Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Реализация принципа наглядности на уроках физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 5

1.1 Понятие и классификация наглядных пособий 5

1.2 Особенности применения наглядности на уроках физической культуры 10

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 16

2.1 Методика применения наглядных средств на уроках физической культуры 16

2.2 Разработка наглядных пособий для уроков физической культуры в 5 классе 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

  

Введение:

 

В процессе обучения школьникам необходимо предоставить возможность постоянной практической деятельности, и именно через это вести детей к знаниям. При отсутствии работы с реальными предметами, процессами, в ходе обучения применяются наглядные средства: картины, модели, рисунки, аудиофайлы, видеофильмы, мультимедиа оборудование и многое другое. Однако и здесь необходимо соблюдение определённых правил, ведь чрезмерное использование наглядности рассеивает внимание школьников, мешая воспринимать главное на уроке.

Знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский отмечал «чем большее количество органов чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти» [14]. И он был прав. Всем известно, что органами чувств каждый человек воспринимает все явления, процессы, объекты, окружающие его. Обучать ребёнка нужно не тому, что он может без особою труда усвоить на основе достигнутого уровня развития, а тому, что сегодня ему не под силу, что сегодня он сможет сделать только с определённой помощью учителя и лишь завтра — самостоятельно.

Без сомнения уроки физической культуры отличаются от остальных учебных предметов своей практической направленностью, где образный рассказ учителя либо его показательные действия должны подтверждаться наглядным материалом, чтобы дать учащимся конкретное представление о выполняемых действиях (физических упражнениях), исторических событиях, описании игр и др.. Поэтому наличие наглядных методов на уроках физической культуры обосновано, что и подтверждает актуальность данной работы.

Объект изучения – принцип наглядности на уроках физической культуры.

Предметом исследования являются реализация принципа наглядности на уроках физической культуры.

Цель работы: выявить возможности использования наглядных средств на уроках физической культуры.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие «наглядные средства»;

2) изучить классификацию наглядных средств и особенности их применения на уроках физической культуры;

3) ознакомиться с методикой использования наглядных средств на уроках физической культуры;

5) разработать наглядные пособия для уроков физической культуры.

Новизна работы в том, что было создано наглядные пособия для уроков физической культуры, которые можно использовать при проведении занятия.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды, в которых рассматриваются вопросы применения наглядных методов обучения: это работы Л.С. Выготского, О.С. Газмана, И.Д. Зверев, А.Н. Мягков, И.П. Пидкасистого, С.А. Шмакова. К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и многих других.

Методы исследования. При написании данной работы применялись следующие методы:

— теоретические (анализ литературных источников, контент-анализ);

— эмпирические (комплексное изучение и обобщение педагогического опыта, разработка пособия).

Практическая значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы при преподавании физической культуры или для дальнейшего изучения темы в методическом аспекте.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложение. Вводная часть обосновывает актуальность применения наглядных пособий, включает цель и задачи работы, объект и предмет изучения, определяет методы, новизну, теоретико-методологическую базу, практическую значимость работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наглядность является важным принципом преподавания учебных предметов, в том числе и физической культуры. Бесспорно, если создать незабываемый образ или представление об изучаемом явлении либо действии, это станет основой, благодаря которой будут накапливаться наши знания.

Отметим, что познание происходит не только зрительно через восприятие схем, фотографий, моделей, но и путём использования слуховых, тактильных ощущений. Мышление, ограничиваясь от определённых образов, находит внутренние и внешние связи наблюдаемого или изучаемого предмета с другими объектами, пытается найти что-то общее с похожими объектами. Но надо заметить что более совершенная ступень познания обусловлена законами реальности, того мира, в котором мы находимся. В ходе обучения созерцание тесно связано с мышлением, в частности, активно действует на него. Значение наглядности на разных этапах учебного процесса очень различается. Также она зависима от возрастных особенностей школьников и содержания модулей в рамках учебного предмета.

В процессе изучения литературных источников, было выявлено, что наглядные пособия позволяют сделать уроки физической культуры более интересными и разнообразными, облегчают усвоение сложного материала по предмету.

Поскольку роль наглядности в процессе обучения школьников велика, многие педагоги самостоятельно разрабатывают учебные наглядные пособия. Это вполне естественно, ведь постоянное изменением образовательных стандартов и совершенствование методики обучения по предмету «Физическая культура», требует более современных методов и средств, с помощью которых можно было бы обучать детей.

При использовании наглядных средств при обучении физической культуре необходимо соблюдать ряд условий:

— применяемая наглядность должна соответствовать уровню учеников;

— наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;

— наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все обучаемые могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

— необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций и детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации упражнений либо действий учителем;

— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала и привлекать самих обучаемых к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном объекте. Степень усвоения учебного материала определяется применением ряда виртуальных и классических средств наглядности.

В данной работе представлены разработки наглядных пособий по курсам учебного предмета «Физическая культура» в 5 классе в виде:

— карточек, которые возможно использовать при объяснении нового материала или закреплении изученного материала;

— схема, используемая при изучении видов закаливания;

— презентация, используемая при изучении истории Олимпийских игр, которая позволит сформировать представление о возникновении и развитии олимпийского движения.

Таким образом, наглядное обеспечение теоретического учебного процесса обучения обучающихся на уроках физической культуры должно включать все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и обучающиеся с целью полной реализации учебных задач урока в рамках реализации федеральных стандартов третьего поколения. Кроме того, наглядные пособия, разработанные учителем (а возможно и учениками) собственноручно, будут способствовать формированию у них эстетической культуры, воспитывать чувство прекрасного и труда.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Понятие и классификация наглядных пособий

В настоящее время в педагогической деятельности используются разнообразные методы и методические приёмы обучения с целью эффективной организации учебного процесса. Существует бесчисленное множество классификаций методов обучения, среди которых многие педагоги используют деление методов в зависимости от источника знаний, в частности, словесные, наглядные и практические методы. Большую роль в зрительном восприятии информации играет наглядность, имеющие свои преимущества по сравнению с другими средствами.

Рассмотрим несколько трактовок понятия «наглядное пособие».

В словаре методических терминов наглядное пособие представляет собой «плоскостное и объёмное изображение предметов и явлений, которые создаются специально для целей обучения» [10].

Издательский словарь-справочник трактует наглядное пособие как «учебное, практическое, производственное, справочное пособие, в котором основным средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства.

В педагогике же широкое распространение получило определение «наглядные средства обучения» или как уже было сказано выше, наглядные методы.

Знаменитый психолог Л.С. Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» [1].

К.Д. Ушинский в своё время говорил, что «если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки, и класс заговорит» [14]. Этим он обращает внимание на значимость наглядности в педагогической практике учителя.

А выдающийся педагог Я.А. Коменский вывел «золотое правило дидактики», что в обучении важно задействовать все органы чувств ребёнка [13]. «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство» — говорил чешский педагог, выделяя роль наглядности.

Наглядные пособия являются одним из важнейших средств, способствующих умственному развитию ребёнка. Реализация принципа наглядности – обязательное условие для эффективного построения учебного процесса на любом уроке.

Наглядные учебные пособия можно применять на разных этапах обучения: при изучении нового материала или его первичном закреплении, на этапе систематизации и обобщения знаний учащихся по предмету или при проверке основных компетенций, при организации занятий внеурочной деятельности.

До настоящего времени, имея в виду понятие наглядности, педагоги включали лишь разнообразные предметы, явления или же их изображение, однако, это н правильно, ведь сюда можно отнести модели, знаковые символы, схемы, таблицы, которые характеризуют изучаемую суть объекта познания. Большое значение наглядные средства обучения имеют для школьников начального звена, потому что соответствуют их возрастным особенностям. Благодаря восприятию различными органами чувств, наглядность способствует более полному формированию того или иного понятия, за счёт чего прочно идёт процесс усвоения нового материала. У учащихся формируется эмоциональная оценка, убеждение в истинности получаемых знаний благодаря используемым учителям пособиям, проводимым экспериментам. А как известно, истина создаёт прочную основу для знаний и умений. Использование наглядных средств в учебно-воспитательном процессе повышают интерес ребёнка к познанию, обеспечивают внимательность школьника и делают обучение более лёгким.

Выделяют несколько классификаций наглядных средств обучения.

Рассматривая классификацию Г.М. Коджаспировой, изображённой на рисунке 1, их делят на две основные группы [12]:

— натуральные наглядные учебные пособия, которые включают природные или производственные объекты;

— изобразительные наглядные учебные пособия, которые изображают предметы и явления, используя живопись, графику, скульптуру и технику.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы