Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития звуковой
культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. 6

1.1. Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя
по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. 6

1.1.1. Анализ нормативно-правовых документов по вопросам
развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. 7

1.1.2. Анализ образовательных программ в аспекте развития
звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. 9

1.2. Психолого-педагогические аспекты развития звуковой
культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. 12

1.2.1. Сущность понятия «звуковая культура речи» и ее
особенности. 12

1.2.2. Возрастные особенности развития звуковой культуры
речи у детей старшего дошкольного возраста. 13

1.3. Методика работы воспитателя по развитию звуковой
культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. 17

1.3.1. Направления работы воспитателя по развитию звуковой
культуры речи  17

1.3.2. Методы и приемы работы воспитателя по развитию
звуковой культуры речи. 21

1.3.3. Средства работы воспитателя по развитию звуковой
культуры речи  24

1.5. Словарь понятий. 28

Выводы по главе 1. 32

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию
звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью
дидактических игр  33

2.1. Диагностика уровня развития звуковой культуры речи у
детей старшего дошкольного возраста. 33

2.2. Методические рекомендации по развитию звуковой
культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. 41

Список литературы.. 48

Выводы по главе 2. 50

Заключение. 51

Список
литературы   53

  

Введение:

 

Актуальность
исследования определяется уникальностью роли, которая
отводится родному языку для становления личности детей дошкольного возраста.
Традиционно психологи, философы и педагоги рассматривают язык и речь во
взаимосвязи и взаимодействии с психическим развитием личности ребенка. Так,
речь оказывает воздействие на развитие мышления, воображения, памяти и
эмоциональной сферы. Выступая как важное средство общения человека и познания
окружающей действительности, язык является основным каналом приобщения к
ценностям духовной культуры и важнейшим условием воспитания и обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее ФГОС ДОО) предполагает, что развитие звуковой и
интонационной культуры речи является одной из основных задач в образовательной
области речевого развития. Указанная задача заключается в воспитании у детей
чистого и ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и
хорошей дикции, выразительности речи и т.п.

Все это говорит о том, что развитие речи, в частности
ее звуковой стороны, словарного состава и грамматического строя выступают одной
из основных зада воспитания ребенка в дошкольном возрасте. При этом следует
помнить, что чистота речи напрямую зависит от множества факторов, среди которых
развитие речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата.
Каждый из этих компонентов часто не может достигнуть нужного уровня развития
без специальной тренировки.

Звуковую сторону речи дошкольников принято
рассматривать в разных аспектах. Во-первых, как развитие восприятия речи и как формирование
рече-двигательного аппарата, по мнению таких ученых как Е.И. Тихеева, О.С.
Ушакова, Н.А. Стародубова, Н.Е.
Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Другие исследователи, а именно А.Н. Гвоздев, И.В.
Янченко, Д.Б. Эльконин, И.А.
Зимняя, обращают внимание на роль
развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Они говорят о том, что
дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи.

Ф.А. Сохин, А.М.
Бородич, О.И.Соловьева, Р.Е. Левина также указывают, что от понимания особенностей звуковой стороны речи
можно выявить взаимосвязь с формированием произвольности речи. Авторы говорят о
том, что от звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на
слушателей, отмечая важность специальной работы над звуковой стороной речи.

Противоречие
исследования заключается в том, что, несмотря на
широкое использование дидактических игр в учебно-воспитательной работе детского
сада, их применение для развития звуковой культуры речи недостаточно.

Проблема исследования:
каковы условия использования дидактических игр для развития звуковой культуры
речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект
исследования — процесс развития звуковая культура речи
у детей старшего дошкольного возраста

Предмет
исследования – дидактические игры как средство
развития звуковая культура речи у детей старшего дошкольного возраста

Цель
исследования – изучить уровень развития звуковой
культуры речи у старших дошкольников, на основе которого составить методические
рекомендации по использованию дидактических игр при развитии звуковой культуры
речи.

Задачи
исследования:

1. Изучить
нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по развитию звуковой
культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выделить
психолого-педагогические аспекты развития звуковой культуры речи у детей
старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать
методику работы воспитателя по развитию звуковой культуры речи у детей старшего
дошкольного возраста.

4. Провести диагностику
уровня развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Составить методические
рекомендации по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного
возраста с помощью дидактических игр.

Теоретическая
значимость исследования представлена уточнением дефиниции
«звуковая культура речи» и «дидактические игры», выделением основных понятий по
данной проблематике.

Практическая
значимость данной работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы при работе со старшими дошкольниками в учебных
учреждениях при формировании у них звуковой культуры речи, а так же определении
направления деятельности педагогов, которые занимаются развитием речи
дошкольников, начиная с раннего возраста.

Методологические
основы исследования:

— теоретическая
концепция  Л.С.  Выготского 
в  рамках  культурно-исторического  подхода 
(К.А.  Абульханова-Славская  А.Н. 
Леонтьев,  С.Л.  Рубинштейн, 
и  др.); — теория речевой
деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А.
Сохина, А.М. Шахнаровича и Д.Б. Эльконина и др.

Методы
исследования:


теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение
психолого-педагогической документации детей;


эмпирические методы: анализ речевой деятельности детей (тестирование,
анкетирование);

— метод количественного и
качественного анализа результатов диагностического исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь является
великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность
для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются
условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных
форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.

Любая задержка
или нарушение в ходе развития речи ребенка накладывают свой отпечаток на его
будущую деятельность и поведение. Так, плохо говорящие дети, при осознании
своего недостатка, могут становиться молчаливыми и нерешительными, что в свою
очередь приводит к затруднениям в их общении с другими людьми.

Воспитание
звуковой культуры речи у детей — одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников.
Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих
групп приходится работать с детьми, имеющими серьезные проблемы в развитии
речи, которые оказывают негативное влияние на общее развитие ребенка. Таким
детям необходима целенаправленная систематическая работа по преодолению речевых
нарушений.

Проведенное исследование
у дошкольников экспериментальной группы позволило нам выявить ряд ошибок, а
именно:

1. Обследование фонематического
восприятия показало не сформированное фонематическое
восприятие, дети допускали ошибки в заданиях на различение слогов, не могли
определить наличие определенного звука в слове, или же посчитать количество
звуков в словах, составить из предложенных звуков слова и т.п.

2. В задании, которое было направлено на определение
заданного звука в ряду звуков, слогов и слов, у дошкольников наблюдались
пропуски, а также же дети проявляли реакцию на акустические или артикуляционно
схожие звуки.

3. При воспроизведении рядов или пар
слов у детей также наблюдалось большое количество ошибок. Основные ошибки были
связаны с воспроизведением пар слов, в которых дети опускали слова из пары
(второго или третьего слова).

4. При обследовании различения на слух
сходных звуков в паронимах у всех детей были выявлены ошибки. Зачастую дети
использовали элементы угадывания при реакции на то или иное слово.

5.
Что касается задания на различение
на слух правильных или искаженно произнесенных звуков, то только 1 ребенок
справлялся с заданием, остальные дети допускали большое количество ошибок.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на
усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на
выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие
слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и
голосового аппарата.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы проблемы развития звуковой культуры речи у детей старшего
дошкольного возраста

1.1. Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по
развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Основные нормативно-правовые документы
федерального уровня Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012.года № 273-ФЗ (в редакции от 09.07.2016 года) и приказ
Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
внесли значительные изменения в систему дошкольного образования. В главе 6
статье 64 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012года № 273-ФЗ (в редакции от 09.07.2016 года) говорится
(1):

1. Дошкольное образование нацелено на развитие общей
культуры, нравственных, развитие физических, личностных, интеллектуальных,
эстетических качеств, развитие предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2.Образовательные программы дошкольного образования
нацелены на многоплановое развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и личных особенностей. В том числе результат достижения детьми дошкольного
возраста уровня развития, которое необходимо для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.

Освоение образовательных промежуточных программ дошкольного образования
не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы