Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие звукослоговой структуры слова на интегрированных занятиях с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Особенности формирования звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития 5
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования звукослоговой структуры речи 5
1.2 Особенности развития детей с задержкой психического развития 12
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития звукослоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития на интегрированных занятиях 21
2.1. Организация и методики исследования 21
2.2. Практическая работа по коррекции звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития на интегрированных занятиях 32
2.3 Сравнительный анализ результатов коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова 35
Заключение 39
Литература 41

 

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Важное место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению звуковой и слоговой структурой слова. Овладение слоговым составом языка начинается с раннего возраста. К 3 годам большинство детей усваивают сложный слоговый состав множества слов, а к старшему дошкольному возрасту практически все дошкольники способны произносить слова любой сложности.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают задержкой психического развития. У многих из них в той или иной степени прослеживается нарушение звукослоговой структуры слова. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
На актуальность данной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение звукослоговой структуры слова представляет собой одну из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе.
Степень изученности темы. Вопросами особенностей состояния звукослоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занималось множество ученых и логопедов. Так, А.Р. Лурия в своей работе «Высшие корковые функции человека» дает нейропсихологическое обоснования формирования слоговой структуры слов. Б.М. Теплов отмечает, что чувство ритма представляет основу для слогосложения. Н.С. Жукова в своих исследованиях предлагает периодизацию формирования слоговой структуры слов при нормальном развитии и у детей с ЗПР.
Некоторые авторы (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Б. Китерман) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР.
Целью курсовой работы является определение возможностей интегрированных занятий для развития звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что только интегрированные занятия дают возможность улучшить уровень сформированности звукослоговой структуры слов у дошкольников с ЗПР. При этом коррекционно-логопедическая работа должна иметь четкую структуру и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить лингвистические и психолингвистические аспекты исследования звукослоговой структуры речи.
2. Охарактеризовать особенности развития детей с задержкой психического развития.
3. Организовать исследование особенностей развития звукослоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития на интегрированных занятиях.
4. Провести практическую работу по коррекции звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития на интегрированных занятиях.
5. Проанализировать результаты коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова.
Объектом исследования выступают особенности формирования звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является развитие звукослоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития на интегрированных занятиях
В процессе написания работы были использованы такие методы исследования: Теоретический метод, организационный метод, экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), сравнительный метод.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нарушение звукослоговой структуры слов имеет значительную сложность для логопедической работы. Так, недостаточная степень коррекции данного вида речевой патологии в дошкольном возрасте приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также способствует формированию так называемых вторичных психических наслоений, которые связаны с болезненными переживаниями этих явлений, о чем говорит нам повседневная логопедическая практика.
Определено, что в условиях нарушения речевого развития важным для логопедической теории и практики является вопрос об искажениях слоговой структуры слов у дошкольников. Как отмечается в педагогической литературе, дети с аномалиями речевого развития характеризуется разными проявлениями нарушений слоговой структуры слова, в частности заменами, пропусками и перестановками, повторениями звуков и слогов, упрощениями групп согласных и т.д. При этом искажения слоговой структуры слова оказывает отрицательное влияние на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического развития ребенка и на овладение в будущем письменной речь. Особенность таких нарушений проявляется в их большой распространенности среди детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
В процессе изучения данного вопроса было определено, что логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова является частью общей коррекционной работы, направленной на преодоление речевых нарушений, которая опирается на такие принципы – онтогенетический, этипатогенетический, принцип наглядности, системности, постепенного перехода от простого к сложному, а также принцип развития и ведущей игровой деятельности.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР имеет некоторые сложности при логопедической работе. Одновременно с этим главной целью логопедической работы должно выступать правильное оформление слова с точки зрения его произношения у детей с ЗПР, однако при создании единой комплексной методики необходимо осуществлять работу над всей речевой системой в целом. Другими словами, важно работать над звуковой, слоговой стороной речи, над грамматическим строем, над фразой и развитием фонематических процессов, а также психических функций дошкольника.
Проведенное экспериментальное исследования показывает, что примененная нами методика коррекционно-логопедического воздействия дала возможность достигнуть значительных положительных результатов в преодолении нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР. Что позволяет нам подтвердить раннее выдвинутую гипотезу исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности формирования звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования звукослоговой структуры речи
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе [29].
Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается единым дыхательным толчком. Слово может состоять из одного, двух или нескольких слогов. Более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова, называется словесным ударением. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распределяется неравномерно [40].
Изучение слоговой структуры слова представляет одну из сложных и важных проблем общей фонетики в современных лингвистических исследованиях. Одновременно с этим не существует единого понимания сущности слога и его роли в языке.
Так, лингвистический словарь определяет слог фонетико-фонологической единицей, которая занимает промежуточное положение между звуком и речевым тактом [3].
А.А. Леонтьев предлагает понимать слог минимальным сегментом потока речи, который можно произносить в изолированной позиции. Автор говорит о том, что слог является особенно неуловимой психолингвистической единицей, имеющей множество коррелятов в языковом стандарте при различных физиологических активностях организма. А.А. Леонтьев так же отмечает, что критерий «актуальной изолированности» является главным условием для выделения слога [26].
Во всей совокупности акцентных вершин слоги представляют собой кратчайшее звено ритмической организации речи. А мелодический рисунок слога, который при этом возникает, является фонетическим оформлением синтагмы и предложения. Важно отметить, что наличие тонального элемента выступает одним из значимых условий, который необходим для образования слога.
Исследования различных авторов говорят о том, что ранее понимание ребенком слов и фраз, которые произносятся взрослыми, основывается не на восприятии ими фонематического состава слова, а на улавливании общей ритмико-методической структуры слова или фразы. В раннем возрасте слова, слоги и фразы воспринимаются ребенком единым нерасчлененным звуком, который имеет определенную ритмико-мелодическую структуру. Отмечается, что период дофонемного развития речи протекает в течение первого года жизни ребенка, потом сменяясь периодом фонематического развития речи [32].
Один из исследователей, В.П. Глухов, отмечает несколько этапов развития языкового сознания ребенка, начиная от различения далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов [10].
С функциональной точки зрения звуки речи изучает такая наука как фонология, в которой звуки рассматриваются как смыслоразличительные единицы. Фонология занимается изучением фонемы, которая является кратчайшей звуковой единицей языка, обладающей способностью различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.
Так, в зависимости от положения фонемы по отношению к другой фонеме, к ударению или месту в слове, принято различать сильные и слабые позиции фонемы. При этом сильная позиция способствует выполнению фонемой ее дифференцирующих функций, в ней различается наибольшее количество звуковых единиц. Позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой ее дифференцирующих функций, является слабой, в ней различается меньшее, чем в сильной позиции, количество звуковых единиц.
Выделяются сильные и слабые фонемы. Сильная фонема – это фонема в сильной позиции, она обладает максимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда. Слабая фонема – это фонема в слабой позиции, она обладает меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда. Различительный признак – это признак, который можно в данной позиции заменить другим, оставив остальные признаки неизменными [33].
Рассмотрим уровни фонематического развития ребенка. Так, изначально происходит формирование фонематического восприятия, которое является процессом узнавания и различения звуков речи. В это время в восприятии речи слова не расчленяются, а их звуковой состав не осознаваем для ребенка. С процессом взросления ребенок овладевает фонематическим анализом и синтезом [15].
Здесь следует отметить, что возможно фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда происходит нарушение процесса формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Такие нарушения наблюдаются у детей с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикулярно-фонематической формой [17].
Далее, при усвоении звуковой стороны языка протекают два взаимосвязанных процесса:
1. Процесс развития восприятия звуков речи.
2. Процесс развития произносительной стороны речи.
Даже в крике маленького ребенка можно наблюдать гласноподобные звуки, которые имеют носовой оттенок. Ребенок так же может издавать звуки, которые приближенно напоминают такие согласные как г,к,н. Но произношение этих звуков имеет рефлекторный характер, поэтому их не следует рассматривать как предшественников фонем

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы