Курсовая с практикой на тему Развитие зрительного восприятия у детей с лёгкой умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические исследования проблем
развития зрительного восприятия у детей
1.1 Историография исследований
развития зрительного восприятия
1.2. Развитие зрительного
восприятия у детей в онтогенезе
1.3 Особенности развития
зрительного восприятия детей с легкой умственной отсталостью
2.3 Анализ результатов
коррекционной работы
Введение:
Полноценные представления об объектах неживой природы чрезвычайно
важны для успешной социализации. Их можно отнести к числу ключевых компетенций
ребенка. Недостатки представлений у умственно отсталых детей отмечались во
многих трудах отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, И.Г. Еременко, А.И.
Липкина, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф
и др.). Современные исследователи уделяют много восприятия вопросам познания
детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М.
Бгажнокова, СТ. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Ю. Шамко, С.Г. Шевченко и др.). Для
расширения и уточнения представлений об окружающем применяются новейшие
компьютерные технологии (О.И. Кукушкина).
Однако в современной литературе недостаточно работ, посвященных
вопросу представлений об окружающем у детей с проблемами в развитии. Это
вызывает противоречие между необходимостью знаний о данном вопросе и
способностью оказывать квалифицированную помощь и организовывать обучение детей
с проблемами в развитии. Это важно, потому как сегодня под специальным
образованием понимается обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии,
направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, с
учетом индивидуальных особенностей детей с целью достижения максимально возможного
уровня образованности и самореализации личности (Н.М. Назарова, Е.А.
Стребелева, Л.М. Шипицина и др.).
Роль зрительного анализатора в отражении
человеком окружающего мира достаточно велика, потому
как помощи зрения человек следит за правильностью
действий , которые он осуществляет, а так же в совокупности с ощущением зрительное восприятие является
источником эстетических переживаний . Поэтому нарушения в
его формировании значительно обедняют чувственный опыт человека. Недостаточный
уровень сформированности зрительных форм восприятия резко уменьшает возможность
успешного обучения ребенка.
Проблема развития и совершенствования зрительного восприятия в
школьном возрасте была предметом исследований таких известных учёных, как П.Б.
Шошин, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Однако в условиях
перехода отечественной системы специального образования на ФГОС, эти классические
подходы требуют нового осмысления. Именно поэтому тема данного исследования
очень актуальна.
Всё вышеперечисленное позволяет судить нам о том, что коррекция
зрительных форм восприятия является одним из основных составляющих элементов
школольного воспитания детей с умственной отсталостью, так
как его недоразвитие может повлечь за собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших
психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной
деятельности в целом .
Цель исследования: теоретически изучить и практически
определить особенности зрительного
восприятия детей младшего школьного возраста
на уроках окружающего мира.
Объект исследования:
особенности зрительного восприятия детей младшего школьного
возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: содержание деятельности на уроках
окружающего мира по развитию зрительного восприятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности зрительного восприятия у
детей
младшего школьного возраста с УО
на уроках окружающего мира.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы
следующие методы:
1. теоретический анализ и синтез научной литературы;
2. эмпирические: наблюдение, психодиагностика, анализ
документации.
3. метод количественного и качественного анализа полученных
данных.
Испытуемыми выступали дети с проблемами в интеллектуальном
развитии. Общее количество испытуемых 12 человек.
Практическая значимость эксперимента заключается в том, что
полученные результаты эксперимента могут использоваться при организации занятий
по ознакомлению с окружающим миром.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Ознакомление с окружающим миром — одна из важных предметных
областей в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с умственной
отсталостью. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром осуществляется
формирование, уточнение и систематизация знании о предметах и явлениях
окружающей действительности. У детей формируется целостное восприятие и
правильное представление о человеке, его потребностях и возможностях, строении
его тела, органах чувств, о предметах гигиены, необходимости выполнения
культурно-гигиенических требований и правил безопасного поведения в быту, на
улице. Дети знакомятся с предметной и природной средой, учатся определять
назначение, свойства и качества предметов.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром предусматривается
определенная целостная система знаний, отражающая важные связи и зависимости
между изучаемыми объектами, что обеспечивает существенные сдвиги в умственном
развитии детей. Предметы повседневного использования дети изучают на основе
чувственного познания. Они рассматривают, анализируют реальные объекты,
определяют их назначение, выполняют различные действия с предметами. Учатся
называть и показывать предмет в разном пространственном расположении,
соотносить натуральные предметы с графическим изображением (цветные,
черно-белые, силуэтные картинки), составлять предложения, рассказы об изучаемом
объекте. Школьники учатся сравнивать предметы по разным признакам,
устанавливать пространственные и причинно-следственные связи, делать
элементарные выводы и обобщения. На занятиях создается эмоционально
благоприятная среда, поддерживается речевая активность детей и создаются
условия для практического применения полученных знаний в повседневной жизни.
В процессе ознакомления с окружающим миром обеспечивается
обогащение чувственного, эмоционального, социально-бытового, игрового опыта,
развитие речемыслительной деятельности детей с интеллектуальной
недостаточностью.
В ходе формирования системы представлений различного предметного
содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом
формируются объективно закономерные предпосылки и сама необходимость
формирования мыслительной деятельности. При проведении
коррекционно-педагогической работы отчетливо проявляются групповые различия в
психофизическом развитии школьников с проблемами в развитии как по характеру
динамики формирования понятий, так и по уровню их сформированности в зависимости
от качества обучения при однозначных дефектах.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что в детских
садах недостаточно уделяется внимание работе школьников с материалами
окружающего мира, хотя последние несут в себе неоценимую ценность в
ознакомлении детей с проблемами в развитии с окружающим миром. Было доказано,
что включение детей с проблемами в развитии в систему ознакомления с окружающим
миром создаст возможность формирования у них навыков социального поведения;
включения их в те виды деятельности, которые доступны сверстникам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические исследования проблем
развития зрительного восприятия у детей
1.1 Историография исследований развития
зрительного восприятия
зрительного восприятия
Одним из важнейших психических процессов
, неотъемлемым компонентом любой деятельности человека является процесс
восприятия.
Восприятие – целостное отражение
предметов, ситуаций и событий, формирующееся при непосредственном воздействии
физических раздражителей на рецепторные поверхности. В совокупности с процессом
ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем
пространстве.
В своих работах А.Н. Леонтьев понимал
под восприятием целостное отражение предметов, ситуаций и событий в их
чувственно–доступных временных и пространственных связях и отношениях, к
свойствам восприятия он относит: константность, предметность, целостность,
избирательность, осмысленность, апперцепцию
[9, с.43].
Восприятие обычно классифицируют по
ведущей анализаторной системе, осуществляющей данный процесс . На этой основе
различают: зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое и
кинестетическое восприятие. Заметим, что каждый из перечисленных видов
восприятия обладает теми же свойствами, что и восприятие в целом.
В отечественной психологии ряд авторов
рассматривают зрительное восприятие как сложную систему перцептивных и
опознавательных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко и
другие).
На основе перцептивных действий на
первом этапе восприятия происходит обнаружение объекта, его различение и
выделение наиболее существенных признаков. Далее эти признаки соединяются в
целостный перцептивный образ (М.С. Шехтер), т.е. происходит формирование
зрительного образа на основе суммы воспринятых признаков. Затем идёт
соотнесение данного образа с сенсорными эталонами, которые хранятся в памяти
человека. Следующий этап – оценивание совпадения воспринимаемого образа с
имеющимися в памяти эталонами и на основе этого отнесение образа к какой-либо
категории предметов, т.е. категоризация [3, с.83].
Значимость зрительного восприятия для
человека обусловлена тем фактом, что зрение является ведущей сенсорной системой
подавляющего большинства людей, при помощи зрительного анализатора
воспринимается порядка 80% всей информации из окружающего мира.
Важные для психического развития
преобразования происходят в постнатальном отногенезе. В этот период зрительная
система развивается довольно ускорено.
Л.И. Фильчикова писала, что период со 2
по 6 месяц жизни ребенка является критическим в формировании зрительной
системы. По её мнению, прежде всего это связано с её интенсивным развитием и
повышенной чувствительностью к внешним воздействиям [8, с.112].
М.И. Лисина в своих исследованиях
показала, что у ребенка после 2,5 месяцев начинают появляться предпосылки
познавательной деятельности, которые проявляются в своеобразном сосредоточении
на объекте, а уже после 3 месяцев познавательная деятельность проявляется
по–иному – ребенок «обследует» новую игрушку. В действиях ребенка уже начинают
участвовать несколько анализаторов, ведущим из которых, естественно, является
зрение, выполняющее основную функцию познания предмета [2, с.89].
После 6 месяцев ребенок начинает
выделять знакомые объекты восприятия: маму, папу, няню, любимые игрушки и т.д.
Однако он не может выделить объекты в непривычном для него ракурсе. Всё это
говорит о том, что в младенческом возрасте зрительное восприятие ребенка
ситуативно и глобально[19, с.87].
Об успешном становлении зрительного
восприятия у ребенка говорят следующие эмоционально-волевые реакции [1, с87]:
— появление интереса, ребенок становится
внимательным;