Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развивающая среда как условие формирования познавательной активности дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ  2

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   5

1.1 Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме организации предметной
развивающей среды в организации дошкольного образования  5

1.2
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде  9

1.3
Формирование познавательной активности дошкольников посредством организации
развивающей среды в организации дошкольного образования  15

ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ   20

2.1. Цели,
задачи и этапы практической работы   20

2.2 Выявление
исходного уровня формирования познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста  23

2.3 Разработка и апробация
модели развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе  28

2.4 Анализ
практической работы   32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день
система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения, которые
связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения дошкольников
заключается в формировании субъективной учебной деятельности. При этом для
формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный
интерес каждого ребенка, который в последствии поможет ему освоить школьную
программу. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода
для его осуществления.Помимо того, новые образовательные стандарты второго
поколения определяют важность социальной значимости процесса формирования у
детей познавательнойактивности, направленной на разработку моделей обучения,
которые будут гарантировать их достижение в будущем.

Важным
условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования
являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, которые
определены во ФГОС ДОО. Опираясь на гибкое зонирование группы ДОО и ее
свободной планировки, пространственная среда обеспечивает активную
жизнедеятельность воспитанников и возможность для их индивидуального
самовыражения.

Учитывая условия реформирования системы
образования, в том числе дошкольного и начального звена, подход к предметной
среде, ее развитие и конкретизация в дошкольных учреждениях, становится
особенно актуальным, так как образовательная и развивающая предметная среда
являются неотъемлемым условием развития дошкольников, в частности их самостоятельности.

На актуальность исследования указывает так же то,
что предметно-пространственная среда представляет систему материальных объектов
деятельности дошкольников, функционально моделируя содержание их духовного и
физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и
природных средств для обеспечения различной деятельности детей. При этом
оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в зависимости от
содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития каждого ребенка и его
деятельности.

Важный вклад в изучении предметно-пространственной
среды вложили исследования Л.А. Венгера, Ф.А. Сохина, Н.Н. Поддъякова, О.М.
Дьяченко. Большой вклад
в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского
сада внесли С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В. Зворыгина и
др.

Объектом исследования выступает процесс
организации предметной развивающей среды в дошкольном образовании.

Предметом исследования является организация
развивающей среды как условия формирования познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в изучении
особенностей влияния предметно-развивающей среды на формирование познавательной
активности ребёнка старшего дошкольного возраста.

Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1.
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации
предметной развивающей среды в организации дошкольного образования.

2.  Провести практическую работу по организации
развивающей среды как условия формирования познавательной активности старших
дошкольников.

3.
Разработать и апробировать модель развивающей предметно-пространственной среды
в старшей группе.

4.
Проанализировать результаты практической работы.

Для решения поставленных задач в ходе работы были
использованы следующие методы
исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования.

2. Эмпирическое исследование уровня развития
математических представлений дошкольников.

3. Количественный и качественный анализ полученных
данных.

База
исследования: МДОУ Детский сад № 17
комбинированного вида города Луга, Ленинградской области, дети старшей группы
«Непоседы» в количестве 26 человек.

Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Продуманное проектирование
целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать в
себя три главных компонента – предметное содержание, его пространственную
организацию и изменение во времени. Наполнением развивающей среды (другими словами,
ее предметное содержание) являются игры, предметы и различные игровые
материалы, учебно-методические пособия и учебно-игровое оборудование.

Учитывая возраст, опыт и
личностные особенности воспитанников дошкольного учреждения, должно
варьироваться наполнение и расположение данных материалов.

Инновационный подход в
оформлении предметно-игрового пространства в группах дошкольного учреждения
заключает в том, чтобы его оформление создавалось по принципу логически
выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства должны сочетаться по
направленности проекта «Развивающая
предметно пространственная среда как условие развития сюжетно ролевой игры в
старшей группе».

Воспитатель и дети должны быть
творцами своего предметного окружения, в котором важное место занимает принцип
развития, представленный стимулами, провоцирующими игровые интересы каждого
ребенка. Очень важным моментом при этом выступает то, что среда должна быть
более индивидуальной.

Таким образом, предметно-пространственная среда влияет на
эмоциональную насыщенность игровой деятельности ребенка. Эстетизация среды
вызывает желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая развитие
дошкольника и является универсальным средством саморазвития личности.

Среда развития ребенка дошкольного возраста – это не просто
те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а
пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка
общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности)
и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями,
оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой
деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения,
родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных
смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у
ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды.

Таким образом, современная среда, в первую очередь, должна
обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее
социальной и предметной составляющей. При организации
предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная,
многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь
разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном
учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных
государственных образовательных стандартов становиться совершенствование
педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной
работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды,
обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является
одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения
знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается
фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка
с взрослыми и детьми.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ
с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации предметной развивающей среды в организации дошкольного образования

Любая реальная действительность, которая является
условием для развития человека, называется – средой. Среда развития ребенка
выступает как пространство его жизнедеятельности. Другими словами, это такие
условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, являющиеся
одним из фундаментов для построения личности ребенка.

Среда является полем для социальной и культурной
деятельности, образа жизни и сферой передачи и закрепления социального опыта,
определенной культуры и субкультуры, а также для развития творчества.
Формирование образа среды выступает как важная задача педагоги, так как
способствует формированию у каждой личности представлений о целях и образе
жизни.

С.Л. Новоселова определяет среду как единство
социальных и предметных средств, которые необходимы для обеспечения различной
деятельности ребенка, которые влияют на его духовное и физическое развитие [17].

Н.В. Нищева говорит о том, что развивающая
образовательная среда представляет собой комплекс возможностей для саморазвития
личности ребенка. Автор определяет образовательную среду как систему влияний и
условий формирования личности, а также возможностей для ее развития,
содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Развивающая предметно-пространственная среда
представляет собой составную часть развивающей среды дошкольного детства. Так,
философский взгляд на предметно-пространственную среду, говорит о том, что она
представляется как совокупность предметов, которые могут наглядно показывать
воспринимаемую форму существования культуры, так как именно в каждом отдельном
предмете может быть запечатлен опыт, знания, вкусы и способности многих
поколений. Именно через предмет человек способен познавать самого себя и свою
индивидуальность [18].

Таким образом, можно сказать, что развивающая
предметная среда является совокупностью материальных объектов деятельности
ребенка, которые функционально моделируют содержание его духовного и
физического развития.

Главной ее целью является создание условий для
творческой деятельности отдельного ребенка, для обеспечения актуального
физического и психического развития и совершенствования, а также обеспечение
зоны ближайшего развития и его перспективу [16].

Основополагающие идеи построения развивающей среды
в ДОУ заложены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.). Авторы которой
предлагали определять предметно-развивающую среду как организованное жизненное
пространство, способное обеспечить социально-культурное становление
дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого
развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде
является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная
среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне
преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации
творческих гипотез. Задействованная среда ребенком, ее активное познание,
изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и
взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое
благополучие [19].

Окружающая среда должна обеспечивать для ребенка
физическое, умственное, эстетическое, нравственное развитие и воспитание.
Поэтому предметы, которые окружают его с раннего детства, имеют определенное
воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Оборудование детских помещений помогает
реализовывать главную цель, которая заключается в организации воспитания
ребенка дошкольного возраста. Такой аспект можно объяснить научной основой,
опираясь на следующие принципы [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы