Курсовая с практикой Юриспруденция Право социального обеспечения

Курсовая с практикой на тему Реализация права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоритическая
основа права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ.. 5

2. Реализация
права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. 8

2.1 Механизм
реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. 8

2.2 Защита
конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. 15

2.3 Проблемы
реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. 18

Заключение. 24

Список
используемых источников. 27

Приложение
1  30

  

Введение:

 

Здоровье
населения является важнейшей ценностью для государства, общества и всего мира.
Это одно из важнейших нематериальных благ человека и гражданина.

Право
на охрану здоровья относится к числу прав, которые закреплены Конституцией РФ,
так как это неотчуждаемое право, принадлежащее людям еще до рождения.
Реализация данного права во многом определяется состоянием экономики страны и
ее ресурсов.

Право
на охрану здоровья тесно связано с понятием медицинской помощи, так как функция
у этих понятий одна – подержание и сохранение здоровья граждан.

В
круг категорий национальной безопасности вошло право граждан на охрану здоровья
и медицинскую помощь в РФ, суть и особенности его реализации. Об этом прямо
говорится в Указе Президента РФ №254 от 02.06.2019 г., о стратегии развития
здравоохранения в стране.

Неудовлетворенность
населения качеством медицинского обслуживания в государственных лечебных
учреждениях расценивается сегодня как вызов безопасности нации. Тем самым в
деле охраны здоровья растет дифференциация по имущественному признаку, что
создает социальную напряжённость в обществе. Все граждане России имеют равные
права на охрану здоровья – и это декларируется основными нормативными
документами. Но реализация этих прав на практике порождает целый круг проблем.

Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации
права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации.

Предмет
исследования – нормы права, которые регулируют отношения в области охраны
здоровья граждан в Российской Федерации.

Цель
работы: анализ реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь.

Для
достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:

— рассмотреть
конституционно-правовые основы права на охрану здоровья и медицинскую помощь в
РФ;

— проанализировать
содержание и сущность права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ;


исследовать механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь;


рассмотреть защиту конституционного права на охрану здоровья и медицинскую
помощь в РФ;

— выявить
проблемы реализации и пути оптимизации законодательного регулирования права
граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ.

Теоретическая
основа исследования заключается в анализе нормативно-правовых актов по данной
теме (Конституция РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ  «Об обязательном медицинском страховании в
РФ» и пр.) а также в трудах ученых, которые исследовали проблемы реализации
права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В том числе, были
использованы исследования И. В. Козловой, О. В. Ладановой, О. В. Фадеева и др.

Методологическая
основа исследования заключается в логическом методе, методе системного анализа,
сравнительно-правовом методе, формально-юридическом и историко-правовом
методах.

Структура
работы обусловлена целью и задачами и включает в себя введение, две главы
(включающих четыре параграфа), заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Право на охрану здоровья входит в число
важнейших социальных прав граждан Российской Федерации.

Конституция
Российской Федерации в ст.41 закрепила права граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Понятие охраны здоровья и медицинская помощь очень тесно взаимосвязаны,
т.к. несут одну функцию — поддержания и сохранения здоровья человека.
Медицинская помощь является одним из главных способов системы охраны здоровья,
которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную
системы здравоохранения.

Анализ
содержания текста ст. 41 Конституции РФ позволил выделить три ключевых элемента
содержания права на охрану здоровья: сохранение здоровья, укрепление здоровья,
восстановление здоровья путем получения медицинской помощи.

В
Российской Федерации на конституционном уровне гарантируется наличие бесплатной
системы медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, в данном случае финансирование происходит за счет средств
бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Основной
задачей государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения является
обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдение об
обращении лекарственных средств, безопасного применения медицинских изделий.

Главную
роль в реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь играют органы
исполнительной власти на всех уровнях. Управление и контроль над учреждениями
здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные
центры и города) и местный (муниципальный) уровни.

В
сфере охраны здоровья основным субъектом всегда является пациент, являющийся не
просителем, а носителем безусловного права. Ущемление пациента в праве на бесплатную
медицинскую помощь является нарушением действующего законодательства на самом
фундаментальном конституционном уровне. Можно выделить два классических уровня
защиты прав пациента: досудебный и судебный.

Одной
из форм защиты конституционного права на охрану здоровья выступает
юрисдикционная форма. Под ней понимается защита конституционного права на
охрану здоровья государственными или уполномоченными государством органами,
которые наделены полномочиями правоприменительного характера. Юрисдикционная форма
в свою очередь бывает двух видов: судебная и административная.

Таким
образом, в Российской Федерации гарантируется право права человека на охрану
здоровья и медицинскую помощь. Данное право обеспечивается гарантиями,
установленными действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того,
законодательством Российской Федерации предусмотрен широкий спектр способов
защиты указанного конституционного права.

В
настоящее время среди основных проблем в сфере реализации права граждан на
охрану здоровья, медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ,
можно выделить следующие:


значительный кадровый дефицит;

— сокращение
числа больничных и рост числа амбулаторно-поликлинических учреждений;


недостаточные объемы финансирования отрасли;


нехватка современного медицинского оборудования.

При
этом качеству медицинской помощи должно уделяться особое внимание в целях
укрепления потенциала здравоохранения. Необходимо обеспечить построение метода
поощрения медицинских сотрудников, поднятие их заработной платы, провести
создание ряда организационных мер по повышению ответственности за неприемлемое
оказание услуг, а также сохранить специалистов высшей категории. Для решения
проблемы обеспечения лекарствами социально незащищенных слоев населения этот
вопрос должен решаться при помощи средств федерального бюджета, а не ложиться
расходным обязательством на местные и региональные бюджеты.

Из
всего перечисленного следует вывод о необходимости более тщательной и детальной
проработки вопросов государственного регулирования оказания платных медицинских
услуг, в том числе, более подробной конкретизации гарантий оказания бесплатной
медицинской помощи по видам, объемам и условиям ее оказания.

Подводя
итог, следует сказать о том, что действующее законодательство в части
реализации конституционного права граждан Российской Федерации на бесплатную
медицинскую помощь необходимо совершенствовать по следующим направлениям:
определенный объем оказываемой бесплатной медицинской помощи гарантируемый
данным правом должен включать в себя не только лечение, но и профилактику,
реабилитацию и адаптацию гражданина к нынешним условиям жизни; необходимо
установление видов, форм и оснований ответственности для лиц, которые
неправомерно отказывают или ненадлежащее оказывают бесплатную медицинскую
помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях; необходима
подготовка законодательных актов, регламентирующих порядок и условия оказания
видов бесплатной медицинской помощи, порядок контроля за оказанием медицинской
помощи, а также механизм контроля за распределением бюджетных средств для
надлежащей реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоритическая
основа права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ Конституционные
права и свободы лежат в основе правового статуса человека и гражданина.

Конституция
Российской Федерации содержит совокупность всеобщих универсальных прав, которые
необходимы каждому человеку. «Конституционные положения о правах и свободах
личности служат правовой основой для всех отраслей единой правовой системы
Российской Федерации. Они формируют единый правовой порядок в гуманитарной сфере,
демократическую природу Российского государства».[1]

Экономические,
социальные и культурные права составляют особую группу основных прав человека и
гражданина, которые касаются таких сфер жизни человека, как собственность,
труд, отдых, здоровье, образование (ст. 34 – 44). Их главная особенность
состоит в том, что они составляют основу материальной и духовной жизни
общества, государства и каждого человека. Их реализация позволяет решить
задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции, провозглашающей Россию социальным
государством. Их содержание конкретизируется в различных отраслях права:
гражданском, трудовом, семейном, аграрном и т.д.

Конституция
Российской Федерации в ст.41 закрепила права граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Понятие охраны здоровья и медицинская помощь очень тесно
взаимосвязаны, т.к. несут одну функцию — поддержания и сохранения здоровья
человека. Медицинская помощь является одним из главных способов системы охраны
здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и
частную системы здравоохранения.

В
уставе ВОЗ термин «здоровье» определяется не отсутствием конкретных заболеваний
у человека, он обозначает состояние полного благополучия: физического,
душевного, социального.

В
развитие конституционных положений об охране здоровья граждан и медицинской
помощи в Российской Федерации принят целый ряд законодательных и подзаконных
нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в
дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья. Главным
законодательным актом в сфере охраны здоровья в России является Федеральный
закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан». Само название закона свидетельствует о том, что в
нем закреплены основы законодательства об охране здоровья граждан.

«Охрана
здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового,
социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами
государственной власти и местного самоуправления, организациями, их
должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики
заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья
каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления
ему медицинской помощи».[2]

«Право
на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием
безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания
и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания
соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных
препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи».[3]

Анализ
содержания текста ст. 41 Конституции РФ позволил выделить три ключевых элемента
содержания права на охрану здоровья:


сохранение здоровья;


укрепление здоровья;


восстановление здоровья путем получения медицинской помощи.

В
Российской Федерации на конституционном уровне гарантируется наличие бесплатной
системы медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, в данном случае финансирование происходит за счет средств
бюджета, страховых взносов и других поступлений. [1] Козлова И. В. Конституционное
право: учеб. пособие [Электронный ресурс] / авт.-сост.: И. В. Козлова, О. В.
Скрябина ; под общ. ред. проф. М. И. Ломшина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,
2020 – 205 с. [2] Федеральный закон от 21.11.2011 N
323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). [3] Федеральный закон от 21.11.2011 N
323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы