Курсовая с практикой на тему Развитие воображения у детей дошкольного возраста с зпр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. .Теоретическое исследование особенностей
воображения детей
дошкольного возраста. 5
1.1.Понятие воображения, его виды и уровни развития. 5
1.2. Возрастно-психологические особенности дошкольников. 8
1.3.Особенности воображения дошкольников. 11
Глава 2. .Теоретическое обоснование проблемы развития детей
с ЗПР……….17
2.1 Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР. 17
2.2.
Своеобразие развития воображения у дошкольников с задержкой психического
развития. 23
2.3.Методы исследования особенностей воображения дошкольников. 28
Глава 3. .Коррекционно-педагогическая программа
развития воображения у детей с ЗПР 32
3.1.Организация исследования. 32
3.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 38
3.3. Методические
рекомендации по развитию воображения у дошкольников с задержкой психического
развития. 44
Заключение. 49
Список литературы. 51
Введение:
Данная работа посвящена изучению
особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. Под воображением понимают психический познавательный
процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и
представления, полученных в прошлом опыте. Воображение позволяет представить
результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее
начала. Процессы воображения имеют аналитикосинтетический характер, то есть
действительность отражается в новых, неожиданных сочетаниях и связях.
Воображение является основной
наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и
решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Сила
воображения заключается в способности сознания создавать очень яркие картины на
основе образов, которые оно может трансформировать. Воображение складывается в
процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий
жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо
накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей
действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка,
так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и
явлениях, свой творческий опыт. Проблема исследования обусловлена тем, что в
России растет число детей с задержкой психического развития. Недостаточная
сформированность образов-представлений у дошкольников с задержкой психического
развития, приводит к затруднениям возможности оперирования ими, что снижает
уровень развития воображения.
Снижение мотивации, познавательных
интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, не
целенаправленность деятельности, несформированность операциональных
компонентов, сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточность
развития знаково — символической функции является одним из факторов, ведущего к
снижению их социальной реабилитации.
Актуальность темы работы обусловлена тем,
что воображение как психический познавательный процесс играет важную роль в
развитии детей дошкольного возраста, влияя на развитие других высших
психических функций, тем самым повышает успешность обучаемости и социализацию
детей. Изучением психологических особенностей детей с задержкой психического
развития занимались Р. Арнхейм, Л.А. Венгер, Т.А. Власова, А.П. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, М.С. Певзнер, С.Л. Рубинштейн, У.В. Ульенкова и др.
Их исследования свидетельствовали о том,
что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития воображения ребёнка.
Цель: Изучить особенности развития
воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности воображения дошкольников;
2.Изучить проблем развития детей с ЗПР;
3.Диагностировать уровень развития воображения у
дошкольников;
4.Составить методические рекомендации по развитию воображения
у дошкольников с ЗПР.
Объект: Воображение дошкольников с ЗПР.
Предмет: Развитие воображения дошкольников с ЗПР.
Заключение:
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что под
воображением понимают психический познавательный процесс, направленный на
создание новых образов и идей, он непосредственно связан с любой формой
творческой и мыслительной деятельностью человека, и его поведением в целом.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, занимает большое
место в его жизни, хоть и развито слабее, чем у взрослого. В старшем дошкольном
возрасте развитие воображение обусловлено интенсивным развитием мышления и
других интеллектуальных процессов, существенным изменением мотивационной сферы,
ориентацией на социальные отношения в мире взрослых.
Как результат происходит становление особой
деятельности воображения — фантазирование, ребенок осваивает приемы и средства
создания новых образов, воображение приобретает произвольный характер,
предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию, воображение
переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре
для создания образов. Другой вариант развития воображения преобладает у
дошкольников с задержкой психического развития.
Понятие «задержка психического развития»
употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью
центральной нервной системы – органической или функциональной, у большинства из
них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм
поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной
истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Проведенная работа показала качественную разницу
между основными параметрами воображения у детей с ЗПР. Можно сделать следующие
выводы:
существуют различия в уровне, степени развития и
характеристиках воображения у детей с ЗПР;
значительно хуже у испытуемых с ЗПР развиты гибкость
и оригинальность;
у детей с ЗПР не выявляется четкой зависимости между
уровнем успеваемости и параметром воображения;
у детей с ЗПР рисунки обеднены, схематичны, носят
однообразный, стереотипный характер.
Поскольку
воображение играет большую роль в образовательной деятельности жизни в данный
возрастной период (дошкольный возраст), именно на него полагаются воспитатели.
Удачное использование характеристик воображения во многом обеспечивает
эффективность будущей образовательной деятельности.
Предлагаемая
коррекционно-педагогическая программа создает условия для развития творческого
воображения. При использовании этих упражнений уровень продуктивного
воображения повышается, словарный запас обогащается, а уровень творческого
воображения увеличивается.
Таким образом, данные упражнения можно
проводить как во время учебной деятельности, так и в свободное время разными
специалистами и родителями. Систематическое проведение предложенной нами
работы, по нашему мнению, способно вызвать у детей интерес к занятиям,
фантазированию и непосредственно развивать воображение детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретическое
исследование особенностей воображения детей дошкольного
возраста
1.1.Понятие
воображения, его виды и уровни развития
Под «воображением» в современной
психологии понимается психический процесс, который, основываясь на существующем
опыте, позволяет человеку создавать образы в своем уме. Воображение не может
функционировать без других важных психологических процессов. Воображение
оказывает большое влияние на познавательную деятельность человека. С помощью
воображения у нас есть возможность делать предположения о том, что произойдет в
будущем, каков будет результат нашей деятельности.
Мозг — это орган, который отвечает
за все процессы в психике человека, включая воображение. С физиологической
точки зрения воображение — это аналитическая синтетическая деятельность мозга,
в результате которой происходит формирование новых системных связей. [4]
Воображение делится на виды. Что
касается воображения, оно может быть эмоциональным, образным,
словесно-логическим. В зависимости от содержания мероприятия, оно может быть
художественным или техническим. В процессе деятельности воображение делится на
активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. Воображение также
может быть абстрактным и конкретным, оно зависит от характера изображений. С
точки зрения эффективности, оно может быть воссоздающим (когда появляются
изображения, которые уже существуют в реальности) и творческим (когда
появляются совершенно новые, еще не существующие образы).
Воображение имеет ряд функций:
· представлять
реальность в образах и применять эти образы для достижения целей
· уравновешивать
эмоций
· регулировать
познавательные процессы
· представлять
план действий
· планировать
деятельность и давать ей оценку
Психика человека имеет несколько уровней
воображения.
1. Уровни человеческого воображения
определяют отношение человека к процессу воображения. Уровни могут быть высшими
и низшими. На более низших уровнях воображение непроизвольно; на высшем уровне
воображение сознательно, человек понимает, как в его сознании появляются
определенные образы. На более низких уровнях воображение воплощается в
непроизвольной смене образов. Эта трансформация вызвана влиянием потребностей и
побуждений, которые плохо понимаются человеком.
В этом случае образы спонтанно появляются
перед воображением, тогда как человек не применяет свою волю и не создает их.
Этот вид воображения также носит так называемое пассивный характер, его
проявлением являются сны, галлюцинации. Одним из видов высшего уровня
воображения является креативность. В этом процессе изображения появляются по
воле человека, затем они могут меняться в зависимости от его собственных целей.
Эта форма называется активным воображением. Мечта также относится к высшему
уровню воображения.
Творчество как высший уровень
воображения. В буквальном смысле, креативность понимается как создание чего-то
нового. Характерной чертой творчества является личное начало, творчество
характерно исключительно для человеческой деятельности. С точки зрения психологии,
творчество — это психологический процесс, в результате которого информация из
нашего сознания воплощается в новой форме. Психологи выделяют три направления
творчества:
· продуцирование
нового
· улучшение
существующего
· разрушение
старого Тема творчества давно изучается учеными, в современной
психологической науке существует четыре направления творческих исследований: