Курсовая с практикой на тему Развивающая предметно-пространственная среда, как условие развития речи детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Научно-теоретические исследования проблемы развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 5
1.1. Основные понятия курсовой работы 5
1.2. Возрастные особенности развития развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 8
1.3. Цели и задачи моделирования развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 10
1.4. Методика работы по развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 14
Вывод по главе 1 17
Глава 2. Исследования особенностей развития по развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 18
2.1. Анализ педагогических диагностик направленных на исследование развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 18
2.2. Результат исследования развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей 20
Выводы по главе 2 24
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Актуальность работы. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем.
Одним из важных условий, которые способствуют развитию речи ребенка, является предметно-пространственная развивающая среда дошкольного учреждения. Важным условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, которые определены во ФГОС ДОО. Опираясь на гибкое зонирование группы ДОО и ее свободной планировки, пространственная среда обеспечивает активную жизнедеятельность воспитанников и возможность для их индивидуального самовыражения.
Учитывая условия реформирования системы образования, в том числе дошкольного и начального звена, подход к предметной среде, ее развитие и конкретизация в дошкольных учреждений, становится особенно актуальным, так как образовательная и развивающая предметная среда являются неотъемлемым условием развития речевой деятельности дошкольников.
На актуальность исследования указывает так же то, что предметно-пространственная среда представляет систему материальных объектов деятельности дошкольников, функционально моделируя содержание их духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств для обеспечения различной деятельности детей. При этом оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития каждого ребенка и его деятельности.
Важный вклад в изучении предметно-пространственной среды вложили исследования Л.А. Венгера, Ф.А. Сохина, Н.Н. поддъякова, О.М. Дьяченко. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада внесли С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина и др.
Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Целью исследования является определение особенностей построения предметно-пространственной среды для развития речи дошкольников.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные понятие предметно-пространственной среды и развития речи дошкольников.
2. Изучить особенности построения предметно-пространственной среды для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать цели и задачи моделирования предметно-пространственной среды для развития речи дошкольников.
4. Описать методики работы по построение предметно-пространственной среды для развития речи детей.
5. Организовать исследования особенностей развития речи детей.
6. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования выступает процесс организации предметно-пространственной среды как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является изучение особенностей развития речи дошкольников.
Для решения поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня развития речи дошкольников.
4. Количественный и качественный анализ полученных данных
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.
Заключение:
Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать в себя три главных компонента – предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. Наполнением развивающей среды (другими словами, ее предметное содержание) являются игры, предметы и различные игровые материалы, учебно-методические пособия и учебно-игровое оборудование.
Учитывая возраст, опыт и личностные особенности воспитанников дошкольного учреждения, должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.
Такая цель предполагает, что должно быть решены такие задачи как обеспечение чувства психической защищенности, доверия ребенка к миру и радости существования, формирование начал личности и развитие индивидуальности. Это говорит о том, что направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от взрослого, который занимается обустройством предметно-пространственной организации его жизни, выбором игрушек и дидактических пособий, которые показывают, как может развиваться их потенциал даже от того, как они расположены.
Все, что входит в окружение ребенка, формирует его психику и является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно взрослому необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, в частности в организации предметно-пространственной среды.
Воспитатель и дети должны быть творцами своего предметного окружения, в котором важное место занимает принцип развития, представленный стимулами, провоцирующими игровые интересы каждого ребенка. Очень важным моментом при этом выступает то, что среда должна быть более индивидуальной.
Таким образом, предметно-пространственная среда влияет на эмоциональную насыщенность игровой деятельности ребенка. Эстетизация среды вызывает желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая развитие дошкольника и является универсальным средством саморазвития личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические исследования проблемы развивающей предметно-пространственной среды как условия развития речи детей
1.1. Основные понятия курсовой работы
Любая реальная действительность, которая является условием для развития человека, называется – средой. Среда развития ребенка выступает как пространство его жизнедеятельности. Другими словами, это такие условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, являющиеся одним из фундаментов для построения личности ребенка.
Среда является полем для социальной и культурной деятельности, образа жизни и сферой передачи и закрепления социального опыта, определенной культуры и субкультуры, а так же для развития творчества. Формирование образа среды выступает как важная задача педагоги, так как способствует формированию у каждой личности представлений о целях и образе жизни.
С.Л. Новоселова определяет среду как единство социальных и предметных средств, которые необходимы для обеспечения различной деятельности ребенка, которые влияют на его духовное и физическое развитие [18].
Н.В. Нищева говорит о том, что развивающая образовательная среда представляет собой комплекс возможностей для саморазвития личности ребенка. Автор определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [19].
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой составную часть развивающей среды дошкольного детства. Так, философский взгляд на предметно-пространственную среду, говорит о том, что она представляется как совокупность предметов, которые могут наглядно показывать воспринимаемую форму существования культуры, так как именно в каждом отдельном предмете может быть запечатлен опыт, знания, вкусы и способности многих поколений. Именно через предмет человек способен познавать самого себя и свою индивидуальность [15].
Таким образом, можно сказать, что развивающая предметная среда является совокупностью материальных объектов деятельности ребенка, которые функционально моделируют содержание его духовного и физического развития.
Главной ее целью является создание условий для творческой деятельности отдельного ребенка, для обеспечения актуального физического и психического развития и совершенствования, а так же обеспечение зоны ближайшего развития и его перспективу [17].
Окружающая среда должна обеспечивать для ребенка физическое, умственное, эстетическое, нравственное развитие и воспитание. Поэтому предметы, которые окружают его с раннего детства, имеют определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.
Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов [13].
Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие [4].