Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии 4

1.1. Творческие способности: определение, виды, развитие 4

1.2. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 11

1.3. Применение элементов песочной терапии для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 14

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии 20

2.1. Изучение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20

2.2. План работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей с помощью элементов песочной терапии 27

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 30

Заключение 34

Список литературы 36

Приложение 39

Приложение 1 39

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В течение многих лет вопросы развития творческих способностей детей притягивает к себе пристальное внимание множества авторов, педагогов, психологов и исследователей. Это основано на постоянно возрастающих потребностях современности в активных личностях, которые способны ставить перед собой новые задачи и решать их, постоянно совершенствовать накопленные в обществе знания. Для того чтобы успешно жить и действовать в сегодняшнем обществе, быть конкурентоспособным, важно быть постоянно готовым к переменам, владеть мобильными трудовыми функциями, способным творчески подходить к решению различных проблем, сохраняя при этом собственную неповторимость.

Одной из первостепенных задач в современной педагогике является задача создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала и воображения каждого ребёнка дошкольного возраста. В условиях внедрения ФГOC ДO актуализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста.

Проблемой формирования и развития способностей личности занимались отечественные и зарубежные психологи Д.Б. Богоявленская [2], О.М. Дьяченко [10], П. K. Энгельмейер [26] и другие.

Творческие способности, как одну из сторон развития личности, рассматривали В.Н. Дружинин [9], Я.А. Пономарев [20], С.Л. Рубинштейн [21] и другие.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. В решении задачи по развитию творческих способностей дошкольников может помочь такая технология, как песочная терапия.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии.

Гипотеза исследования: использование песочной терапии будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристику творческих способностей детей дошкольного возраста и рассмотреть их развитие у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить применение элементов песочной терапии для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии .

Методы исследования: изучение литературных источников (методических, психологических, педагогических), анализ, синтез, сравнение, систематизация, наблюдения, эксперимент, математические методы обработки количественных результатов.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты и выводы:

1. Творческие способности являются человеческими способностями, которые рождают что-то абсолютно новое по качеству. Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Общее определение понятия «творческие способности» — это индивидуальные психологические особенности качества человека, которые определяет успешность выполнения им творческой деятельности различного рода и напрямую не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

2. Было определено, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. Это этап интенсивного психологического развития личности, так как происходят прогрессивные изменения во многих сферах сознания, совершенствуются психические процессы (внимание, память, воображение, речь, мышление), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей. Ребёнок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. Основным направлением развития творческих способностей дошкольников является – развитие мышления и воображения.

3. Песочная терапия развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; формируют у ребенка представления об окружающем мире; развивают мелкую моторику, глазомер; успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; воспитывают чувство успешности и уверенности в себе; помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

4. Исследование по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ Детский сад №60 «Теремок» Кемеровская область, город Белово. В практическом исследовании приняли участие 20 детей. Для определения исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие диагностические методики: «Дорисовывание фигур» (авт. О. М. Дьяченко), методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой, методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова. Можно отметить, что на констатирующем этапе преобладает средний уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

5. На втором этапе исследования мы организовали работу, направленную на повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии. Приемы, используемые на занятии: «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка.

6. Полученные результаты подтверждают, что использование песочной терапии является эффективным средством в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены. Гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов песочной терапии

1.1. Творческие способности: определение, виды, развитие

Вопросы развития творческих способностей были актуальны во все времена. Творческая деятельность содействует формированию навыков самостоятельности, инициативности, активности и формированию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-либо новое.

Исследование вопроса развития творческих способностей в значительной мере зависит от того, каким является подход к определению содержания понятия этих способностей. Достаточно часто творческие способности рассматриваются в качестве способностей к осуществлению различных разновидностей художественной деятельности (к красивому рисованию, сочинению стихов, красивому пению и т.д.).

Содержание термина «творчество» является дискуссионным. Подходы различных авторов к трактовке данного термина существенно отличаются.

Творчество может рассматриваться в виде свойства, присущего материи в целом, либо лишь человеку. Первый подход предполагает широкое представление о законах, которые управляют действительностью, основывается на общности эволюции природы.

По мнению П.К. Энгельмейкера, творчество человека является определенным этапом развития жизни, представляющим собой, в свою очередь, продолжение творчества природы [26].

Е.Н. Иванова рассматривает творчество как основание процесса эволюции вселенной в целом. Соответственно, подобный подход рассматривает творчество как качество, которым обладает и неживая природа, и живая природа, в т.ч. человек, и человеческий социум [12].

Т.С. Комарова считает, что «Творчество – это привычная, естественная функция мозга, которая является и реализуется в деятельности в меру наличия специальных возможностей или другой конкретной деятельности» [13].

Как полагает Я.А. Пономарев, творчество выступает необходимым условием, в отсутствие которого материя не может развиваться. Творчество есть условие образования новых форм материи. Если возникает новая форма материи, происходит изменение и самих форм, в которых протекает творчество [20].

Рассматривая творчество как специфический вид человеческой деятельности, авторы выделяют в нем такие характеристики, как новизна и общественная значимость нового, особо ценного для обогащения культуры, при этом указывая на важнейшие аспекты (признаки), связанные с самореализацией личности, ее предметным утверждением в мире.

Если результат творческой деятельности субъекта может быть новым для всего человечества (то есть обладает объективной новизной), исходя из анализа имеющейся информации во всем мире на момент получения этого результата, а также является полезным и значимым для общества или человеческой цивилизации в целом, то мы называем такое творчество объективным творчеством.

Многие исследователи отмечают, что творчество является высшей формой поисковой активности и естественной потребностью человека. В понимании Д.Б. Богоявленской творчество выступает как высшая форма активности, в которой умственные способности составляют фундамент. Определяя широту и глубину познавательного интереса, они проявляются, преломляясь через структуру личности. Исходя из вышесказанного, творчество определяется как вид человеческой деятельности, направленный на решение творческой задачи, разрешение противоречия. Для этой деятельности необходимы объективные, социальные, моральные и субъективные личностные условия, такие как знания, умения, творческие способности. При этом результат творческой деятельности должен обладать новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью [2].

Большинство ученых (Л.С. Выготский [7], С.Л. Рубинштейн [21] и др.) в определениях понятия «творчество», выделяют два взаимосвязанных компонента: «деятельность» и создание «нечто нового».

Иной подход к творчеству предполагает трактовку его в виде индивидуальной особенности, которая характерна для жизнедеятельности человека. Творчество в данном случае рассматривается как черта, позволяющая проводить различие между человеком и любыми разновидностями представителей животного мира.

Анализ литературы позволяет утверждать, что творчество не относится только к художественным способностям – это явление любого направления деятельности человека. И может проявляться во всех сферах человеческой жизни, деятельности, существования.

Понятие способностей основывается на отличиях, существующих между людьми, с точки зрения качественных и количественных характеристик продуктивности осуществляемой ими деятельности.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, развитие которых – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. Развитие способностей у детей происходит в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки – и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные – превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Как полагает Н.А. Бурова, сущность творческих способностей состоит в том, что их реализация представляет собой процесс, в рамках которого формируется нечто новое. Результатом данного процесса может выступать изменение сознания и поведения человека, а также продукты творческой деятельности, имеющие внешнее выражение [4].

Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [22].

В изучении понятия творческих способностей участвовал также и C.Л. Рубинштейн. В своих исследованиях автор уделил данному понятию большое внимание. Под способностями он понимает пригодность к определённой деятельности. При этом о наличии способностей можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения в деятельности [21].

Также проявление творческих способностей может фиксироваться через такие характеристики деятельности как уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Также психологи считают, для творческой личности свойственны высокая мотивация к деятельности. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.

О.И. Мотков под творческими способностями понимал способность познавать и изумляться, умение отыскивать решения в нестандартных обстановках, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому пониманию своего опыта [18].

В.Д. Шадриковым творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют персональный критерий выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы