Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогика-психология

Курсовая с практикой на тему Развивающие игры как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр 7
1.1. Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Роль развивающих игр в развития связной речи детей младшего дошкольного возраста 15
2. Изучение опыта работы выдающихся педагогов в формировании связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр 18
2.1 Развитие речи в системе Марии Монтессори 18
2.2. Развивающие игры с дарами Фридриха Фребеля 20
Заключение 25
Список литературы 26

 

  

Введение:

 

Проблема развития речи детей дошкольного возраста привлекала взгляды многих ученых педагогов и психологов. В настоящее время обозначенная проблема приобретает масштабный характер, так как современное общество заинтересовано в раскрепощенных, коммуникабельных людях, которые могли бы свободно общаться с окружающими, свободно изъясняться, высказывать свои предложения. Кроме того, вступивший в силу ФГОС ДО приоритетной задачей по образовательной области «Речевое развитие» обозначает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наше исследование посвящается проблеме развития связной речи младших дошкольников в условиях организации развивающих игр.
Актуальность темы обусловлена значимостью начальных этапов онтогенеза речи для психического, социального и личностного развития ребенка.
При решении поставленной проблемы мы исходили из основных теоретических положений психолого-педагогической науки, согласно которым возникновение и развитие связной речи происходит в процессе игровой деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Л.С. Фурмина и др.).
В аспекте исследования развития у детей 3–4 лет связной речи нам важно выделить моменты происхождения восприятия и порождения речевого высказывания, а также каковы особенности овладения связной монологической речью детьми младшего дошкольного возраста.
Изучением развития связной речи детей занимались известные отечественные педагоги (Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.). Пристальное внимание они уделяли рассказыванию, пересказу и беседам. На основе выделенного ими были разработаны методика проведения разговора, классификация бесед, их целевая установка и методы проведения.
Однако в большей части педагогических исследований раскрыты задачи развития связной речи старших дошкольников. Последующего исследования настоятельно требуют аспекты развития связной речи в возрасте 3–4 лет. Данный возрастной период характеризуется повышением речевой активности и интенсификацией развития различных сторон речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко).
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи и ее недостаточной разработанностью.
Важным условием становления связной речи дошкольника является выбор эффективных средств, целесообразных форм и методов осуществления данной работы педагогами. Одним из общепризнанных в педагогической науке и практике действенных средств развития связной речи младших дошкольников считается игра.
Значительный интерес представляет изучение педагогами (Н.А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Сакулина, О.С. Ушакова, Л.С. Фурмина и др.) игры-драматизации как средства развития у дошкольников связной речи. По их мнению, работу следует начинать уже в младшем дошкольном возрасте под целенаправленным педагогическим руководством.
Анализ теоретических аспектов развития связной речи детей младшего дошкольного возраста показал, что ведущую роль в методике выполняет игровая деятельность. Однако, несмотря на то, что использование игр хотя и является традиционным методом развития речи, но требует творческого подхода, обновления методики их применения в аспекте развития у детей 3–4 лет связной речи за счет поиска эффективных приемов мотивации и руководства речевой активностью детей. Наше внимание будет сосредоточено на играх с широким общеразвивающим эффектом – развивающие игры.
Таким образом, проблему нашего исследования можно обозначить следующим образом: каковы потенциальные возможности развивающих игр как средства развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи?
Цель исследования – теоретически обосновать развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи посредством развивающих игр.
Объектом исследования является процесс развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи.
Предмет исследования – развивающий игр как средство развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи.
В исследовании решались следующие задачи:
1)изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития связной речи детей младшего дошкольного возраста;
2)рассмотреть роль развивающих игр в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста;
3)изучить опыт работы выдающихся педагогов в формировании связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы: методы аналитического исследования (теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
Теоретической основой исследования явились положения исследований:
– по развитию предпосылок связной монологической речи (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина);
–развитию словесного творчества дошкольников в разных видах художественной деятельности (Л.В. Танина, О.С. Ушакова);
–развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности (Н.А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Сакулина, О.С. Ушакова, Л.С. Фурмина).
Практическая значимость исследования: апробированная методика может применяться воспитателями с целью развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи с помощью развивающих игр. Результаты исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций воспитателям дошкольных образовательных организаций по организации процесса развития у детей младшего дошкольного возраста связной речи в игровой деятельности (развивающих игр).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психологической, педагогической и методической литературы в области развития связной речи в младшем дошкольном возрасте, позволил нам сделать следующие выводы:
Развитие активной речи в младшем дошкольном возрасте рассматривается как ответ на обращение взрослого в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем этот период считается фундаментальным для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности.
Задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной монологической речи;
Связная речь подразумевает логичность, грамматически правильное построение высказывания; представляет единое целое между предложениями, которые связаны между собой.
Одним из средств развития связной речи младших дошкольников являются развивающие игры. Развивающие игры являются незаменимой формой работы с дошкольниками, причем не только в образовательной области «Речевое развитие». С их помощью и воспитатели, и родители могут легко и ненавязчиво развивать интеллект и познавательные способности малышей, расширять и уточнять знания маленьких почемучек о природе, предметном мире, взаимоотношениях в обществе.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать развивающую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребенка-дошкольника.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

1.1. Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста
На процесс речевого развития детей от года до 7 лет особое влияние оказывает восприятие речи окружающих, а также разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Это возраст, сензитивный к освоению связной речи. Хорошее развитие связной речи зависит от психического здоровья ребенка, физического здоровья и благоприятной речевой среды. В основе развития речи дошкольника лежит подражание, что вызывает необходимость создания эмоционально положительного фона общения взрослого с малышом, а также опоры на ведущую форму деятельности детей этого возраста.
Связная речь представляет собой высказывание, наделенное смысловым значением, имеющее развернутый вид, в котором сочетаются логически несколько предложений. Благодаря связной речи возможно обеспечить процесс общения и достижения понимания общающихся. С.Л. Рубинштейн в связности речи видел умение говорящего и пишущего человека адекватно в речевом плане оформить свою мысль, которую поймет слушатель или читатель [10, с. 143]. Из этого утверждения в качестве основной характеристики связной речи можно вынести такой признак, как ее понятность.
В связной речи должно быть отражено предметное содержание вместе со всеми его существенными сторонами. Возможны две причины, препятствующие формированию связной речи. Первой причиной является отсутствие осознанности этих связей, что соответственно, не позволяет представить их в мыслях говорящего. Второй причиной служит невыявленность этих связей соответствующим образом в его речевой деятельности.
В исследованиях A.Н. Гвоздева, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева, О.С Ушаковой отмечается появление элементов монологической речи у нормально развивающихся детей, достигших возраста 2-3 лет [4, с.209].
Основной средой, в которой формируется связная монологическая речь, является диалог. В лингвистике диалогическую речь исследователи противопоставляют монологической. Диалогическая речь характеризуется неполнотой, сокращенностью, часто фрагментарностью. В диалогической речи допустимо использование разговорной лексики и фразеологии. Диалог часто бывает кратким, обрывистым. Человек склонен использовать простые сложные бессоюзные предложения в диалогической речи, не тратить время на предварительное обдумывание своего высказывания. Особенностью диалога является его связность благодаря участию двух собеседников.
Монологическая речь представлена связным высказыванием, имеющим логическую последовательность, относительно долгое протекание. Для монологической речи не обязательна немедленная реакция слушателя. Монологическая речь сложно устроена, ее цель – выразить мысль человека неизвестную другим людям. В своей монологической речи человек использует литературную лексику, развернутое высказывание. Она характеризуется законченностью и логическая завершенностью, обязательно должна быть синтаксически оформлена. Обеспечить монологу связность может один говорящий [2, с.89].
Несмотря на указанные различия, диалог и монолог связаны между собой. На основе учета этой взаимосвязи строится методика обучения детей родному языку. Ребенок может овладеть монологом, только если у него сформированы навыки и умения диалогической речи. Обучая дошкольника диалогической речи, взрослый создает предпосылки для того, чтобы ребенок смог на дальнейшем этапе своего речевого развития овладеть описательным рассказыванием. Во многом это зависит от связанности диалога, последовательности его реплик, которые обуславливает тема разговора, от наличия логико-смысловой связи между отдельными высказываниями.
У ребенка раннего возраста сначала формируется диалогическая речь, потом на ее основе развивается монологическая, на дальнейших возрастных этапах дошкольного детства развитие этих двух форм речи осуществляется параллельно.
На развитие диалогической и монологической речи оказывают влияние следующие компоненты:
–сама речь, включая ее фонетико-фонематический и лексико-грамматический элементы;
–речевой этикет, состоящий в знании элементарных норм и правил, сопровождающих вступление индивидов в диалог, позволяющих поддержать разговор и завершить его;
–невербальные средства общения, которые состоят в адекватном использовании человеком мимики и жестов, в соответствии с ситуацией общения [1, с.43].
Речевое развитие ребенка зависит от того, насколько успешно развиваются обе формы связной речи и именно им отводится основное внимание в педагогической работе по развитию речи. Подобное воздействие зависит от роли, выполняемой связной речью. Связная речь выступает как предмет изучения и обучения языку. Благодаря связной речи человек получает прочие сведения о языке.
Связная речь должна быть: содержательной, продуцирующий ее человек должен хорошо знать предмет, о котором он говорит; точной, человек должен правдиво изображать окружающую действительность, чему способствует использование слов и словосочетаний, наиболее полное описывающих это содержание; логичной, человек должен обладать умением последовательно излагать свои мысли; ясной, окружающие должны понимать, о чем идет речь; отличаться правильностью и разнообразием [3, с.109].
В качестве обязательного условия развития связной речи выступает необходимость освоить все стороны речи. Однако наибольшим значением следует наделить умение ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. В связной речи ребенок демонстрирует свои успехи в овладении родным языком, показывает, насколько успешно он освоил звуковой строй языка, словарный состав, грамматический строй.
Связная речь позволяет реализовать ряд важнейших социальных функций. Во-первых, ребенок, с помощью связной речи, устанавливает связи с людьми своего окружения. Во-вторых, связанная речь влияет на определение и регуляцию норм поведения ребенка в обществе, а от этого зависит успешное развитие его личности.
Следует сказать и об эффективном воздействии связной речи на эстетическое воспитание. На развитие образности и выразительности речи, обогащение художественной речевого опыта детей оказывает влияние обучение их пересказу литературных произведений, самостоятельному сочинению описательных рассказов.
Освоение младшим дошкольником диалогической речи является началом развития связной речи у детей 3-4 лет. Это определяется использованием диалога в разговорной обиходной речи, этой речью ребенок овладевает, общаясь с окружающими в повседневной жизни.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы