Курсовая с практикой на тему развивающая предметно-пространственная среда начальной школы как средство повышения образовательных результатов по русскому языку.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ УЧЕБНОГО КЛАССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 6
1.1. Понятие
«предметно-пространственной среды» в учебном процессе. 6
1.2.
Проектирование предметно-развивающей среды в начальной школе:
историко-педагогический аспект. 9
1.3.
Требования, предъявляемые к пространственно-педагогической среде в учебном
классе начальной школы.. 11
1.4.
Анализ опыта организации предметно-пространственной среды в начальной школе. 18
2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КЛАССА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА.. 24
2.1.
Организация констатирующего этапа. 24
2.2. Создание
развивающей предметно-пространственной среды на уроках русского языка в начальной
школе. 29
2.3.
Организация контрольного этапа опытно-экспериментального обучения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 44
Введение:
В настоящее время
одним из актуальных вопросов является – организация предметно-пространственной среды
учебного класса в начальной школе. Это обусловлено тем, что федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования
к образовательной среде школы, в которую и входит предметно-пространственная среда
учебного класса.
Современная научно-педагогическая
мысль активно развивается в направлении поиска не только прямых форм и способов
взаимодействия педагога с ребенком, но и косвенных. В ХХ веке активно развиваются
идеи создания образовательной среды как косвенного способа взаимодействия с ребенком
и педоцентрированного средства его развития. Требования ФГОС всех уровней подготовки
характеризуют образовательную среду как важнейшее условие реализации образовательной
программы. Одна из актуальных научно-педагогических проблем на сегодняшний день
— эффективная организация образовательной среды в начальной школе.
В нормативно-правовых
документах современного образования идея образовательной среды активно отражена,
но наибольшую проработку она получила в ФГОС дошкольного образования, тогда как
ФГОС на ступени начального и основного общего образования, хотя и отмечается необходимость
создания такой среды, не уточняются требования к ней. Нужно отметить, что младшие
школьники по своим возрастным особенностям близки со старшими дошкольниками и в
период адаптации в первом классе проблема грамотного наполнения предметно-пространственной
образовательной среды имеет особую значимость.
Основной проблемой
учителей является создание такой предметно-пространственной среды, которая будет
способствовать гармоничному развитию обучающихся с помощью возможности организации
в данной среде игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, учебной,
творческой деятельности.
При создании
предметно-пространственной среды необходимо помнить, что она должна учитывать возрастные
особенности младших школьников, способствовать развитию их способностей в процессе
самостоятельной и групповой деятельности, обеспечивать возможность двигательной
активности, возможность для уединения и благоприятно влиять на эмоциональное состояние
младших школьников. При этом стоит помнить, что данная среда должна быть безопасной,
содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной. Соблюдая все
вышесказанное, педагогам необходимо продумать и создать развивающую среду учебного
класса.
Проблема проектирования
образовательной среды образовательных организаций различного уровня отражена в многочисленных
диссертационных исследованиях (Н.А. Данилова, И.В. Крупина, О.Ф. Латыпов, И.И. Палашева,
Н.А. Спичко, А.К. Сорина и др.). В них отражены основания проектирования психологически
безопасной образовательной среды, информационной среды образовательной организации,
профессионально-ориентированной образовательной среды.
В историко-педагогическом
контексте нашего исследования привлекают внимание работы таких известных педагогов
как М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, С. Ньюман, В.А. Ясвин, М.Н. Трифонова, А.В.
Козулина и др.
Вопрос организации
развивающей предметно-пространственной среды учебного класса отражен в научных трудах.
Исследованию данного вопроса посвящены работы таких авторов: А.З. Зак, В.А. Ясвин,
В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Е.В. Высоцкая, И.А. Баева, И.М. Улановская, М.Ю. Гладких,
Н.И. Поливанова, О.Л. Трофименко и др.
Таким образом,
мы видим, что данная проблема освещена в трудах различных авторов, но несмотря на
это в настоящее время по-прежнему недостаточно научной литературы, посвященной созданию
предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе. Все это определило
проблему исследования – каким образом создать развивающую предметно-пространственную
среду учебного класса в начальной школе.
Объект исследования
– образовательная среда школы.
Предмет исследования
– предметно-пространственная среда классной комнаты в начальном звене школы.
Цель работы –
изучить предметно-пространственную среду учебного класса в начальной школе, выявить
ее специфику, дать рекомендации по ее созданию.
Для достижения
поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
— раскрыть понятие «предметно-пространственной
среды» в учебном процессе;
— раскрыть историко-педагогический аспект проектирования
предметно-развивающей среды в начальной школе;
— исследовать требования, предъявляемые к
пространственно-педагогической среде в учебном классе начальной школы;
— провести анализ опыта организации
предметно-пространственной среды в начальной школе;
— организовать исследование влияния
предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе на
результаты образовательного процесса на уроках русского языка.
Для решения поставленных
задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования, обобщение, сравнение; анкетирование,
статистическая обработка данных.
Гипотеза настоящего
исследования: развивающая предметно-пространственная среда способствует повышению
образовательных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Структура данной
работы отражает логику исследования и включает введение, две главы, заключение и
список литературы.
Заключение:
В
последнее время к общеобразовательной школе общество предъявляет новые задачи, ориентирующие
систему образования не только на качественное усвоение школьником знаний, но и на
формирование его личности, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Реализация
этих задач требует нового подхода к обучению. В связи с этим особое внимание и интерес
приобретает организация предметно-пространственной среды образовательного процесса.
В
работе рассмотрена проблема организации предметно-пространственной среды учебного
класса в начальной школе. На основе анализа психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования и полученных результатов анализа предметно-пространственной
среды учебного класса в начальной школе в различных ОУ нами были сделаны следующие
выводы:
Предметно-пространственная
среда ДОУ отличается от предметно-пространственной среды школы, но обе эти среды
объединяет то, что при правильной организации они способствуют развитию личности
ребенка.
Данные
среды должны быть открытыми и обновляться в соответствии с возрастными особенностями
детей и их потребностями, также предметно-пространственные среды должны обеспечить
активную и разноплановую деятельность обучающихся, создать условия для развития
коммуникативных универсальных учебных действий детей, а также для развития самостоятельности,
инициативности.
Предметно-пространственная
среда будет благоприятной только тогда, когда в ее организации будут принимать участие
все стороны образовательного процесса. Кабинет начальной школы должен быть обустроен
так, чтобы проявлялось уважение к каждому обучающемуся, а также забота о его здоровье.
Правильно
созданная предметно-пространственная среда позволяет облегчить образовательный процесс
и создает условия для всестороннего развития личности.
Существует
множество требований к оформлению, обстановке, зонированию учебного класса, предъявляемых
к пространственно-педагогической среде кабинета в начальной школе. Необходимо соблюдать
эти требования, так как, в частности, от этого зависит развитие личности обучающегося.
Полученные
результаты анализа предметно-пространственной среды учебного класса в начальной
школе в различных ОУ позволили сделать вывод
о том, что во всех ОУ в полной мере продумана только комфортабельность классной
комнаты, но большинство критериев, по которым осуществлялся анализ среды, находятся
у приоритетных позиций.
Также
на основании результатов были выделены критерии, которые оказались самыми слабыми,
а это значит, что существуют недостатки в их организации. К таким критериям относятся:
зонирование среды; возможность менять зоны; связь с ближайшим социумом; учет различных
видов активности детей; обращение к родителям; сменяемость учебной наглядности.
Таким
образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. В
рамках данного исследования нами была выдвинута гипотеза, допускающая предположение,
что развивающая предметно-пространственная среда на уроках русского языка оказывает
положительное влияние на развитие познавательной активности учащихся.
Для
подтверждения данной гипотезы было организованно опытно-экспериментальное обучение
учащихся, с использование лингвистических игр на уроках русского языка, которое
проходило в три этапа. На первом, констатирующем этапе опытно-экспериментального
обучения, с помощью специально отобранных методик, был определен уровень познавательной
потребности и познавательного интереса школьников.
Результаты,
полученные на данном этапе установили, что большинство респондентов имели средний
и высокий уровень познавательного интереса, однако, присутствовало также 20% учащихся,
которые не испытывали интереса и желания изучать предмет «Русский язык», уровень
познавательной потребности, данной группы учащихся также находился на уровне ниже
средних показателей по классу.
На
втором, формирующем этапе опытно-экспериментального обучения, были разработаны и
предложены рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной
среды.
И
наконец, на заключительном, контрольном этапе, было проведено исследование динамики
уровня познавательного интереса к изучаемому предмету и уровня сформированности
познавательной потребности школьников, которое позволило сделать следующие выводы.
Во-первых,
произошли значительные изменения уровня познавательного интереса к предмету русский
язык, выросли средние показатели в каждой из опрошенных групп, учащиеся стали активнее
включаться в учебную деятельность, чувствуют большую вовлеченность в процесс обучения,
легче устанавливают эмоциональный контакт с преподавателем и одноклассниками.
Во-вторых,
произошли качественные изменения уровня интенсивности познавательной потребности.
Значительно большее количество учащихся, стали обращать внимание на самостоятельность
выполнения работы и получать эмоциональное удовлетворение от учебного процесса.
Таким
образом, полученные результаты диагностики позволили разработать рекомендации по
оптимальному конструированию слабых позиций классной комнаты как учебного класса.
Из полученных рекомендаций был сделан вывод о том, что все слабые позиции предметно-пространственной
среды учебного класса можно улучшить. Задача учителя грамотно выбрать тот способ,
который будет подходить именно для его учебного кабинета, но при этом не стоит забывать
о требованиях ФГОС и СанПиН.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИЯ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КЛАССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие «предметно-пространственной
среды» в учебном процессе В последнее время
образовательной среде уделяется большое внимание в философии, в социологии, в педагогике
и в психологии. Термин «среда» имеет несколько значений, среди которых нам наиболее
подходит «множество условий для функционирования чего-либо, совершения какой-либо
целенаправленной деятельности». [1]
В педагогических
словарях дано несколько определений образовательной среды. Под образовательной средой
понимают совокупность условий, процессов, взаимодействий, средств, элементов и т.д.,
нацеленных на воспитание и развитие личности, формирующих условия для осуществления
деятельности.
Понятие образовательной
среды по-разному трактуется педагогами и психологами.
Под образовательной
средой В.А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному
образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении» [8]. Она включает в себя:
1) отношение
между участниками педагогического процесса;
2) предметно-развивающую
среду;
3) содержание
образования.
Н.Б. Крылова
определяет образовательную среду как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия
образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных
процессов.
По В.В. Рубцову,
образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста
характеризуется: а) взаимодействием обучаемого и обучающего, б) такими важнейшими
процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия, в) такой важнейшей характеристикой
как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось и как
оно развивается.