Курсовая с практикой Педагогика/Психология Военная педагогика

Курсовая с практикой на тему Реализация метода «критики и самокритики» в перевоспитании личного состава подразделения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы метода критики и самокритики в перевоспитании военнослужащих 6
1.1 Общая характеристика метода критики и самокритики в системе методов перевоспитания военнослужащих 6
1.2 Психологические особенности и требования к методу критики и самокритики, его эффективности и результативности 10
Глава 2. Практические положения реализации метода критики и самокритики в перевоспитании военнослужащих 15
2.1 Педагогические условия реализации метода критики и самокритики в воспитании военнослужащих 15
2.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одной из актуальных проблем, которые должны быть решены в ходе реформирования и развития Вооруженных Сил РФ, является:
— совершенствование воспитательной работы со всеми категориями личного состава;
— определения новых подходов к воспитанию защитников Отечества.
Знание основ воинского воспитания военнослужащих подразделений ВС РФ является непременным условием приобретение ими качеств, необходимых военному специалисту для эффективной организации и проведения воспитательной работы с подчиненными.
Анализ научных публикаций, учитывая изучаемую проблему, показал, что проблема военного воспитания находятся в центре внимания многих отечественных исследователей. Так, теоретические основы военного воспитания, которые содержат его направления, принципы, методы и формы, раскрыты в фундаментальных военно-педагогических исследованиях М. Нещадима, В. Ягупова «Развитие военно-педагогической мысли в России XVIII века», «Развитие теории и практики военного образования в России XVIII – начала XX вв.» [1, 2].
В научной работе «Воинская дисциплина в Вооруженных Силах России» [3] освещаются основы морально-психологического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск. Показаны особенности военного воспитания и морально-психологической подготовки военнослужащих в армиях иностранных государств.
Однако не хватает исследований, посвященных теме «Реализация метода критики и самокритики в перевоспитании личного состава подразделения». Как показывает анализ научных работ «Психология управления», «Основы психологии управления: учебник», «История отечественной и зарубежной педагогики» [4, 5, 6], понятие военного воспитания является многозначным.
Обобщая предложенные в научной литературе дефиниции, охарактеризуем военное воспитание как социально и педагогически обусловленный процесс влияния на формирование и развитие личности военнослужащего. Отметим, что воспитание происходит как под влиянием:
— внешних факторов (социализация);
— внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализация).
Целью военного воспитания является подготовка офицера-патриота, военного профессионала, руководителя, воспитателя, по которому подчиненные имеют, безусловно, пойти на выполнение боевой задачи.
Объект исследования – комплекс психолого-педагогических мер по изучению эффективности реализации метода критики и самокритики.
Предмет исследования — метод критики и самокритики в перевоспитании личного состава подразделения ВС РФ.
Цель исследования – исследовать реализацию метода критики и самокритики в перевоспитании личного состава подразделения ВС РФ.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. дать общую характеристику метода критики и самокритики в системе методов перевоспитания военнослужащих;
3. описать психологические особенности и требования к методу критики и самокритики, его эффективности и результативности;
4. раскрыть педагогические условия реализации метода критики и самокритики в воспитании военнослужащих по призыву;
5. исследовать использование метода критики и самокритики в перевоспитании личного состава подразделения ВС РФ;
6. сделать соответствующие выводы по результатам исследования.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем составляет 28 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Незнание психолого-педагогических требований наложения дисциплинарных взысканий или несоблюдение их приводит к снижению эффективности дисциплинарной практики, в отдельных случаях и к нежелательным последствиям.
Практика показывает, что там, где воспитатели используют предоставленную им дисциплинарную власть в строгом соответствии с положениями Дисциплинарного устава и рекомендациями психолого-педагогической науки, где постоянно изучается и творчески используется передовой военный опыт, дисциплинарная практика является действенным средством:
— формирования у личного состава военной дисциплинированности;
— укрепления воинской дисциплины;
— повышения боевой и мобилизационной готовности военного подразделения.
Таким образом, воспитатели имеют достаточно прочный арсенал как общих, так и специфических методов воспитания военнослужащих. При их использовании необходимо учитывать:
— психолого-педагогические закономерности процесса воспитания воинов;
— характер и содержание боевой и гуманитарной подготовки;
— современные организационные, методологические и методические требования к организации и осуществления учебно-воспитательного процесса;
— конкретные требования к подготовке соответствующих военных подразделений и специалистов;
— наличие учебно-воспитательной инфраструктуры в воинской части;
— уровень подготовленности воспитателей и воспитанников;
— другие объективные и субъективные обстоятельства.
Безусловно, никакой отдельно взятый метод не решает все проблемы, если не используется творчески, во взаимосвязи с другими методами, с учетом конкретных субъективных и объективных законов и закономерностей организации этого сложного и содержательного социально-педагогического процесса.
Но стоит выделить метод критики и самокритики. Его успешное применение в перевоспитании требует соблюдение ряда условий, к которым относится:
— сочетание свободы критики с ответственностью того, кто критикует, за ее содержание, гласность, объективность, правдивость критики, ее убедительность;
— сочетание критики «сверху» с развитием критики «снизу»;
— учет индивидуальных особенностей человека, его отношение к критике и реакция на нее.
Главными особенностями критики и самокритики как метода перевоспитания является не только выявления, устранения и предупреждения отрицательных явлений и сторон жизни и деятельности коллективов и отдельных военнослужащих, но и создание специфического психологического состояния, комплекса глубоких переживаний, среди которых: чувство вины, стыда, боязни потерять уважение коллектива, товарищей, начальников, потерять моральное доверие.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы метода критики и самокритики в перевоспитании военнослужащих

1.1 Общая характеристика метода критики и самокритики в системе методов перевоспитания военнослужащих

В системе методов воспитания и перевоспитания значительное место занимает метод критики и самокритики. Данный метод состоит в применении системы воздействий на воинов с целью воспитания у них высокого чувства ответственности за:
— своевременное и качественное выполнение учебных и других заданий, приказов;
— строгое соблюдение воинской дисциплины, норм морали.
Успешное применение метода критики и самокритики в перевоспитании требует соблюдение ряда условий, к которым относится:
— сочетание свободы критики с ответственностью того, кто критикует, за ее содержание, гласность, объективность, правдивость критики, ее убедительность;
— сочетание критики «сверху» с развитием критики «снизу»;
— учет индивидуальных особенностей человека, его отношение к критике и реакция на нее … [2].
Особенность критики и самокритики как метода перевоспитания является не только выявления, устранения и предупреждения отрицательных явлений и сторон жизни и деятельности коллективов и отдельных военнослужащих, но и создание специфического психологического состояния, комплекса глубоких переживаний:
— чувство вины, стыда;
— боязни потерять уважение коллектива, товарищей, начальников;
— потерять моральное доверие.
Также критику и самокритику можно назвать методом взаимовоспитания. У всех без исключения воинов они формируют [4]:
— чувство ответственности;
— самокритичность;
— скромность;
— принципиальность.
Правила применения метода критики и самокритики [11]:
— никогда не критиковать в возбужденном или раздраженном состоянии;
— критика и самокритика будет более действенной сразу после совершения нарушения, когда подчиненный помнит все обстоятельства того, что произошло;
— прежде чем критиковать подчиненного, нужно выяснить все причины, которые побудили его поступить именно так;
— критиковать доброжелательно, не провоцировать на оправдание; подчиненный должен иметь возможность дать объяснения и проанализировать свои действия;
— подвергать критике действия, а не человека и его личные качества;
— объяснять подчиненному, как важно для него и коллектива не нарушать установленных правил;
— если подчиненный чувствителен к критике, в конце беседы заверить его, что он ошибку больше не повторит;
— выбирать формы критики и самокритики в зависимости от конкретной ситуации, возраста подчиненного, его места в коллективе, дисциплинированности и работоспособности.
Рекомендации по реакции на критику самих подчиненных [8]:
— при публичной критике лучше сохранять спокойствие;
— не надо спешить с ответом, а тем более горячиться и возмущаться;
— выслушать критику спокойно, дать четкие объяснения, признать ее правильность;
— внимательно и доброжелательно выслушать любую критику и предложение подчиненного, даже если это мелочь, в противном случае при более серьезных обстоятельствах он будет молчать и лишит офицера-воспитателя необходимой информации.
Сущность метода заключается в воспитательных воздействиях на личность воина и воинский коллектив, выраженных в форме [1]:
— неодобрения;
— осуждения;
— объективной оценки их негативной деятельности или поведения.
Все они направлены на устранение подчиненными ошибок, недостатков и негативных явлений, а также на развитие высокого чувства ответственности за соблюдение норм военной этики, выполнения своих служебных обязанностей.
Метод выполняет в основном профилактическую функцию, но также используется в целях перевоспитания. Он предостерегает отдельных воинов от негативных действий, аморальных поступков, от игнорирования требований воинских уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников, от нарушений воинской дисциплины и т. др. [3]
Для применения метода используются разнообразные формы воспитательной работы [5]:
— общие собрания личного состава;
— служебные совещания;
— подведение итогов служебной деятельности, боевой подготовки, воинской дисциплины;
— индивидуальная работа командира с подчиненными и тому подобное.
Основные условия эффективности метода:
— учета особенностей военной организации, где не допускается критика приказов и распоряжений командиров, что необходимо своевременно довести до всех воинов и убедительно разъяснить личному составу;
— объективность и принципиальность критики. Речь идет о справедливости критики и ее содержательность, которая должна касаться главных, существенных сторон личности, исключая мелкие придирки, искажение фактов;
— ответственность того, кто применяет этот метод, за содержание критики;
— доброжелательность и тактичность. Важно проявить чуткость к тем, кто подвергается критике, не допускать грубости, оскорблений, унижения личности;
— конкретность критики. Не должно быть критики вообще, как плохой человек и все тут. Критика должна точно указывать на те или иные недостатки воина, его негативные поступки, поведение, черты характера и т. п.;
— конструктивность критики. Не должно быть критики ради самой критики. Она должна сопровождаться определенными предложениями и рекомендациями воинам по устранению недостатков, ошибок, негативного поведения, указанием путей по их преодолению;
— соблюдение чувства меры в критике;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы