Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы развития зрительно-пространственного восприятия у старших
дошкольников с задержкой психического развития. 6

1.1.
Зрительно-пространственное восприятие как психический процесс. 6

1.2.
Особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 10

1.3.
Коррекция зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 16

Глава 2.
Экспериментальное изучение развития зрительно-пространственного восприятия у
старших дошкольников с задержкой психического развития. 25

2.1
Организация и база исследования. 25

2.2 Анализ
результатов исследования развития зрительно-пространственного восприятия у
старших дошкольников с задержкой психического развития. 30

Заключение. 43

Список
литературы.. 46

 

  

Введение:

 

Специальные ФГОС для
детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как
неотъемлемая честь ФГОС общего образования.

Данный подход, в свою
очередь, согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка, а также Конституцией
РФ, которая гарантирует право на обязательное и бесплатное среднее образование
абсолютно каждому ребенку.

В связи с
совершенствованием системы образования в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» становится необходимым внедрение в практику деятельности
общеобразовательных организаций комплекса мер, которые должны своевременно
обеспечивать адекватные условия для развития каждого ребенка в соответствии с
его возрастными особенностями, получения качественного образования и
всестороннего развития личности в целом. Одним из условий формирования этой
личности является успешное сенсорное развитие детей. Именно дошкольное детство
является периодом, в котором происходит интенсивное сенсорное развития ребёнка
– совершенствование его ориентировки в окружающем пространстве. Особо важную
роль здесь играет зрительно-пространственное восприятие, так как это достаточно
сложный, системный, многоуровневый психический процесс, сложная работа, в
процессе которой происходит анализ большого количества раздражителей,
действующих на глаз.

Зрительно-пространственное
восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество
развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы
ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных
форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой
психического развития, является одной из наиболее значимых
психолого-педагогических проблем.

Роль зрительного
анализатора в отражении человеком окружающего мира достаточно велика, потому
как помощи зрения человек следит за правильностью действий, которые он
осуществляет, а также в совокупности с ощущением зрительно-пространственное
восприятие является источником эстетических переживаний. Поэтому нарушения в
его формировании значительно обедняют чувственный опыт человека. Недостаточный
уровень сформированности зрительных форм восприятия резко уменьшает возможность
успешного обучения ребенка.

Проблема развития и
совершенствования зрительно-пространственного восприятия в дошкольном возрасте
была предметом исследований таких известных учёных, как П.Б. Шошин, Р.И.
Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Однако в условиях перехода отечественной
системы специального образования на ФГОС, эти классические подходы требуют
нового осмысления. Именно поэтому тема данного исследования очень актуальна.

Всё вышеперечисленное
позволяет судить нам о том, что коррекция зрительных форм восприятия является
одним из основных составляющих элементов дошкольного воспитания детей с
задержкой психического развития, так как его недоразвитие может повлечь за
собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших
психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной
деятельности в целом.

Цель исследования:
теоретически изучить и практически определить особенности развития
зрительно-пространственного восприятия детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР.

Объект исследования:
зрительно-пространственное восприятие старших дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования:
содержание коррекционной работы по развитию зрительно-пространственного
восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме
исследования.

2. Выявить уровень
сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР.

3. Подобрать игры и
упражнения, направленные на коррекцию зрительно-пространственного восприятия
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методы исследования:
изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы) по
изучаемой проблеме, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных, обобщение.

Структура работы:
выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, оглавления,
введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и
приложения.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа
психолого-педагогической литературы и проведенного экспериментального
исследования была изучена актуальная проблема современной науки – развитие
зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
посредством дидактической игры в процессе психолого-педагогического
сопровождения.

Анализ научной литературы
показал, что восприятие – это психический процесс отражения в сознании
объективной и субъективной реальности с помощью органов чувств. Зрительное
восприятие является результатом деятельности зрительной анализаторной системы,
возникает на основе зрительных ощущений, включает сенсорную обработку
визуальной информации, предполагает выделение из комплекса воздействующих
признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от
несущественных, их оценку, интерпретацию и категоризацию, делает возможным
создание интегральной картины мира действительности. Сензитивным периодом для
развития зрительного восприятия является ранний и дошкольный возраст, когда
восприятие является одной из ведущих психических функций в развитии ребенка. В
старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных
видов деятельности развиваются и совершенствуются.

Особым путем идет
развитие восприятия у детей с задержкой психического развития. В научной
литературе под задержкой психического развития понимается форма дизонтогенеза,
при которой формирование психических функций происходит в замедленном темпе, с
отставанием от нормативных значений. Задержка психического развития
характеризуется многообразным проявлением и разносторонностью образовательных
потребностей учащихся, которые зависят от того, какие факторы были причиной
формирования данной формы дизонтогенеза. В формировании задержки психического
развития выделяют пренатальные, натальные и постнатальные факторы. Детям с
задержкой психического развития необходимо более длительное время на
переработку сенсорной информации, вследствие нарушения зрительного восприятия у
детей отмечается фрагментарность представлений об окружающей действительности.

Для развития зрительного
восприятия у детей с задержкой психического развития необходимо
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, под которым
понимается оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и
социального развития, сохранения и укрепления здоровья. Модель
психолого-педагогического сопровождения развития зрительного восприятия старших
дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры
включает целевой, диагностический, коррекционный, аналитический и
результативный блоки. Работа по коррекции самооценки младших школьников с
задержкой психического развития должна строиться поэтапно, на основе
определенных принципов, в форме групповых занятий, посредством различных
методов.

Важное место в структуре
разработанной модели занимает дидактическая игра. Дидактическая игра – это вид
игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Структурные
компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые
действия и правила, дидактический материал. Классификация дидактических игр
включает предметные, настольно-печатные и словесные игры.

Экспериментальное
исследование проводилось на базе ______, старшая группа, 10 детей 5-6 лет с
задержкой психического развития. Экспериментальное исследование проводилось в
три этапа.

На констатирующем этапе
осуществлялся подбор диагностического инструментария; исследование исходного
уровня сформированности зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой
психического развития. Результаты исследования показали, что дети с ЗПР имеют
значительные трудности в различении и назывании дополнительных цветов. Эти
показатели говорят нам о том, что необходимы дополнительные занятия по изучению
и закреплению знаний о сенсорных эталонах. Трудности у дошкольников возникли в
назывании и узнавании таких форм, как овал, круг, квадрат. Дошкольники
допускают ошибки и при показе фигуры по названию, и при назывании её. Также
дети с ЗПР имеют значительные трудности в различении величин предметов. Дети
затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или
наоборот. Наиболее сложными понятиями для детей являются понятия широкий и
узкий. Вместо них они оперируют понятиями – маленький и большой. У детей есть
представления об отношениях по величине, но не усвоены соответствующие им
понятия.

Формирующий этап был
направлен на реализацию модели психолого-педагогического сопровождения развития
зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
посредством дидактической игры. Работа с детьми включала следующие направления:
знакомство с сенсорными эталонами, основными цветами, геометрическими фигурами,
объемными телами, величинами, формирование умений сравнивать величины. Дидактические
игры, используемые на формирующем этапе экспериментальной работы, были
направлены на формирование представлений о цвете, величине и форме.

Таким образом, цель
исследования достигнута, поставленные задачи решены.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
развития зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников с задержкой
психического развития

 

1.1. Зрительнопространственное восприятие
как психический процесс

Значимым психическим
процессом, важным компонентом любой деятельности человека является процесс
восприятия.

Восприятие – целостное
отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном
воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. В совокупности
с процессом ощущения оно обеспечивает непосредственно–чувственную ориентировку
в окружающем пространстве [13].

В своих работах А.Н. Леонтьев
понимал под восприятием целостное отражение предметов, ситуаций и событий в их
чувственно–доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс
формирования посредством активных действий, субъективного образа целостного
предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Автор указывает, что
образ восприятия как результат соединения ощущений различных модальностей
возник в филогенезе в процессе перехода живых существ от предметно
неоформленной среды к предметно оформленной. Само же восприятие – это познание
качеств целого предмета, а не отдельных его частей, это живой, творческий
процесс познания окружающего. К свойствам восприятия он относит: константность,
предметность, целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция [5].

Константность
предполагает постоянство воспринимаемых объектов по таким признакам, как форма,
величина и цвет. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как
нечто постоянное. [26] Гештальтпсихологи изучали данное свойство путем
сравнения результатов восприятия объекта в различных положениях относительно
наблюдателя (например, человек воспринимает оконный проём как прямоугольник,
независимо от того, под каким углом смотреть). [11]

Предметность –
приобретенное свойство восприятия, формирующееся в процессе активного и
продолжительного взаимодействия человека с окружающим. Предметность восприятия
предусматривает возможность вычленения отдельных предметов и внешних фрагментов
реальности. [26] И.М. Сеченов подразумевал, что предметность формируется на
основе двигательных процессов, которые обеспечивают взаимодействие с самим
предметом. В отсутствии движения восприятие не обладало бы свойством
предметности. [19]

Следующее свойство –
целостность. Оно характеризуется тем, что предметы и явления воспринимаются как
нечто целое, единое. Восприятие остаётся целостным даже при отсутствии
какой-либо детали предмета. [26] И.М. Сеченов писал, что это свойство
восприятия – не что иное, как итог рефлекторной деятельности анализаторов. [19]

Восприятие так же обладает
таким качеством, как избирательность. Избирательность осуществляется через
внимание и подразумевает выделение из общего пространства каких-либо объектов
или их признаков.

Восприятие всегда
осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, связанное
с его применением. [26]

Далее рассмотрим
апперцептивность – восприятие окружающего пространства, опираясь на
предшествующий опыт. Чем богаче опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.
[26] Понятие апперцепции в педагогику ввел И.Ф. Гербарт, описывая её как
осознание воспринимаемого нового предмета или явления под влиянием накопленных
ранее представлений – предшествующих знаний и опыта, которые он назвал
апперцептивной массой. [14] Данное свойство связано, непосредственно, с
анализаторной системой, через которую, собственно, окружающий мир воздействует
на нервную систему человека в целом.

В детской психологии
понятие восприятие трактуется следующим образом: восприятие – это отражение
человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на
органы чувств. [20] Это совокупность ощущений различных модальностей, например,
воспринимая яблоко, мы можем ощущать его цвет, форму, величину, запах, его вес
и так далее. Все эти ощущения складываются в дальнейшем в образ предмета.

А.В. Запорожец в своих
трудах писал, что восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с
внешними практическими действиями. [20] То есть человек в процессе восприятия
какого-либо предмета или явления не ограничивается лишь движением глаз или
ощупыванием этого предмета, он совершает полноценные ориентировочно –
исследовательские действия с целью выявления наиболее существенных
характеристик воспринимаемого.

Более точно данный
процесс описан в следующем определении. Восприятие – психический процесс
отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных
свойств и частей, связанных с пониманием целостности отражаемого. Результатом
восприятия всегда является образ предмета. В формировании этого образа чаще
всего принимают участие несколько анализаторных систем, так как каждый предмет
является сложным раздражителем, обладающим совокупностью свойств. [27]

Восприятие отражает не
только лишь совокупность значимых качеств и свойств предмета, но содержит и
смысловое значение, которое выражено в названии предмета или явления. Прошлый
опыт ребенка принимает участие в формировании образа предмета или же явления и
находится в зависимости от его интересов, потребностей, мотивов деятельности.
Чем больше прошлый опыт, выше мотивы, тем богаче и восприятие, и образные
представления. [10]

Восприятие обычно
классифицируют по ведущей анализаторной системе, осуществляющей данный процесс.
На этой основе различают: зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное,
вкусовое и кинестетическое восприятие.

В современной
психологической науке зрительно-пространственное восприятие трактуется как
совокупность построения зрительного образа окружающего мира. [24]

Более подробное описание
данного процесса представлено в следующем определении: это совокупность
процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с
помощью зрительной системы. [8]

Зрительно-пространственное
восприятие (зрение человека) – процесс психофизиологической обработки
изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой. [7]

Представления о
зрительном восприятии, как о сложной функциональной системе, базируются на
теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н.
Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории
единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В.
Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории
системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. На
основе представленных теорий процесс зрительного восприятия рассматривается как
процесс, который включает в себя аттенционные (внимание), мнемонические
(память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты психики. [8]

В отечественной
психологии ряд авторов рассматривают зрительно-пространственное восприятие как
сложную систему перцептивных и опознавательных действий (А.В. Запорожец, В.П.
Зинченко, Т.П. Зинченко и другие).

На основе перцептивных
действий на первом этапе восприятия происходит обнаружение объекта, его
различение и выделение наиболее существенных признаков. Далее эти признаки
соединяются в целостный перцептивный образ (М.С. Шехтер), т.е. происходит
формирование зрительного образа на основе суммы воспринятых признаков. Затем
идет соотнесение данного образа с сенсорными эталонами, которые хранятся в памяти
человека. Следующий этап – оценивание совпадения воспринимаемого образа с
имеющимися в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы