внутренние и
внешние связи наблюдаемого или изучаемого предмета с другими объектами, пытается
найти что-то общее с похожими объектами. Но надо заметить что более совершенная
ступень познания обусловлена законами реальности, того мира, в котором мы
находимся. В ходе обучения созерцание тесно связано с мышлением, в частности, активно
действует на него. Значение наглядности на разных этапах учебного процесса
очень различается. Также она зависима от возрастных особенностей школьников и
содержания модулей в рамках учебного предмета.
В
процессе изучения литературных источников, было выявлено, что наглядные пособия
позволяют сделать уроки информатики более интересными и разнообразными,
облегчают усвоение сложного материала по предмету. Так как роль наглядности в
процессе обучения школьников велика, многие педагоги самостоятельно разрабатывают
учебные наглядные пособия. Это вполне
естественно, ведь постоянное изменением образовательных стандартов и
совершенствование методики обучения по информатике, требует более современных
методов и средств, с помощью которых можно было бы обучать детей.
При
использовании наглядных средств при обучении информатике необходимо соблюдать
ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать уровню учеников; наглядность
должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий
момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все
обучаемые могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко
выделять главное, существенное при показе иллюстраций и детально продумывать
пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность
должна быть точно согласована с содержанием материала и привлекать самих
обучаемых к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве. Степень усвоения учебного материала определяется
применением ряда виртуальных и классических средств наглядности.
В
данной работе представлены разработки наглядных пособий по курсам учебного
предмета «Информатика» в 7 классе в виде карточек, которые возможно
использовать при объяснении нового материала или закреплении изученного
материала; схема, используемая при изучении видов информации; презентация,
используемая при изучении форматировании текста, которая позволит научиться
форматировать текст в текстовом редакторе MS Word.
Таким
образом, наглядное обеспечение теоретического учебного процесса обучения обучающихся
на уроках информатики должно включать все предметы и орудия деятельности,
которыми пользуются преподаватель и учащиеся с целью полной реализации учебных
задач урока. Кроме того, наглядные пособия, разработанные учителем (а возможно
и учениками) собственноручно, будут способствовать формированию у них эстетической культуры, воспитывать
чувство прекрасного и труда.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие и классификация
наглядных пособий
В
настоящее время в педагогической деятельности используются разнообразные методы и
методические приёмы обучения с целью эффективной организации учебного процесса.
Существует бесчисленное множество классификаций методов обучения, среди которых
многие педагоги используют деление методов в зависимости от источника знаний, в
частности, словесные, наглядные и практические методы. Большую роль в
зрительном восприятии информации играет наглядность, имеющие свои преимущества
по сравнению с другими средствами.
Рассмотрим
несколько трактовок понятия «наглядное пособие».
В
словаре методических терминов наглядное пособие представляет собой «плоскостное
и объемное изображение предметов и явлений, которые создаются специально для
целей обучения» [10].
Издательский
словарь-справочник трактует наглядное пособие как «учебное, практическое,
производственное, справочное пособие, в котором основным средством передачи
содержания являются изобразительные, наглядные средства.
В
педагогике же широкое распространение получило определение «наглядные средства
обучения» или как уже было сказано выше, наглядные методы.
Знаменитый
психолог Л.С. Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием
учителя» [1].
К.Д.
Ушинский в своё время говорил, что «если
вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать
картинки, и класс заговорит» [15]. Этим он обращает внимание на значимость
наглядности в педагогической практике учителя.
А выдающийся педагог Я.А
Коменский вывел «золотое правило дидактики», что в обучении важно задействовать
все органы чувств ребенка