Курсовая с практикой на тему Развитие вычислительных навыков в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6-х классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕУЧЕБНЫХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6-Х КЛАССАХ 6
1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий в ФГОС основного общего образования 6
1.2. Понятие вычислительного навыка 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕУЧЕБНЫХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6-Х КЛАССАХ 20
2.1. Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников 20
2.2. Методические рекомендации по развитию вычислительных навыков в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6-х классах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выделение существенных признаков» С.Я. Рубинштейн 32
Введение:
Актуальность исследования. Особое место среди учебных предметов в школе принадлежит математике. Актуальность темы исследования связана с тем, что математические знания, умения и навыки вычислений, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются одними из самых сложных.
В соответствии с требованиями ФГОС при изучении математики у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Именно математика является той школьной дисциплиной, при преподавании которой имеются широкие возможности связать обучение с жизнью. Значительная роль в этом отношении принадлежит устному счету.
Устный счет совершенствует восприятие, мышление, речь, память. Устные вычисления требуют активного участия внимания, способности удерживать в памяти числовые данные, необходимости в правильном и рациональном выборе действия, приема вычисления. Устный счет необходим для успешного изучения математики.
Так без овладения устными вычислительными операциями нельзя овладеть письменными, которые несут в себе элементы устных вычислений.
Процесс овладения устными вычислительными навыками довольно сложен: сначала обучающиеся должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев сложения – запоминать результаты и знать наизусть.
Прием вычислений складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется выбором теоретической основы вычислительного приема.
Значение вычислительных навыков состоит в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием других учебных дисциплин, в которых систематически используются различные вычисления.
Проблема формирования у обучающихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, педагогов, методистов, учителей. Методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов-практиков М.А. Бантовой, Т.Г. Зайцева, М.И. Моро, С.В. Сидорова, М.Ф. Шабаевой.
Идея совершенствования универсальных учебных действий базируется на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).
Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий исследовали А.Г. Асмолов, А.И. Балашова, Г.М. Коджаспирова и другие.
Цель исследования – описать возможность выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников и разработать методические рекомендации по развитию вычислительных навыков в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6-х классах.
Объект исследования – процесс обучения математике в средней школе.
Предмет исследования – развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в 5-6-х классах.
Задачи исследования:
1. Описать понятие познавательных универсальных учебных действий в ФГОС основного общего образования.
2. Рассмотреть понятие вычислительного навыка.
3. Привести подходы к выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников.
4. Разработать методические рекомендации по развитию вычислительных навыков в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6-х классах.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение учебно-методических пособий, материалов и публикаций по исследуемой теме; систематизация теоретического и практического опыта педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы педагогами для развития вычислительных навыков в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6-х классах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Работа включает 1 рисунок, 1 таблицу, 1 приложение.
Заключение:
В ходе реализации поставленных задач получены следующие результаты:
1. На основе теоретического анализа описали понятие познавательных универсальных учебных действий в ФГОС основного общего образования. Было определено, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
2. Рассмотрено понятие вычислительного навыка. Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
3. Приведены подходы к выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников. Для выявления уровня развития познавательных универсальных учебных действий школьников на констатирующем этапе экспериментальной работы можно использовать методику «Выделения существенных признаков» С.Я. Рубинштейна.
4. Разработаны методические рекомендации по развитию вычислительных навыков в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6-х классах.
В данной работе показано, что развитие вычислительных навыков можно в процессе формирования познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий на уроках математики в 5 и 6-х классах. Также было выявлено, что создание определенного настроя учащихся при помощи форм и приемов работы на уроке перед предстоящими вычислениями, повышает их ответственность и желание получить правильный результат.
Представленные материалы в работе, а также разработанные методические рекомендации можно использовать при развитии вычислительных навыков учащихся на уроках математики в 5 и 6-х классах. Представленные в данной работе материалы также могут быть полезны студентам в формировании познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий обучающихся средней школы на уроках математики.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕУЧЕБНЫХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6-Х КЛАССАХ
1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий в ФГОС основного общего образования
Понятие «универсальные учебные действия» А.Г. Асмолов определяет как «…умение субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное усвоение нового общественного опыта» [2, с. 27].
В более узком смысле термин «универсальные учебные действия» дается в виде «совокупности действий учащегося, гарантирующих его культурную принадлежность, общественную компетентность, терпимость к чувствам другого, умение самостоятельно усваивать знания и умения, в том числе организацию данного процесса» [15, с. 4].
За счет формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий у них появляется возможность самостоятельно усваивать новое знание, умение и компетентность на базе формирования умения учиться, поскольку УУД представляют собой обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют обучающимся ориентироваться в предметной области познания.
ФГОС включает характеристику личностного, когнитивного, регулятивного и коммуникативного компонентов универсального учебного действия. Остановимся подробнее на познавательной универсальной учебной деятельности.
Совокупность метапредметных результатов включает «овладение учащимися межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными и коммуникативными), умение использовать их в познавательной и социальной деятельности, самостоятельность в реализации образовательной деятельности и организации образовательного взаимодействия с учителями и ровесниками, умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, овладение навыком учебной и исследовательской, проектной и социальной деятельности» [10, c. 89]. Итак, познавательное универсальное учебное действие включается в метапредметные результаты как «способ деятельности, применимый и в рамках учебного процесса, и при разрешении задач в реальной жизненной ситуации, осваиваемой учащимся на основе одного, некоторых либо всех учебных дисциплин» [10, c. 89].
В нормативной и правовой документации по осуществлению стандарта и в педагогических литературных источниках данное понятие применяется в качестве номинативного словосочетания по причине классификации УУД.
Так, В.В. Козлов и А.М. Кондаков оперируют этим термином лишь в определенном контексте или называют иначе – «действие познавательной направленности»; что констатируется наличием «так называемых метапредметных учебных действий» [15, c. 25]. Между тем метапредметным (то есть надсубъектным, либо метапознавательным) действием авторы признают мыслительное действие учащегося, направленное на анализ его познавательной деятельности и управление ею.
Но из представленного определения сложно установить, являются ли упомянутые термины (когнитивное, метапознавательное и междисциплинарное действие) синонимичными.
Определение данного термина отсутствует в руководствах, рекомендуемых для проектирования УУД и их развития. Его авторы используют определение «познавательное развитие – развитие у обучающихся научной картины мира; формирование умения к управлению собственной когнитивной и интеллектуальной деятельностью; владение методологией познания, стратегиями и методами познания и обучения; формирование репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии» [21, c. 18].
В составе словаря, разработанного на базе определений ФГОС, также отсутствует определение «познавательных УУД» в отличие от других видов УУД. Термин «познавательные универсальные учебные действия» встречается в различных работах, которые посвящены их классификации, становлению и развитию. По мнению Л.Г. Шестаковой «познавательные универсальные учебные действия – это действия, гарантирующие процесс познания, творческий и мыслительный процесс приобретения и обновления знания» [23, c. 192].
Т.М. Шахова определяет определенные типы учебной деятельности. Познавательное УУД – личное обнаружение и формулирование познавательных целей, использование методов по информационному поиску, отражению методов и условий действия, контролю и оценке процесса и результатов деятельности, определение первичной и вторичной информации [22, c. 193].
Большинство педагогов указывает на творческую природу УУД, включая познавательные, ими подчеркивается их практическая и социальная ориентированность, что относится к одному из требований ФГОС к метапредметным результатам, а именно умению применять познавательные УУД в познавательной и социальной деятельности [6, c. 54].
Универсальность познавательного УУД заключается в разностороннем способе познания окружающей действительности. Познавательные УУД дают возможность каждому обучающемуся достигать целей, решать познавательные задачи, понимать и решать вопросы или проблемы в процессе обучения.
Анализ текста ФГОС как нормативного документа дало возможность выявить контекст использования определения «познавательное универсальное учебное действие», выявляя при этом его компоненты и возможную структуру: